Из разговора: «Пожалуй, такое обновление не принесет нам ничего хорошего».
Следует понимать: «Советую заранее запастись аспирином, ведь вам придется принять не один десяток таблеток».

Предложивший эту интерпретацию специалист по «живучести» компьютерных систем Эрик Штайндорф неоднократно лично принимал участие в процессе модернизации и знает о нем не понаслышке.

В одном из романов Кейта Лаумера описан разговор специалиста по связям с внеземными цивилизациями Ретиефа и местного вождя. Во время беседы о проблемах межпланетных взаимоотношений вождь рассуждал с таким «очаровательным простодушием», что Ретиеф не удержался и заметил: «Ваше превосходительство, не будьте же наивным, а то ведь так и до обеда не дотянем».

Судя по получаемой мною электронной почте, доверчивость в мире бизнеса сегодня нисколько не уменьшилась, хотя с тех пор как я предсказал победу Microsoft в войне офисных пакетов, прошел уже немалый срок. Помните, в свое время я рискнул утверждать: «Корпорация Microsoft неминуемо одержит верх, ведь она сделала ставку на Windows, в то время как компания WordPerfect считает, что будущее принадлежит OS/2, а Lotus полагается на мастерство своих адвокатов». И все-таки некоторые по-прежнему не согласны.

В своих письмах они обвиняют меня в намеренном искажении фактов, неправильной трактовке тех или иных событий, в полном невежестве и неспособности оценить историческую перспективу, в мелком подхалимаже и нарушении всех этических норм.

А я-то думал, всем уже известно, что я журналист и обязан объективно освещать происходящие события.

Убежден, каждый человек имеет право на собственное мнение, и это право нужно уважать. Не имея собственного мнения, нельзя добиться успеха. Обрушиваясь с пеной у рта на всех, кто не согласен с вами, вы становитесь похожим на члена конгресса. А это далеко не лучший вариант.

Корпорация Microsoft исповедует общепринятую философию: бизнес - это война. А на войне обман и вероломство не осуждаются, напротив, задача как раз и заключается в том, чтобы любыми способами ввести противника в заблуждение. На протяжении многих тысячелетий величайшие победы одерживались благодаря именно такой тактике. Для человека, который должен принимать правильные решения в условиях конкурентной борьбы, основные положения книги Сунь Цзы «Воинское искусство» имеют такое же важное значение, как труды Макиавелли для коридорного политика.

Вспомните, в 80-е годы Microsoft посоветовала компаниям Lotus и WordPerfect сделать ставку на платформу OS/2. Одно из двух: либо корпорация изначально обманывала своих потенциальных конкурентов, либо изменила стратегию после того, как союз с IBM дал трещину. В любом случае излишняя доверчивость Lotus и WordPerfect привела к поразительным результатам - обе компании были практически выключены из игры. В далекие 80-е Microsoft еще не была монополистом, связанным с партнерами определенными обязательствами, и могла себе позволить не говорить правду.

Lotus и WordPerfect приняли ошибочное решение и потеряли лидирующее положение. Исполнительное руководство лишилось своих постов и высоких зарплат, приняв публичные заявления конкурентов за чистую монету. То же самое происходит и с военачальниками, проглядевшими внезапную фланговую атаку противника.

Microsoft имела очень хороший текстовый процессор и электронную таблицу, работавшие в среде Windows 2.0. Версия 1-2-3 для Windows уступала не только Excel, но и Quattro Pro. Корпорация Lotus никогда и не пыталась разрабатывать собственный текстовый процессор. Она просто купила почти никому не известный пакет Ami Pro и поместила его в одну коробку с 1-2-3. Версия WordPerfect для Windows готовилась слишком долго, а офисный пакет появился на рынке еще позже, причем отдельные его компоненты очень плохо взаимодействовали друг с другом. Впрочем, компания WordPerfect никогда и не утруждала себя созданием приличной электронной таблицы.

Да, Microsoft имела возможность использовать недокументированные функции операционной системы. Наверное, качество продуктов корпорации несколько превосходило качество разработок конкурентов. Но качество - далеко не самый важный параметр. Главное - это отношение пользователей к продукту и доля захваченного им рынка. Так что же произошло?

Давайте попробуем разобраться вместе. Допустим, вы занимаете лидирующие позиции на рынке. На пятки постоянно наступают конкуренты. Помимо борьбы на внешнем рынке они соперничают с вами и в вопросах организации труда. Идет постоянная война бюджетов. Представьте, что один из конкурентов затевает очень рискованную игру. Стоит ли ему верить?

Ни в коем случае, если вы дорожите карьерой. Нет, если вы заинтересованы в том, чтобы ваш отдел получил в следующем году достаточное количество финансовых средств.

Никогда не анализируйте ситуацию в одиночку. От вашего решения зависит не только ваша судьба, но и судьба подчиненных, которые надеются на ваши знания и опыт и всегда готовы помочь. Доверчивость в бизнесе жестоко наказывается, за это уже поплатились руководители компаний WordPerfect и Lotus.

Microsoft одержала верх в честной борьбе (настолько честной, насколько это вообще возможно в мире коммерции). Она оказалась умнее и хитрее своих конкурентов. В каждой конкретной ситуации вам придется самим определять допустимые этические рамки. При этом у противника может быть совершенно иное мнение. Тщательно анализируйте его действия, ведь от этого зависит ваше будущее.


Влияет ли на ваши решения политическая ситуация на рынке? Присылайте электронные письма по адресу Bob_Lewis@csi.com. Боб Льюис работает консультантом в компании Perot Systems.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями