Computerworld Россия продолжает рассказывать о влиянии кризиса на компьютерный рынок России и ближайшего зарубежья. В этом номере мы публикуем с небольшими сокращениями статью, которую нам предоставили наши коллеги из ComputerWorld/Киев.




1. Каковы, по-вашему, причины финансового (а следовательно, и компьютерного) кризиса на Украине?

2. Как развивалась ситуация в вашей компании? Какие меры вы приняли?

3. Ваши прогнозы на будущее?



 
Обвал национальной валюты, кризис на компьютерном рынке - через все это Украина уже проходила несколько лет назад. После двухлетнего периода стабилизации все эти атрибуты молодого государства воспринимаются как трагедия. Ведь говорят: долго хорошо - тоже плохо. Любая компания в эти дни старается приложить максимум усилий, чтобы остаться «на плаву». Что думают руководители компаний, занимающихся производством и продажей компьютерной техники, по поводу сложившейся ситуации? Мы опросили руководителей ряда киевских компаний:

Интервью проводились в период с 1 по 4 сентября, поэтому часть информации, возможно, уже утратила актуальность - ведь ситуация меняется каждый день. Но зато вы можете проверить, сбылись ли прогнозы.




Юрий Чубатюк,

президент MDM-Service

1 Компьютерный кризис начался в Азии. Его последствия мы стали ощущать в работе фирм из этого региона, с которыми у нас налажены партнерские отношения: уменьшение кредитных линий и увеличение сроков поставки продукции. Еще одна причина - политический кризис в России. Конечно, 40% экспорта Украины приходится на Россию, но в основном это бартер. Если бы вместо бартера существовали товарно-денежные отношения, то падение гривны было бы гораздо больше. Причины кризиса на Украине определяют финансовые предпосылки: инвестиционные деньги России на Украине, экспортно-импортные операции, возникший ажиотаж.

2 Мы стали «отсекать» некоторые затратные направления. Приложили максимум усилий, чтобы дистрибуция у нас стала быстрой и эффективной и не было затоваренности складов. Мы предприняли все возможное, чтобы улучшить «оборачиваемость» наших средств: создали разветвленную систему автоматизации производства. Украинские фирмы, которые продвигают продукцию brand-name или используют в производстве импортные комплектующие, пошли разными путями. Некоторые временно прекратили работу и ожидают стабилизации. Небольшие компании (у которых просто не было больших запасов) продолжают собирать компьютеры под заказ. Другие же, как мы, все-таки рискуют. Наша компания считает, что это - просчитанный риск. Наша ценовая политика такова: ориентируясь на гривневые цены, мы просчитываем, насколько они выгодны компании. MDM-Service не ощутила ни резкого спада, ни роста продаж.

«Кризисная» статистика

Финансовый и политический кризис, захлестнувший Россию с конца августа, сказался и на украинском рынке. Критичной ситуация стала 27-28 августа, когда многие компьютерные компании начали повышать цены, а некоторые даже приостановили работу. С пятницы (28 августа) по вторник (1 сентября) товарный курс доллара колебался в пределах от 2,5 до 5 гривен. К концу недели он «стабилизировался» на отметке 3,3-3,5 гривен (информация получена путем опроса аналитическим отделом «Комиздат»). Пятница (4 сентября) ознаменовалась введением Нацбанком Украины нового валютного коридора - 2,5-3,5 гривен за 1 долл. - и решением МВФ о предоставлении Украине кредита в 2,2 млрд. долл. Наступление выходных несколько замедлило реакцию рынка. В понедельник 7 сентября товарный курс доллара в компьютерных фирмах оставался на прежнем уровне. Однако в этот день практически все обменные пункты не работали, а те, что не были закрыты, покупали доллары по курсу 2,27-2,3. В тот же день стало известно о введении нового курса НБУ, который составил 2,52 гривен. Обменный курс покупки колебался в пределах 2,52-2,64 гривен. (на рынке - 3-3,2 гривен). На продажу валюты не было. Товарный курс в большинстве киевских компаний пока не изменился - они заняли выжидательную позицию. Правда, компания Ost, приостановившая продажи на прошлой неделе, вчера их возобновила по курсу 3,9. В основном продолжаются только поставки техники по незавершенным проектам и тендерным контрактам. Те же, кто продолжает выставлять счета, аннулируют их, если оплата не была произведена в тот же день. Ряд респондентов связывают начало стабилизации с получением первого транша от МВФ в размере 285 млн. долл.

- Олег Горбачев, ComputerWorld/Киев 9 сентября 1998, № 33

  
3 Естественно, мы связаны с российским рынком. Сейчас все ждут, как мир прореагирует на происходящее в России. Тем не менее наше положение сегодня уникально: во-первых, в стране проводится грамотная монетарная политика, которая дала понять всем, что Нацбанку можно доверять. Кроме того, если государству придется выбирать между отечественными производителями и западными финансовыми институтами, то Украина, как ни прискорбно это звучит, выберет обязательства перед иностранцами.

По этой причине последние сегодня более благосклонно расположены к Украине. Стабилизация наступит, если только наши политики и экономисты добьются предоставления кредита. Об обвале можно говорить, если курс доллара составит 5 гривен. А раз этого не случилось сразу, то сейчас легче нарабатывать и удерживать механизмы, регулирующие экономику. Если международные финансовые организации дадут нашей стране «зеленый свет» и положение в экономике стабилизируется, у нас есть все шансы добиться того уровня продаж, который был в прошлом году.

Александр Анисимов,

коммерческий директор компании «Версия»

1 Все это происходит из-за финансового кризиса в России. Девальвация гривны, искусственный курс, ограниченный валютный коридор, сдерживающий гривну, - все это факторы, мешающие нормально работать в кризисной ситуации. Предпосылками стали нестабильность и непредсказуемость экономики. Компании, работающие на компьютерном рынке, не знают, что будет завтра. В цену товара закладывается как минимум 10-процентный запас на случай, если гривна за сутки девальвируется. В Москве сейчас каждый день рубль дешевеет на 20%. Поэтому некоторые компании дают «запас» в 20%. А где 20, там и 30. В мае - июне мы пережили кризис компьютерный, который происходил как бы изнутри, не затрагивая другие отрасли. Сегодняшняя ситуация следствие финансовых потрясений - у нас и в России.

2 Сентябрь, самый «жирный» месяц каждого года, не оправдает наши надежды. Ожидалось, что кризисные май и июнь компенсируются осенью. Сейчас понятно, что того оборота, который был в прошлом году, уже не будет. Остался только «неиспользованный» спрос конца августа. Хотя давать оценку компьютерному рынку сейчас очень сложно, но то, что он в этом году не вырос, - однозначно. Выписывается очень много счетов, еще больше договоренностей - людям нужна техника. Но платить пока никто не торопится: либо надеются на изменение ситуации, либо отсутствуют деньги. Все ожидают предоставления кредита Украине. Ведь на самом деле упал не спрос. Спрос существует, но вследствие девальвации гривны и отсутствия денег невозможно понять, как работать. Сейчас мы стараемся снизить затраты, оптимизировать производственные процессы. В России были предприняты нерыночные шаги: отказ от выплат по облигациям, отказ от возвращения кредитов и отказ от проведения торгов. В России разрушен рынок государственных облигаций, а у нас он реструктуризован, и никто не запрещает выдавать или получать кредиты. На этом фоне Украина имеет шанс показать себя в благоприятном свете по сравнению с Россией. Иностранные инвесторы боятся политического кризиса в России. А Украина в этом смысле достаточно стабильна.

3 В связи с принятыми компьютерными компаниями мерами цены на рынке выросли на 50-70%. Продажи с конца августа практически прекратились. Покупателей сейчас - единицы. Остальные выжидают. После изменения валютного коридора доллар будет расти до верхней отметки, и цены, соответственно, тоже поднимутся. От этого никуда не денешься. В случае предоставления кредита Украине должно произойти финансовое оживление: курс из искусственно установленного должен превратиться в реальный, рыночный.

Анатолий Балюк,

глава правления АО «Диавест»

1 Причины «идут» из России. Мы тесно связаны, и их кризис отразился на Украине. Хотя у нас он протекает значительно мягче, все равно началась паника. Чем все это закончится, трудно себе представить. Но, скорее всего, закончится плохо, в том числе и для Украины. Хотелось бы, чтобы мои прогнозы не сбылись.

2 Множество фирм просто закрылись и не работают. Мы решили поступить иначе. В связи с тем, что цены выросли, мы также подняли свои, но продолжаем работать. Цены у нас выросли в среднем на 20-30%. Наш центральный офис работал все время, а магазин на Харьковском массиве закрывался только на выходные. Продажи за безналичный расчет идут и даже выросли (может быть, потому, что многие другие компании приостановили или полностью прекратили продажи). Но продажи «через кассу» заметно сократились, ведь у нас цена по наличному и безналичному расчету одинакова.

3 Я считаю, что будет только хуже. Те два миллиарда, что планируют выделить Украине, нас не спасут. К сожалению, государство - банкрот. И думать надо было раньше. Страны Балтии, Венгрия, Чехия пошли другим путем, порвав с Россией. Но они не «рубили с плеча», а планомерно осуществляли переход к автономному хозяйству. Необходимо принимать не один-два закона, а пакеты законов, при этом правильных. Нужно сломать систему в корне, но как это сделать - сказать сложно.

Игорь Кобенко,

президент компании «Технопарк»

1 В нашей стране кризис - это следствие раскручивающейся спирали. Страна-банкрот, постоянно занимающая деньги у населения и за рубежом, не в состоянии закрыть дыры в собственном бюджете. Экономические реформы в области налогообложения и поддержки собственного производителя не проводятся. На фоне раскручивающегося азиатского и российского кризисов шансы Украины, ориентированную в первую очередь на импорт и имеющую в своем экспорте 50-процентную долю России, невелики. Похожую ситуацию мы пережили в 1992-1993 годах. Этот был период жуткой инфляции и кризиса власти. Сейчас, как и тогда, курс Нацбанка и рыночный, мягко говоря, не соответствуют друг другу. Тот год вообще был сложным для компаний, занимающихся ИТ. Начало года ознаменовалось выборами, затем традиционные весенне-летние каникулы. Все ждали осени... а дождались финансового кризиса.

2 Нашей реакцией было поднятие цен на всю группу товаров. Продажи при этом мы не останавливали. В конце концов, мы же не розничный магазин, чтобы просто взять и закрыться на переучет. Цены сейчас непомерно высоки. Мы, как и наши поставщики, закладываем в стоимость товара свой риск. Покупатели сейчас не могут сориентироваться и привыкнуть к новым ценам и занимают выжидательную позицию.

3 Прогнозы неутешительны. Пострадают в первую очередь импортеры и производители. Небольшие компании не смогут конкурировать с крупными. Последние, для того чтобы сохранить долю рынка и тот объем продаж, который они имели, начнут опускать цены. Маржа будет падать. Как следствие этого, вероятно, начнется сокращение штатов. Если Нацбанк не сделает правильных шагов по целевому использованию предоставленного Украине кредита, то гривна рано или поздно будет отпущена в «свободное плаванье».