итогам работы компании в первом полугодии, изменениям в ее руководстве и планам на будущее. За шесть месяцев под маркой «Вист» было выпущено 124,1 тыс. ПК, 645 ноутбуков и 502 сервера. Это приблизительно на 30% меньше, чем во втором полугодии 1997 года (самый тяжелый месяц - май, а в целом падение производства во II квартале составило 35%). Однако, по словам директора по маркетингу Юрия Трынкина, положение понемногу стабилизируется, и несмотря на столь резкое падение производства, IDC и Dataquest «оставили» за «Вистом» около 20% рынка.

Указанные 30% - это несколько больше, чем приведенное IDC 22-процентное падение объема продаж ПК в целом, однако статистика в России весьма лукава, и делать на основании этих данных выводы о том, кто больше пострадал от кризиса - отечественные сборщики или импортеры, корпоративный рынок или розничный - вряд ли корректно. Тем более что в каждом регионе свои условия и проблемы - в Москве, по мнению Трынкина, сильнее пострадал корпоративный рынок, а в Омске, по словам главы местного «Виста» - розничный.

Ужесточение условий существования вызвало разнообразные структурные и кадровые изменения в жизни «Виста». Корпорация, ранее являвшаяся чисто «консультативной» структурой, стала управляющим органом. Ряд высших менеджеров получили дополнительные полномочия, введена новая должность - главный управляющий (CEO), - которую занял один из основателей компании Сергей Маневич. Кроме того, на последнем Совете директоров он стал и заместителем председателя Совета.

Своей главной задачей на нынешнем этапе Маневич назвал проведение реструктуризации, поскольку, по его выражению, «прибыль не резиновая». И единственный путь к процветанию в эти нелегкие времена - уменьшение расходов, в том числе и посредством сокращения непроизводственных подразделений, например охраны. Отделы же, так или иначе связанные с производством, будут укрепляться настолько, насколько это возможно при имеющемся на рынке кадровом голоде.

Кроме организационных перемен грядут и изменения в стратегии компании.

На розничном рынке назревают ценовые войны: в «Висте» намереваются снизить цены на старшие модели до уровня «средних», а последние, в свою очередь, уценить до младших. Естественно, конкуренты в стороне не останутся. Среди названных путей удешевления ПК - широкое применение «альтернативных» процессоров - от AMD, Cyrix и IBM (последние два различаются в основном логотипом). Сейчас они установлены в 8-10% ПК «Вист», но в дальнейшем, по словам коммерческого директора (ставшего на Совете директоров еще и менеджером по продукции) Геннадия Беспалова, их доля увеличится, поскольку относительно нормально идут продажи только дешевых компьютеров (менее 700 долл.). Этот сегмент рынка прибыли почти не дает, но зато позволяет увеличивать обороты.

Для продвижения своей техники на корпоративный рынок, где «Вист» пока не добился особенных успехов, руководство фирмы, по словам Трынкина, намеревается «заняться политикой» - то есть активно использовать тот факт, что «Вист» является российским производителем. Ранее, по его словам, корпорация никакой выгоды, в отличие от конкурентов, из этого не извлекала.

Впрочем, все эти планы могут претерпеть радикальные изменения под воздействием внешних факторов - усиления начавшегося кризиса неплатежей, увеличивающихся задержек при переводе денег и т. п. На фоне всего этого руководство корпорации относительно спокойно отнеслось к вступившему в действие 3-процентному налогу на комплектующие. Финансовые проблемы уже повлекли за собой оживление разнообразных взаимозачетных и бартерных схем. Соответствующий отдел в «Висте» существует уже три года, то расширяясь, то сокращаясь - в зависимости от конъюнктуры.