Финансовый кризис наложился на летнее сезонное падение продаж компьютерной техники и тем еще сильнее ударил по российскому рынку.

Само по себе «падение» нескольких банков сказалось на рынке в целом не очень сильно. Хотя многие платежи так и не дошли до получателя, процент этих платежей в общем обороте незначителен. Серьезно пострадали лишь те компании, которые держали в них существенные средства.

Гораздо сложней оказалась проблема с нестабильностью курса доллара и невозможность определить в рублях цену на товар. Представления о том, какой должна быть цена товара, у конечного клиента и поставщика значительно отличаются. Особенно в регионах. Как отметил директор саратовской компании Tritec Сергей Нетов, с точки зрения клиентов курс доллара не превышает 7,8 рубля, в то время как поставщики устанавливают соотношение в 13, 16 или даже 20 рублей за доллар.

В такой ситуации компаниям невыгодно «сбрасывать» свои складские запасы по старым ценам, а клиентам - покупать по новым. В результате большинство фирм - как дистрибьюторов, так и дилеров - прекратили торговать. Функционируют только некоторые розничные магазины. Ряд фирм сворачивают не связанные с торговлей направления (в Tritec отправили в неоплачиваемый отпуск программистов), другие, напротив, продолжают обслуживать оборудование, разрабатывать ПО и выполнять работы по сетевым проектам. Однако подписание новых контрактов приостановилось. Хотя, по сообщению главы барнаульского «Байта» Игоря Бубуненко, 5 сентября его компания примет участие в некоем тендере.

Естественным результатом финансового кризиса стало снижение оборота дистрибуции. При столь неопределенной стоимости рубля дистрибьюторские компании «легли на дно» в ожидании каких-либо изменений. Большинство представителей других дистрибьюторских компаний характеризовали спад как «значительный». Вице-президент компании «Роско» по дистрибуции Сергей Данилов отметил, что снижение оборота в последние две недели августа было настолько сильным, что в целом объем продаж компании за этот месяц упал по сравнению с июлем на 40%. Вице-президент компании «Ланк» Владимир Бронников оценивает возможное снижение оборота дистрибьюторского направления компании в 50%.

Первой противокризисной мерой, к которой прибегли дистрибьюторские компании, стало «придерживание» товара на складе. Это привело к тому, что региональные дилеры оказались вынуждены нарушать обязательства по срокам перед клиентами.

Кроме того, дистрибьюторы либо сократили размер кредитной линии («Марвел»), либо полностью перешли на схему предоплаты («Роско», «Ландата», Ergodata). Последняя временно приостановила работу с дилерами как рискованную и низкоприбыльную. Переход на предоплату сказался на работе магазинов, поскольку удлинился срок поставки товара от дистрибьютора в магазин.

Впрочем, большое количество неоплаченного товара находится у дилеров, что позволяет им обслуживать клиентов с собственного склада по контрактам, заключенным в рублевом эквиваленте.

Еще одна мера - смена приоритетов. «Ланк», например, изыскивает пути использования рублевых средств в регионах, например, для закупки комплектующих для другого направления своего бизнеса - производства оптики.

Дистрибьюторы не признают перехода к наличным расчетам. Это вполне естественно - Минфином РФ четко определено, каким образом предприятие должно расходовать наличные деньги. И компьютерное оборудование в перечень разрешенного к покупке за наличный расчет товара не входит.

Их региональные дилеры, однако, иногда дают другую информацию. Директор нижегородской «Ника-Ком» Ян Лианский заявил: «Наши московские поставщики не хотят принимать оплаты по безналичному расчету. Они требуют, чтобы мы привозили мешок долларов или, в лучшем случае, рублей - по курсу 15».

Большое значение имеет минимизация издержек, включающая в себя в том числе оптимизацию складских запасов. Многие дистрибьюторы признают возможность изменения структуры спроса. Директор по продажам ЛАНИТ Дмитрий Злотов отмечает, что спрос сместился в сторону «предметов первой необходимости». К ним в данном случае относятся не только расходные материалы или носители информации, но и сетевое оборудование.

Снижение издержек проявилось в реструктуризации компании, перераспределении обязанностей и предоставлении персоналу отпусков «за свой счет». С 1 сентября ушла в отпуск на неделю часть торгового персонала Ergodata, на две - ряд сотрудников Landata. «Законсервирована» ELST. Вопрос о предоставлении сотрудникам неоплачиваемых отпусков и об увольнении дополнительного персонала, принятого на работу летом в расчете на осенний подъем продаж, встал и в других дистрибьюторских компаниях. RSI временно остановила деятельность филиалов. В «Марвеле» все сотрудники по-прежнему на своих рабочих местах и, пользуясь тем, что количество заказов минимально, приводят в порядок документацию.

Небезынтересен вопрос о том, изменится ли спрос после того, как курс доллара задержится около некоторой отметки и можно будет безбоязненно устанавливать цену на товар. С точки зрения коммерческого директора «Марвела» Сергея Минаева, в стране складывается неудовлетворенный спрос на компьютерную технику. Как только ситуация стабилизируется, он ожидает увеличения спроса, на котором не отразится удорожание техники в рублевом выражении. Бронников предполагает, что основными заказчиками станут российские фирмы, работающие в области переработки нефти, газа или сельскохозяйственной продукции. Повышение цен, безусловно, опередит увеличение рублевой денежной массы у населения.

Если же говорить о крупных заказчиках, сошлемся на Данилова: «Реструктуризация влечет за собой закупку техники».

Вопрос в том, какой именно техники. Зарубежные поставщики, возможно, с пониманием отнесутся к проблемам российских партнеров (тем более, что где им взять других). Но находящееся на складах оборудование морально стареет и падает в цене. Таким образом, в результате российского финансового кризиса понесут потери и зарубежные производители - как за счет уменьшения объемов закупок, так и за счет выплат компенсаций «за неликвидность товара».

По мнению Бронникова, финансовый кризис еще больше осложнит положение мировых компаний на нашем рынке и будет стимулировать дистрибьюторов к развитию собственных производственных мощностей. Конечно, компьютеры российского производства также подвержены влиянию курса доллара, поскольку комплектующие для них закупаются за рубежом.