Александр Прокин: «Наступило время многокритериального анализа»

  

Подготавливая в начале сентября серию публикаций о нынешнем кризисе, мы поинтересовались, насколько оперативно в агентстве «Дейтор» собирают информацию о ситуации на компьютерном рынке, а также обращались ли к ним компании с целью получить общую картину происходящего. Однако на тот момент каких-либо данных, иллюстрирующих реальное положение крупнейших участников рынка в дни кризиса, получить там не удалось, и, по словам Александра Прокина, ни одна из компаний не обратилась в агентство, чтобы получить анализ обстановки. Тем не менее он рассчитывает, что результаты начатого агентством анализа кризисной ситуации будут востребованы, поскольку в периоды нестабильности спрос на маркетинговые исследования возрастает.

В своих прогнозах «Дейтор» исходит из того, что некоторая финансовая стабилизация в России наступит примерно через два месяца, банковская система отчасти восстановится через четыре месяца, а за доллар будут давать - в самом худшем случае - 70 рублей.

Отчет, посвященный анализу кризисной ситуации, будет представлен на осенней конференции «Компьютерный бизнес России '98: состояние и тенденции. Пути выхода из кризиса». «Дейтор» собирается пригласить для выступления на ней авторитетных, но не ангажированных экономистов и аналитиков.

Кроме того, по крайней мере в течение ближайших двух месяцев «Дейтор» планирует выпускать еженедельное экспресс-исследование «Анализ кризиса».

Так решили в «Дейтор». Нередко подвергавшийся суровой критике - за отсутствие ясной методики и четких критериев определения лидеров компьютерного рынка - рейтинг «top 100 компьютерного бизнеса России» уступил место новому проекту. О чем и было объявлено на пресс-конференции агентства маркетинговых исследований, состоявшейся 9 сентября.

Необходимость изменения подходов к анализу ситуации на рынке, по словам президента «Дейтор» Александра Прокина, вызвана переходом компьютерного бизнеса к новому этапу развития, отличительные особенности которого - усиление конкуренции, больший динамизм и усложнение структуры.

Цель своего проекта, получившего рабочее название «Анализ текущего состояния компьютерного рынка», разработчики видят в составлении общей картины, основанной на результатах исследований и прогнозах развития. По замыслу «Дейтор», подготавливаемый в рамках проекта ежеквартальный отчет, содержащий примерно сотню различных таблиц - «срезов» рынка, поможет компьютерным компаниям в принятии более адекватных решений по сравнению с теми, что принимались ими лишь на основе собственной практики и интуиции.

Переход к «многопараметрическому сравнению» освобождает от необходимости ранжировать участников рынка «по жесткой одномерной схеме» и тем самым, что немаловажно для агентства, выводит его из-под огня критики. Теперь «Дейтор» будет предоставлять только информацию для принятия решений о лидерстве на рынке, а составить список «передовиков» сможет каждый желающий - в соответствии с собственной шкалой ценностей.

Тем не менее, соглашаясь, что рынок «привык к процедуре вручения национальных наград», Прокин не исключает возможности ее проведения. Правда, при условии, что организацией подобного праздника - при спонсорской поддержке - займутся другие.

Выпуск первого - в рамках нового проекта - отчета намечен на 30 октября. Тогда можно будет оценить и реакцию участников рынка на инициативу агентства. Пока же они озабочены не столько конкуренцией, сколько борьбой за выживание.