Но не будем углубляться в историю. Отметим лишь, что процесс всегда шел в одном направлении: изобретение, возникнув, постепенно становилось реальностью повседневной жизни, а затем в школьном расписании появлялся новый предмет.

Со школьными компьютерами в нашей стране все произошло с точностью до наоборот. В середине 80-х появился лозунг о необходимости ликвидации компьютерной безграмотности у подрастающего поколения. Одним из инициаторов этого начинания по праву признается академик Ершов. Бесспорно, идея очень полезная, и ее авторы руководствовались самыми лучшими побуждениями. Однако тогда компьютеры у нас были редкостью и большинство взрослого населения имело о них весьма туманное представление. Кому было выгодно в тот момент поддержать идею, придать ей масштабность и материальный вес, сейчас точно установить трудно. Так или иначе, деньги были выделены и "процесс пошел". Только вот как, каким образом?

Как стать "компьютерно грамотным", пожалуй, в то время не знал никто. Было непонятно, что изучать, как изучать и, прежде всего, оставался нерешенным основной вопрос - где взять компьютеры? Но бюрократическая машина закрутилась, уже были изданы соответствующие приказы - начать "компьютеризацию" школьного образования. Исполнителям на местах оставалось взять под козырек.

Вычислительная техника стоила очень дорого, и поставлять ее в каждую школу не представлялось возможным. Стоимость нескольких компьютеров была сравнима с величиной годового школьного бюджета. Отдельно взятым школам это было не под силу. К тому же надо вспомнить о таком понятии, как дефицит. Компьютеры были товаром не только дорогим, но и редким. Термин "стоимость" в современном рыночном понимании то время был применим только к импортным компьютерам, которые в школы не поступали. Цены на отечественные компьютеры назначались сверху и не отражали реальных затрат. На базе некоторых образовательных учреждений были организованы так называемые УПК (учебно-производственные комбинаты), где создавались дисплейные классы. Там проводились практические занятия по информатике. Дети получали представление, что такое компьютер, знакомились с некоторыми операциями. Именно термин "знакомство" точно характеризует происходившее. На первом этапе информатика изучалась главным образом теоретически, с помощью таблиц и конспектов.

С 1986 года компьютерные классы начали появляться и в некоторых школах. В основном тогда устанавливались компьютеры БК-0010, "Агат", УКНЦ и ряд других, названия которых сегодня уже мало кто вспомнит. К 1991 году компьютерами данных моделей было оснащено уже достаточно много школ. Понятно, что все они давно морально и технически устарели, но во многих местах продолжают честно нести свою службу. В 1996 году приняты "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы". Мониторы таких компьютеров, как "Агат", "Корвет" и т. п., уже не отвечают современным нормам, и работать за ними ребенок может не более 20 минут.

Казалось бы, зачем так подробно описывать историю информатизации школ? История - это прошлое, то, что было, а на данный момент уже отсутствует. Но те компьютеры, которые когда-то поставлялись в школы, во многих местах продолжают эксплуатироваться и, возможно, если положение дел не изменится, на них еще долго придется учиться нашим детям. Если у школы есть оснащенный компьютерами кабинет информатики, просьба приобрести за счет бюджета новые, более совершенные компьютеры расценивается как барские замашки на фоне хронической задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы, к которым, кстати, относятся и учителя. Ответ бывает однозначным: "Ищите спонсоров". И ищут, и даже находят. Мне известны школы в Москве, которые имеют два компьютерных класса. Один, старенький, достался "от государства", а другой подарен или приобретен на деньги меценатов, в роли которых часто выступают бывшие ученики, преуспевшие в бизнесе.

В период с 1991 по 1993 год в школах начинают устанавливать классы на базе IBM PC-совместимых компьютеров с 286-ми и 386-ми процессорами и 1 Мбайт оперативной памяти, под управлением MS-DOS. Обычно для кабинета информатики поставлялось десять - двенадцать 286-х ПК для работы школьников и один 386-й - для преподавателя; на этой базе могла формироваться локальная сеть.

Еще существовали так называемые базовые промышленные предприятия, к которым директора школ могли обратиться за материальной поддержкой. Базовые предприятия - продукт эпохи социализма. Появились они в послевоенное время, помогали оснастить школы, а те в свою очередь направляли туда на работу своих выпускников. Взаимоотношения же между директором школы и руководителем предприятия регулировались, как правило, в райкоме или горкоме, а финансирование подшефных школ велось за счет накладных расходов или соцкультбыта. После 1991 года эта система еще некоторое время по инерции продолжала функционировать, но с углублением экономического кризиса распалась. Однако в тот период именно с помощью базовых предприятий была осуществлена целенаправленная программа компьютеризации школ. Эти машины по сей день составляют основу школьного компьютерного парка.

С 1993 года в школах начинают появляться PC 386DX и 486, которые уже работали в среде Windows, а также классы на Macintosh. В Москве оснащение кабинетов информатики в основном проводилось Институтом новых технологий через его авторизованных дилеров, бравших на себя последующие обслуживание и техническую поддержку. Такую технику в основном получали школы-новостройки, в бюджете которых на оборудование компьютерных классов выделялась отдельная статья.

Начало эры школьных мультимедийных ПК с процессорами Pentium, звуковыми платами и дисководами CD-ROM можно датировать 1997 годом. Однако таких школ даже в Москве пока единицы.

Следует отметить еще одну закономерность: в столице компьютеры для школ чаще всего покупаются "под ключ", для целого класса, а школы на периферии зачастую имеют три-четыре ПК и увеличивают их парк потихоньку, по мере появления денег. В качестве примера можно привести одну из известных мне школ Северодвинска. Жизнь на Севере всегда была нелегкой. Суровый климат, из-за морозов занятия в школах иногда отменяют на недели. Добавьте к этому острые финансовые проблемы - жизнь в городе целиком зависит от оборонных заводов. Три года назад в школе было всего три компьютера IBM XT. Директору школы удалось найти дополнительные источники финансирования и модернизировать компьютерный класс. В течение двух лет были приобретены семь 486-х компьютеров, три 386-х и один Pentium/133. Действительно, зачастую оснащение компьютерного класса во многом зависит от предприимчивости директора школы и инициативности преподавателя информатики.

С начала компьютеризации школ прошло около 15 лет - пора подвести некоторые итоги. Компьютер стал важной частью школьного учебного процесса. По некоторым данным, в Москве компьютерные классы есть в 85-90% школ. Другое дело, что их оснащенность мало соответствует современным требованиям, предъявляемым обществом к выпускникам школ. Еще один больной вопрос - техподдержка и ремонт имеющихся компьютеров. Не секрет, что, попадая в школу, компьютеры зачастую работают в условиях, которые смело можно назвать экстремальными. Дети народ любознательный; вопрос "как это устроено?" мучает их постоянно. Один из школьных учителей информатики поделился со мной профессиональным секретом, как заклеить скотчем шарик в мышке, чтобы рабочие качества не снижались, а выковырять его ученикам было бы гораздо труднее. В условиях офиса подобные проблемы, конечно, не возникают. Хотя в школьном бюджете и предусмотрены расходы на ремонт имеющегося оборудования, это лишь создает дилемму для директора: что важнее на данный момент - поменять в кабинете биологии доску или отремонтировать компьютер. Кроме того, зачастую школа, как бюджетная организация, имеет право перечислить деньги за ремонт не любой коммерческой фирме по своему выбору, а той, у которой есть договор с вышестоящей организацией на техническое обслуживание и ремонт школьного компьютерного парка. С одной стороны, такой договор дает школам гарантию, что они не нарвутся на фирму-однодневку, с другой - отсутствие конкуренции снижает качество услуг и повышает цены. После того как часть школ получила некоторую финансовую самостоятельность, в решении этого вопроса наметились положительные сдвиги, но на общем фоне они пока не очень заметны, и сохранение в работоспособном состоянии школьного кабинета информатики во многом остается задачей сложной, часто требующей неординарных технических решений.

Если на первом этапе компьютеры в школе появились в результате волевого решения сверху и были скорее данью моде, то на нынешнем уровне их использования в деловой и повседневной жизни школьная информатика становится одним из наиболее востребуемых обществом предметов. В будущем школы встанут перед необходимостью участия во всевозможных сетевых проектах, например в дистанционных олимпиадах по разным предметам, и станут создавать свои Web-страницы. Уже есть примеры того, как в школах приобретают модемы, обзаводятся электронной почтой, подключаются к Сети и пытаются найти в ней что-то полезное. Пока эти явления носят единичный характер, но, вероятно, это и будет следующим этапом использования компьютеров в среднем образовании.


Ирина Черемхина - независимый автор. С ней можно связаться по электронной почте по адресу cw@osp.ru

Журнал "Компьютер в школе"

Оценка компьютерного парка в системе среднего образования - один из элементов мозаики реальной картины положения информатики в школе. Но морально устаревшие компьютеры или последние модели Pentium, наличие компьютерных классов или их отсутствие, - не единственный повод бить тревогу. Главная беда состоит в том, что нет методики преподавания. И в этом нельзя винить чиновников от образования и учителей: они делают, что могут. Отсутствие методологии связано с относительной новизной и постоянным усовершенствованием компьютерных технологий, что приводит к несоответствию уровня преподавания информатики реальному положению в области информационных систем. В результате растущий интерес со стороны учащихся и их родителей, понимающих, что судьба детей в будущем зависит от уровня компьютерной грамотности, к школьным предметам, связанным с информатикой, остается неудовлетворенным.

Определенную методологическую помощь оказывают периодические издания компьютерной тематики. В настоящее время в стране издается свыше 50 наименований, однако в основном они ориентированы на профессионалов, обладающих большим опытом работы в компьютерной индустрии. Вопросы обучения информатике в них рассматриваются от случая к случаю, специальных изданий, посвященных исключительно данному предмету, всего два - журнал "Информатика и образование" и еженедельная газета "Информатика", однако круг рассматриваемых в них вопросов не позволяет им стать массовыми популярными изданиями. А ведь в стране свыше 50 тыс. школ и, следовательно, как минимум столько же преподавателей информатики; число учеников и родителей, желающих, чтобы их дети не только играли за компьютером, измеряется другим порядком цифр. В качестве примера, подтверждающего огромный спрос можно привести учебник "Информатика" Юрия Шафрина, общий тираж которого меньше чем за год превысил 300 тыс. экземпляров, и это только начало. Поэтому, даже несмотря на тяжелое финансовое положение и учителей, и населения в целом настало время создания специального журнала. Аналогом, в идеологическом смысле, подобного издания может быть журнал "Квант" времен повышенного интереса к естественно-научным и техническим дисциплинам, статьи которого были полезны одновременно и учителям и учащимся.

К выпуску такого журнала издательство "Открытые системы" приступает в сентябре. Наверняка, "Компьютер в школе" - первое, но далеко не единственное издание, которое появится в ближайшем будущем. Надеемся, что многие издатели обратят свой взор на сферу образования, как только заметят успех первого журнала.

- Анатолий Шкред,

директор издательства

"Открытые системы"