человека, одновременно являющегося автором идей, лежащих в основе программ, их разработчиком и продавцом.

Эрик Робичод, конечно, не Билл Гейтс, но он тоже руководит компанией по разработке программного обеспечения, продуктами которой пользуются миллионы человек. Робичод распространяет свои программы по принципу "попробуй, потом заплати". Даже Microsoft иногда пользуется этим приемом. Однако, в отличие от Microsoft, Робичод причисляет свое программное обеспечение к классу shareware (условно-бесплатное). Это делает его членом удивительного братства, объединяющего свыше 300 человек, многие из которых в конце июля приняли участие в Восьмой ежегодной конференции производителей условно-бесплатного программного обеспечения.

В компании Rhode Island Soft Systems (www.risoftsystems.com), которую возглавляет Робичод, работают восемь человек. Они создают графические приложения и скринсейверы. Большинство пользователей программ Робичода денег за них не платят, и в этом еще одно отличие его компании от Microsoft.

Если бы все они платили, Робичод, вероятно, стал бы очень богатым. По его словам, скринсейвер Hey Macaroni, пародирующий песню "Макарена", загрузили шесть миллионов человек. Стоимость программы - всего 9 долл., но автору заплатили лишь 25 тыс. пользователей.

Впрочем, Робичод не унывает. "Ну и что, что платит один пользователь из ста выбравших мои программы. Зато таких людей миллионы!" - говорит он.

На конференции обсуждались возможности улучшения маркетинга условно-бесплатных программ путем заключения партнерских соглашений.

Большинство организаций, выпускающих условно-бесплатное ПО, - небольшие частные компании. Как правило, продукция таких фирм - утилиты, причем самого различного профиля. Распространяются они чаще всего с помощью Web. Зачастую разработчики могут только догадываться, сколько человек пользуется их приложениями.

"Анализировать рынок условно-бесплатного ПО очень сложно, - говорит Дэн Кузнецки, аналитик International Data Corp. - Я не удивлюсь, если узнаю, что по всей сети какой-нибудь крупной корпорации разбросаны shareware-программы. Их поток очень велик: разработчики постоянно придумывают какие-то новые возможности, облегчающие решение конкретных задач, и выпускают очередные версии".

Одним из крупнейших распространителей условно-бесплатного программного обеспечения в Internet является компания Tucows International (www.tucows.com).

По словам президента Tucows Скотта Сведорски, производители shareware давно перестали раздавать полезные программы даром. "Идея условно-бесплатного ПО в ее первоначальном виде утратила былую популярность", - сказал Сведорски.

Около 60% условно-бесплатных программ, размещенных на Web-узле Tucows, либо позволяют использовать какие-либо из своих функций, либо со временем вообще перестают работать. "Мы требуем, чтобы разработчики в своих программах отключали некоторые возможности", - сказал Сведорски.

Однако создатель программы NetZip пошел по иному пути. NetZip - это утилита, позволяющая работать со сжатыми файлами при помощи браузера. Разработчик не стал ограничивать ни функциональные возможности, ни срок действия программы. В этом, по утверждению программиста, заключается одно из преимуществ утилиты. "Пусть моей программой сколь угодно долго пользуются все желающие, - говорит Дэвид Холприн из компании Software Builders (www.softwarebuilders.com). - Чем больше людей, загрузивших программу, будут в дальнейшем ею пользоваться, тем выше вероятность, что кто-то из них заплатит".

Shareware в России

В Восьмой ежегодной конференции производителей shareware впервые приняли участие и российские разработчики. Им приходится работать в нелегких условиях. В числе трудностей, стоящих перед российскими разработчиками shareware, - конкуренция со стороны распространителей пиратского ПО и сравнительно небольшое число пользователей ПК.

"Продавать shareware в России нелегко, - говорит Павел Желтый, президент московской компании PY Software, выпускающей Internet-утилиты и скринсейверы. - В России не так много пользователей ПК, и shareware-программам приходится конкурировать с нелегальными копиями ПО известных производителей".

Hемудрено, если учесть что компакт-диск с Windows 98 и десятками других программных продуктов на московских рынках можно купить меньше чем за 20 руб. "В России торговать shareware-программами почти невозможно", - подтвердил Владимир Каталов, глава компании "Элком", выпускающей программы для управления дисками. Большая часть клиентов "Элком" - из Америки и европейских стран.

Довольно много российских разработок класса shareware (причем в основном с англоязычными интерфейсами) можно найти на Web-узле Александра Каталова Download.ru.

Бизнес в расцвете

Если спросить Томаса Уорфилда, можно ли найти его shareware-программы на жестких дисках корпоративных ПК, он лукаво улыбнется. Он знает, что его разработки используются во многих компаниях, причем далеко не всегда с одобрения руководства.

Уорфилд - создатель сборника из двухсот карточных игр Pretty Good Solitaire. Автор адаптировал свою программу к условиям ее использования: после минимизации окна игры ее пиктограмма оказывается настолько маленькой, что ее трудно заметить. Теперь Уорфилд собирается внести в программу новые изменения, учитывая просьбы пользователей, которые опасаются, что начальство узнает про их развлечения.

Одна из таких просьб состоит в том, чтобы программа не сохраняла файл, содержащий сведения о датах и времени проведения игр.

"Я думаю, в следующей версии такая возможность появится", - сказал Уорфилд.

Конечно, Уорфилд не предлагает свои игры компаниям напрямую. У большинства разработчиков shareware такой возможности просто нет - они не располагают ни персоналом, ни ресурсами, ни признанной маркой, которая могла бы привлечь внимание корпораций. По словам участников Восьмой ежегодной конференции производителей shareware, иногда разработчики таких программ все же получают заказы от компаний, но только потому, что кто-то из руководителей поработал с приложением и нашел его полезным.

Тем не менее задачей первостепенной важности для разработчиков shareware является вовсе не продажа программ корпоративным пользователям, а выживание.

Приведем пример. Дэн Бейкер и еще несколько бывших сотрудников WordPerfect разработали текстовый процессор Yeah Write. Вначале, чтобы сформировать рынок сбыта, они распространяли программу бесплатно, как делают многие разработчики shareware. Позже за пользование копией Yeah Write была назначена цена в 20 долл.

"Мы особенно ни на что не рассчитывали, но спрос все же оказался еще ниже, чем мы ожидали", - говорит Бейкер, вице-президент компании, названной Word Place. В день продается всего от четырех до шести копий Yeah Write - слишком мало для оплаты труда четырех сотрудников.

Бейкер и его товарищи рассчитывали, что их редактор, снабженный шаблонами деловых документов, привлечет внимание малых семейных предприятий. Однако вышло так, что Word Place приходится конкурировать с Microsoft, чей текстовый процеccор поставляется с большинством ПК.

"Одна из наших ошибок заключается в том, что мы написали текстовый процессор для Windows, а это почти безнадежная затея", - признал Бейкер. Тем не менее Yeah Write, участвовавший на проходившем в рамках конференции конкурсе на лучшую программу, привлек внимание одного из розничных дистрибьюторов. Сотрудникам Word Place пришлось разработать документацию и сделать заказ на упаковку Yeah Write в обтянутые полиэтиленом коробки, чтобы можно было продавать его в магазине.

Однако предпринимателей ждала еще одна неприятность. Представителю дистрибьюторской фирмы не понравилось, что на коробке с текстовым процессором напечатан среди прочего и список ограничений программы.

По словам Бейкера, дистрибьютор хотел, чтобы на коробке было написано "текстовый процессор для всех".

Конечно, любой из программистов, участвовавших в конференции, мог бы найти себе работу в крупной компании. Однако никто из них не желает терять свободы и возможности работать на самого себя.

Уорфилд, например, раньше служил в компании по производству бухгалтерских программ. Как только он начал получать деньги за Pretty Good Solitaire, Уорфилд основал фирму из одного человека, Goodsol Development.

"Программа пользуется таким успехом, что мне вполне хватает доходов, получаемых от ее продажи", - говорит он.

По оценке Уорфилда, Pretty Good Solitaire загрузили более 500 тыс. человек. При этом число заплативших за программу (а она стоит 24 долл.) составляет 1-2% этого количества.

Когда-то shareware-программы распространялись в основном путем почтовой рассылки. Однако с развитием Internet эта практика ушла в прошлое. Возможности, предоставляемые Сетью, способствуют росту рынка shareware. По словам участников конференции, об истинном количестве разработчиков условно-бесплатного ПО можно только догадываться.

Росту конкуренции способствует тот факт, что распространять shareware по Web очень просто.

"Рынок shareware перенасыщен", - заметил Рэй Калисс, дистрибьютор из Меридена, Коннектикут.

- Патрик Тибоди

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями