Формально - рынок затих. Вряд ли старожилы припомнят столь бедные на «официальные» события конец весны - начало осени: ни тебе пресс-конференций, ни презентаций. Ни даже победных реляций.

Однако внутренняя жизнь на рынке кипит. И куда интенсивней прежнего. Поскольку кризис кризисом, а жить-то надо.

Моделей поведения в нынешней ситуации не так уж много. Можно «лечь на дно», минимизировав обороты и распустив сотрудников в неоплачиваемые отпуска (с этого начинался распад многих госпредприятий, чьи отпускники за это время находили себе новые места работы). В иных компаниях утверждают, что принципиально не меняют своей стратегии, поскольку она и без того хороша и имеющегося «запаса прочности» хватит на то, чтобы пережить лихую годину. Третьи принимают какие-либо антикризисные меры. Например, пользуясь случаем, проводят мероприятия по реструктуризации бизнеса.

Надо сказать, последние нам наиболее интересны. И мы постараемся передать их опыт читателям. Тем более что волею судеб наше издание резко сократило производственный цикл - печать и доставка занимают не неделю, как было ранее, а сутки с небольшим. Яичко-то к Христову дню дорого - глядишь, и «передовой опыт» вовремя на глаза попадется.

Сотрудники Computerworld Россия сделали что могли, чтобы пусть не полно, но более-менее достоверно осветить происходящее в разных секторах компьютерного рынка. В номер вошли не все материалы, посвященные новым условиям существования. Продолжение обязательно последует.

Судьба нашего рынка, хотя его размер и не превышает 1% от всемирного, тем не менее небезынтересна мировому сообществу. «Там» желают знать, что же у нас происходит. Парижское бюро IDG (осуществляющее, в некотором смысле, «интеграционные» функции на разноязыком европейском континенте) выразило готовность своими силами оперативно переводить и адаптировать наши материалы для коллег по IDG во всем мире.

Однако в данном случае разговаривать с коллегами на одном языке будет довольно трудно: на российском рынке вообще и на информационном в частности нет общепринятых средств измерения «температуры рынка» - например, фондовых бирж. На мировых же аренах наши компании представлены крайне слабо. Из отечественных ИТ-фирм на нью-йоркской фондовой бирже NYSE котируются лишь акции «Вымпелкома», упавшие за последние двадцать дней с приблизительно 30 до 8 долларов за акцию (падение, кстати, началось в середине июля с отметки 50 долларов за акцию). Может отразиться на судьбе российских подразделений CHS Electronics падение ее акций на нью-йоркской фондовой бирже (21 августа они стоили 19 долларов, через неделю, 29 августа, - 12). На этом «цифровую» часть аналитики можно считать законченной.

Есть и другие способы анализа, пусть и менее точные. Состояние розничных фирм можно отследить, посетив их магазины.

Жизнь провайдеров должна быть достаточно полно (по крайней мере в теории) отражена на их сайтах (Александр Тыренко, «Подорожает ли Internet в России»).

Особый разговор о банках. Положение с ИТ-частью финансового рынка более-менее понятно - вряд ли ему может быть лучше, чем самим финансистам. Посему неудивителен перенос форума разработчиков интегрированных банковских систем (Михаил Зырянов, «Форум разработчиков...»). Однако то, что Форум всего лишь переносится, а не отменяется, свидетельствует об определенном оптимизме разработчиков.

С «системообразующими предприятиями» компьютерного рынка - дистрибьюторами - еще сложней. Магазинов у них нет (точнее, не должно быть), на склад - не заглянешь. Остается верить им на слово, следить за маркетинговыми программами или опрашивать их партнеров (Ольга Макарова «Дистрибьюторы, дилеры, кризис»).

Что же касается заявлений, прогнозов и достоверных сведений, в изобилии циркулирующих в устной, письменной и электронной форме3/4 Так, одна из влиятельных персон рынка, представитель «коллег-конкурентов», оповестила всех, кого могла, что нас («Открытых систем» - вообще и Computerworld - в частности) в природе больше нет. Сделать вывод мы предоставляем читателям, держащим в руках этот номер еженедельника.

Неплохой прогноз на будущее - хотя, быть может, не самое ближайшее - планы корпоративных пользователей. Они не собираются сдаваться на милость судьбы (Евгений Зиндер «Кризис. Что делать?»).