, шагая не слишком уверенно, как больной после тяжелой болезни или ранения, желая выздороветь и боясь обмануться одновременно. Хотя внешне это выглядело как настоящий праздник для посетителей, особенно для детей и подростков, которых на сей раз не гнали, а всячески привечали: транспарант, протянутый через всю центральную улицу Нижнего Новгорода, воздушные шарики, нон-стоп шоу, возможность потрогать руками хорошие компьютеры, поиграть — никто не гонит и денег не требует!

Да и само сказочное здание кукольного театра, не слишком подходящее для компьютерных ярмарок, создавало не деловую, а празднично-домашнюю атмосферу. Ярмарка, прошедшая в Нижнем 10-11 октября, была организована корпорацией Intel в рамках ее новой региональной программы. Ярмарке предшествовала небывалая для региональных компьютерных мероприятий реклама на телевидении и в прессе. Результат: буквально облепившая два десятка стендов разношерстная публика — от компьютерных специалистов до подростка, впервые взявшего в руки мышь.

Мнение посетителей сформулировал приятель моего сына-восьмиклассника: "Классно! Можно посмотреть любую программу и любую игру. Я целый час играл на Pentium II, совершенно замечательная графика".

Но пока одни веселились, другие считали, думали и рассуждали.

Евгений Празднов, фирма "Арника", директор

На самом деле кризис наступил еще до кризиса. Спрос на компьютеры увеличивался, а прибыль снижалась. Многие мелкие фирмы, вышедшие в последнее время на рынок, даже не демпинговали, а просто смешали понятия оптового и розничного рынка, продавая технику по оптовым ценам. С точки зрения покупателя цена вроде бы понижалась, а на самом деле начался крах цивилизованного рынка. Кризис 17 августа лишь обнажил уже существовавший кризис. Потребители вновь обращают свой взор в сторону недорогой техники, устаревших моделей. Крупные серьезные фирмы оказались в худшем положении, чем только что народившаяся "мелкота". У серьезных фирм и затраты серьезные, а рыночные "паразиты" из трех человек, занимающие уголок в подвале, покупают технику и перепродают ее с маржой 3% — без всяких гарантий. Мы же на компьютеры собственной марки установили трехлетнюю гарантию, показывая, что никуда с рынка уходить не собираемся, и за семь лет существования еще ни разу не отказались от взятых обязательств — ни перед заказчиками, ни перед собственным персоналом. Мы закладывали кирпичики цивилизованного бизнеса и считаем, что это правильно. Другое дело, что сейчас пришлось перейти на более дешевые модели, уделить больше внимания ремонту, заправке, дополнительным услугам.

Егор Яковлев, корпорация Intel,менеджер по маркетинговым программам

Сейчас в регионах происходит то, что в Москве проходило два года назад, — растет доля малого бизнеса и домашних пользователей на компьютерном рынке. Но из-за слабо развитой инфраструктуры, невысокого уровня подготовки персонала в магазинах, ориентации региональных выставок на корпоративного заказчика обычному человеку очень трудно найти для себя компьютер или получить консультацию. Специальные выставки ориентированы на фирмы, на них не пускают детей. Цель ярмарки — дать потенциальным покупателям возможность увидеть весь спектр техники в одном месте, а региональным компаниям — показать себя именно этой категории пользователей. Ярмарка в Нижнем — третья в регионах России (предыдущая, в Ростове, пришлась на середину сентября, когда рынок был в шоке), и для ее организации мы впервые пошли на рекламу в региональных СМИ. В нашей программе "Интеграторы продуктов Intel" участвуют почти 40 нижегородских компаний, это довольно много по сравнению с другими регионами.

Ольга Мирзоева, "Компьютерный центр — НН",генеральный директор

Мы решили участвовать в ярмарке, потому что наметился небольшой подъем после большого грустного затишья. Мы почти девять лет работаем на рынке ПО: клиенты шли, бухгалтерские программы продавались, даже был девиз "Ни дня без БЭСТа". Кризис заставил нас серьезно задуматься — мы не стали открывать уже готовый магазин, ищем иные формы услуг и внимательнее просматриваем ПО, которое появляется на рынке. С августа число клиентов уменьшилось на 20%, в сентябре стало еще хуже. Сейчас народ начал оживать, появились новые продажи — правда, старым клиентам. Мы спокойнее, чем другие, пережили кризис, потому что у нашего главного поставщика всегда были рублевые цены, они хоть и повысились на 40%, но плавно и постепенно.

Александр Шейков, фирма ЦЭК,коммерческий директор

Это первая выставка после кризиса. Ситуация немного успокоилась — и некоторые фирмы, и мы в их числе, решили показаться. У нашей фирмы три розничных магазина, и поэтому кризис ударил по нам не так сильно, как по оптовым фирмам и компаниям, работающим с крупными заказчиками. Мы на ярмарке смотрим не только на покупателей, но и на другие фирмы — на то, как они вышли из "сражения", решаем, с кем сотрудничать дальше.

Сергей Малышев, фирма "Интеллект-Проект",директор

На рынке ПО бизнес замер не настолько, как на рынке "железа". Бухгалтерия нужна всегда. А в сентябре, в разгар кризиса, была сдача баланса. В сентябре наш объем продаж в рублях вырос по сравнению с августом в 1,7 раза. Я думаю, что кризис оживит спрос на малые системы, небольшие проекты, возможен даже разворот от Windows-приложений обратно к DOS, поскольку "всплывет" устаревшая и бывшая в употреблении техника. Ярмарку считаю очень полезной и хорошо "раскрученной", впрочем, любая выставка в центре города себя оправдывает.

Александр Бугров, Нижегородский филиал R-Style, руководитель отдела проектов

Для нас ярмарка — в условиях резкого сокращения расходов на рекламу — возможность показать, что мы живы. Мы не ждем от нее массового потока клиентов, а просто поддерживаем свой имидж, работая на перспективу. У нас практически нет изменений в штате, изменился лишь режим работы, сократили немного склады, объем рекламы. В сентябре мы практически не работали, но сейчас понимаем, что выжили. Стараемся иметь дело с клиентами, на которых кризис отразился меньше, — с иностранными компаниями или компаниями, имеющими иностранных партнеров.

Фирма КИС ("Компьютерные информационные системы") была единственным Internet-провайдером на ярмарке, она же отвечала за ее видеотрансляцию.

Дмитрий Мезин, фирма КИС, главный инженер

Судя по тому, что нормальный компьютер нигде нельзя купить, — рынок разрушен, каждый занимается, чем может. Правда, мы сами последствий кризиса почти не ощутили. Мы получаем плату за уже оказанные услуги, поэтому в сентябре все было более-менее нормально, количество клиентов даже выросло. Мы "заморозились" на уровне августа и, не развиваясь, пытаемся на этом уровне удержаться — не устанавливая новые узлы, не повышая емкость внешних каналов. Эта выставка не очень представительная, но и не очень дорогая. Интерес посетителей колоссальный, на выставках реклама всегда расходится быстро, но здесь был просто шквал. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многие ведущие нижегородские фирмы в выставке-ярмарке участия не приняли. По мнению некоторых из них, ярмарку следовало отложить до ноябрьских каникул — тогда и ситуация прояснилась бы, и рынок бы пришел в себя. Других остановил не очень тщательный подбор организаторами участников: стоять рядом со случайными мелкими фирмами, недавно появившимися на рынке и не показавшими даже тени профессионализма и порядочности, они сочли для себя невозможным.

И все же — "воздух синь", и надежда есть. В этом сошлись и участники выставки, и ее посетители, и даже те, кто ее проигнорировал.