Еще больше компаний экспериментируют с оборудованием для IP-телефонии, а ведь по сути всего год назад эту технологию лишь начинали тестировать.

Одна из причина такой популярности — в снижении себестоимости международных и междугородных телефонных звонков. Например, себестоимость междугородного канала АО "Ростелеком" — 29 центов в минуту, а при использовании IP-телефонии она снижается до 18 центов в минуту за канал. Но кроме этого IP-телефония позволяет реализовать дополнительные услуги, которые в обычной телефонной сети попросту невозможны.

Группа энтузиастов предложила организовать ассоциацию независимых операторов Internet-телефонии. Одним из первых шагов ассоциации могло бы стать создание своеобразного клирингового центра

 

Как удается уменьшить стоимость соединения в Internet-телефонии?

Дело в том, что далеко не всегда требуется, чтобы голос во всем богатстве обертонов передавался слушателю. Можно простить и задержки, и незначительные искажения. Телефонное соединение гарантирует передачу сигнала почти без изменений и задержек, но и требует для этого дополнительных расходов. Использование подавления пауз (если абонент молчит, то передачи нет), сжатия и других цифровых технологий позволяет передавать голосовой трафик по IP-каналу с пропускной способностью всего 8-9 Кбит/с; при этом качество связи будет примерно таким же, как при разговоре по сотовому телефону.

Поскольку службы Internet-телефонии разворачиваются на базе сетей коммутации пакетов, это открывает возможность реализации многих интересных и полезных дополнительных услуг. Например, при помощи Internet-телефона можно поговорить не только вдвоем, но и значительно большей компанией. Это свойство наследуется у компьютерной сети с возможностью многоадресной рассылки пакетов. Облегчается процедура подключения.

Есть еще один аспект удешевления звонков. Его корни — в советском прошлом. Дело в том, что вложения в прокладку и обслуживание междугородных и международных телефонных линий не столь велики, как затраты на создание межстанционных соединений и "последнюю милю". Однако когда в СССР строили телефонные сети, предполагали, что деньги будут зарабатываться на междугородных и международных звонках, субсидидируя за их счет городские телефонные сети. В условиях монополии такой подход был удобен. Сейчас же в России и на Западе полным ходом идет демонополизация телефонных операторов. Для Соединенных Штатов этот процесс начался полтора десятилетия назад с разделения AT&T. В России же городские и междугородные сети достались различным компаниям — международные и междугородные достались АО "Ростелеком", а городские были выделены в разрозненные ГТС. Именно монополия на международные каналы позволяет "Ростелекому" брать с абонентов плату, на порядок превышающую себестоимость. Правда, был сохранен некий механизм перераспределения прибылей в пользу ГТС, но и это не помогло большинству из них выбраться из довольно бедственного состояния.

В то время как инфраструктура телефонной сети, как правило, монополизирована одним крупным оператором, Internet принципиально свободна от монополии. Это позволяет поставщику услуг Internet-телефонии сэкономить определенные средства за счет правильного выбора провайдера. К тому же получить лицензию на передачу данных (телематические услуги) значительно проще и дешевле, чем получать лицензию на междугородную и международную телефонную связь.

Андрей Емельяненко, генеральный директор "ИнкомТел ТГ", оценивает начальную стоимость оборудования для четырехканальной системы примерно в 8 тыс. долл. В эту сумму входит стоимость компьютера, лицензии на программное обеспечение компьютерной телефонии (скажем, ПО VocalTec), специальная плата DiaLogic. К этому нужно добавить аренду четырех телефонных номеров, прокладку и аренду выделенной линии на 64 Кбит/с до ближайшего Internet-провайдера, расходы на офис, зарплату сотрудников и лицензию на право предоставления услуг передачи данных. Итого получается около 22 тыс. долл. Internet-провайдер может обойтись меньшей суммой, поскольку у него уже есть доступ к Сети и, как правило, необходимые телефонные номера.

Действительно ли необходима выделенная линия? Российские сети Internet-телефонии предъявляют к своим партнерам разные требования к средствам связи с Internet. Скажем, компания "ИнкомТел ТГ" не очень "требовательна" и допускает подключение к Internet даже через обычный телефонный модем. Действительно, благодаря современным модемам на 56 Кбит/с даже по обычной телефонной линии теоретически можно поддерживать 5-7 соединений Internet-телефонии. Тем не менее большинство предпочитает использовать выделенные линии до Internet-провайдера.

В развитии Internet-телефонии заинтересованы и провайдеры, и классические операторы. Для первых она является хорошим способом расширения своих услуг, а вторым позволяет предоставлять дешевые дополнительные каналы связи, легко наращивать канальные мощности и предлагать дополнительные услуги. Количество провайдеров услуг Internet-телефонии — реальных или потенциальных — стремительно растет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями