В эпоху кризиса Александру Федорову удалось главное - защитить свое детище - выставку SofTool

В условиях разразившегося в стране кризиса многие горячие головы пророчили крах крупнейшей отечественной выставке программных продуктов SofTool. К счастью, прогнозы эти не оправдались. На выставке были представлены практически все ведущие российские разработчики программ для бизнеса, а многочисленные посетители почтили своим вниманием парад отечественных разработок. Директор выставки SofTool и компании «Экспосервис-Ф» Александр Федоров - фигура далеко не однозначная. Но одного у него не отнимешь - это боец, готовый идти на максимальный риск ради сохранения дела, которому посвятил без малого десять лет. И может быть, именно поэтому выставка не провалилась ни в 1993-м, когда по Москве ездили танки, ни в 1998-м, когда кризис ударил по многим фирмам.

Известно, что часть компаний, которых нынешние трудности буквально загнали в угол, не полностью оплатили свое участие в выставке.

Таких было не одна и не две - но Федоров дал им возможность продемонстрировать свои разработки. Результат налицо: экспозиция насыщена, и посетителям есть на что посмотреть.

Безусловно, по широте охвата отечественных программ для бизнеса SofTool выделяется среди остальных наших выставок.

Бизнес-программы на SofTool

SofTool традиционно отличается разнообразием представленных на них программных продуктов. Не стала исключением и выставка этого года (впрочем, на этот раз почти не было автоматизированных банковских систем, что вполне естественно). Большую часть экспозиции заняли многопрофильные софтверные фирмы, специализирующиеся как минимум на бухгалтерских, торговых и управленческих системах для предприятий различных форм собственности и разного профиля деятельности. Так, торговые системы, включая модули складского и материального учета, снабжения и сбыта, демонстрировались более чем на 40 стендах, бухгалтерские системы были представлены примерно на 30, а справочные и информационно-поисковые системы - на 15, причем 11 компаний предлагали собственные справочные правовые системы.

Цены и скидки на выставке SofTool'98
  
Компания Программы Цены Специальные условия на выставке
«1С» бухгалтерские, торговые и другие системы серии «1С» в долл. нет
«Арсеналъ» «Русский Офис» в долл. курс 9,5 руб./долл.
«Атлант-
-Информ»
АККОРД в долл. нет
ДИЦ «Турбо-Бухгалтер» в долл. скидка 20% при оплате наличными
«Интеллект-
-Сервис»
серия «БЭСТ» в руб.* до 50 %
ИНФИН бухгалтерские системы в руб. скидка до 20%
«Информатик» «Инфо-Бухгалтер» в долл. курс 9,5 руб./долл.
ИНЭК аналитические системы в долл. курс 7 руб./долл. или 25-процентные скидки
ЦКР «Кодекс» справочные правовые системы в руб. нет
«Консультант Плюс» справочные правовые системы в руб. скидка до 10%
«ПроИнвест-
Консалтинг»
аналитические программы в долл. нет
«Фолио» бухгалтерские и торговые системы в долл. нет
* Рублевая цена не меняется с 1 августа
В несколько меньшем объеме демонстрировались САПР, геоинформационные системы, ПО для управления документооборотом, аналитические программы, страховые и фондовые системы. Ряд крупных компаний («АйТи», «Галактика-Парус», «Цефей» и др.) остались верными корпоративным системам, хотя показывали отдельные модули для более мелких клиентов. Компания «Арсеналъ» продемонстрировала широкий спектр бизнес-программ для индивидуального использования. Было представлено несколько программ автоматизации маркетинговых исследований («БЭСТ-Маркетинг» компании «Интеллект-Сервсис», ряд программ компании «ПроИнвестКонсалтинг» и др.).

Не хочется пророчить кому-то близкий конец, но наше наблюдение, что торговый и бухгалтерский секторы отечественного софтверного рынка перенасыщены неважными поделками, которые продаются лишь потому, что страна у нас большая, похоже, начинает находить подтверждение. По крайней мере почти на половине «торгово-бухгалтерских» стендов посетители не задерживались. Возможно, кризис поможет смыть все ненужное для нашего рынка, налипшее в последние годы.

Кто как торгует

Один из важнейших вопросов, волнующих покупателя любого товара, - цены и скидки. Естественно, что в условиях кризиса вопрос этот становится еще актуальнее. На SofTool '98 многие компании применили различные методы стимулирования спроса на свои программные продукты; но были и такие, кто работал по старым схемам (в таблице приводится краткая информация по ряду крупных и известных фирм). Отметим также, что некоторые компании (в том числе «АйТи», «Галактика-Парус») не имели прайс-листа, что вполне объясняется стремлением индивидуально работать с крупными клиентами - покупателями корпоративных систем. Чья стратегия ценообразования окажется лучше - покажет время.

Как видно из таблицы, две трети отобранных компаний предпочли установить на свои программы цены в иностранной валюте и лишь треть сохранила «верность» рублю. Однако при резких скачках доллара - неважно, вверх или вниз, - валютные цены на ПО не только не гарантируют стабильности, но часто просто вредны, так как в результате биржевой игры товар может или не пойти вообще из-за взлета доллара, или быть проданным слишком дешево из-за его падения.

Интересно, что более половины упомянутых компаний использовали механизм скидок и льгот, действующих исключительно на выставке. Лидеры этого движения за стимулирование сбыта - «Интеллект-Сервис» (скидки до 50%) и ИНЭК (продажа по курсу 7 рублей за доллар фактически фиксирует цены на уровне середины августа). В то же время вызывает уважение позиция «1С», не предоставлявшей скидок никогда раньше и, несмотря на кризис, не дававшей их на выставке.


- Игорь Аглицкий, генеральный директор компании «Ламинфо». С ним можно связаться по электронной почте по адресу laminfo@glasnet.ru