Слухи лета

Сергей Юрлов
CW-R Карьера

Пожалуй, главный слух, щекотавший в последнее время нервы топ-менеджерам на нашем любимом компьютерном рынке, - это слух о возможности падения этого самого рынка.

С одной стороны - это понятное следствие непростой экономической и финансовой ситуации в стране. "Дорогие" кредиты при сокращении покупательской активности. С другой, по мнению некоторых экспертов, на рынке чересчур много так называемых "средних игроков", которые занимают слишком большую промежуточную нишу между "монстрами" и маленькими компаниями. Видимо, "средние" компьютерные фирмы и должны пострадать больше всего. "Монстры" неурядицы перенесут за счет имеющегося у них серьезного потенциала, правда, сильно подсократятся численно. Малый компьютерный бизнес выживет в своих нишах (иногда хочется сказать - в своих норках). "Средним" же придется превращаться в маленькие, так как вырасти "за просто так" не получится - с чего бы это? Но это все слухи, прямого отношения к "карьерной" тематике не имеющие.

Впрочем, обратите внимание на то, что, в сравнении с прошлым летом, никто не раздает направо и налево радужных обещаний - дескать, резко вырастут темпы дистрибьюторских продаж. А заголовки в компьютерной прессе все чаще какие-то странные попадаются, например "Уверенное спокойствие", "Стабильное положение". Закрадываются некоторые сомнения. Обычно о росте трубят, пусть даже потенциальном. А сейчас все как-то больше о стабильности положения. Неужели и вправду стоит "дергаться"? Циничные "пиары" компьютерного рынка считают, что если "заинтересованные" лица заявляют о росте, значит, компания стабильно держится на плаву. А уж если те же самые лица твердят о "стабильном положении" - компания однозначно катится вниз.

Но, как говорится, посмотрим. По крайней мере в настоящее время никакого катастрофического обвала не наблюдается. О массовых увольнениях "компьютерных людей" также речи не идет. Продолжается некоторый, уже успевший стать постоянным, отток специалистов из одного крупного российского компьютерного холдинга. Впрочем, специалисты по продажам даже оттуда не очень-то уходят, из чего можно сделать вывод о небезнадежности ситуации. Две крупные отечественные компьютерные корпорации произвели "плановые" сокращения персонала, но сколько-нибудь серьезно на состояние рынка труда это не повлияло. В качестве альтернативы все чаще используются временные кадры. Так называемые "контрактники".

Ряд компаний в настоящее время занимаются уже ставшей традиционной на нашем рынке летней реорганизацией. Не в том смысле, что эти реорганизации проводятся в период летних отпусков и естественного спада. Считается, что в жаркий сезон реструктуризация проходит наименее болезненно для компании. Видимо, и для специалистов тоже. Уволили (то бишь сократили) - расслабься где-нибудь на пляже. Впрочем, реструктуризация чаще всего предполагает не только сокращение рабочих мест, но и появление новых позиций. Особенно менеджерских.

Наблюдается интересное явление: пожалуй, впервые предложение продакт-менеджеров превысило спрос. Это если говорить в целом о "температуре по больнице". При всем при том таких менеджеров по телекоммуникационному оборудованию традиционно не хватает! В смежных отраслях - на телекоммуникационном рынке с одной стороны и допечатном - с другой, - оптимизма-то побольше будет: там ожидают исключительно роста.

В области программирования наблюдается повышение интереса к специалистам со знанием Visual Basic, решающим задачи почему-то под Microsoft Access.

Кстати сказать, определенная переориентация заказчиков видна. Компьютерные компании за последний месяц-два стали меньше интересоваться подбором персонала, зато активизировались некомпьютерные. Про телекоммуникации и допечатную подготовку я уже упоминал выше; в этой связи стоит также вспомнить торговые и инвестиционные компании, что на первый взгляд выглядит странновато.

Из всего вышесказанного делается незамысловатый вывод о том, что дела наемных спецов и менеджеров компьютерного рынка обстоят совсем не так плохо, как кажется некоторым экспертам.


С автором можно связаться по адресу enter@osp.ru.

Аспирантура для инженера и бизнес-курсы "в одном флаконе"

Нэнси Диллон
Computerworld, США

Крис Манн, инженер компании Ford Motors, всю жизнь мечтал получить степень MBA (магистр по управлению бизнесом), но как-то не складывалось. Нелегко найти программу по специальности, бросаться же в погоню за двумя зайцами не хватало решимости и... здравого смысла.

Тем не менее в прошлом году администрация Ford выбрала Манна и 16 его коллег для обучения в магистратуре Массачусетсского технологического института. Двухгодичный курс разработки систем и управления предполагает обучение посредством видеоконференций. Он состоит из 13 обязательных предметов, сдав экзамены по которым студенты получают ученые степень магистра технических наук и управления сразу двух высших учебных заведений: MIT School of Engineering и MIT Sloan School of Management.

"Меня эта программа устраивает по всем статьям, - утверждает Манн. - Она предлагает базовый курс магистратуры, причем занятия проходят у нас в Дирборне, так что они не слишком отрывают от работы".

Учеба отнимает у Манна практически все свободное время, однако он полагает, что игра стоит свеч. "Я убежден, что в современном деловом мире, чтобы преуспеть, приходится шевелить мозгами, - говорит он. - Когда я окончу обучение, то, надеюсь, мне удастся подняться по служебной лестнице компании сразу на несколько ступенек".

Сейчас по программе проходят обучение 93 студента, 70 из которых живут в других городах. Чтобы организовать удаленное обучение, институт установил в аудиториях оборудование для видеоконференций компании VideoServer, позволяющее координировать обмен видео-, аудиоинформацией и данными с различными учебными центрами. Иногородние студенты пользуются приобретенным их организациями оборудованием для видеоконференций, которое должно соответствовать стандарту H.320.

Руководитель программы разработки систем и управления Мэгри Бест сообщила, что обучение одного студента обходится организациям примерно в 100 тыс. долл., причем половина этой суммы идет на оплату преподавательского состава, а остальная часть - на учебные пособия, необходимые разъезды и оплату средств связи.

Помимо Массачусетсского технологического института, подобные курсы дистанционного обучения организовали также Гарвардский университет и Университет Карнеги-Меллона.

В дополнение к новым техническим знаниям инженеры приобретут и навыки управления бизнесом.

Учащиеся также постигают основы успешного ведения конкурентной борьбы.

Для многих программа стала серьезной проверкой способности рационально планировать время.

Большинство обучаемых рассчитывают в перспективе занять ту или иную руководящую должность. Они постигают науку руководства проектом, а такие знания нужны любой компании.


Это сладкое слово "начальник"

Холли Блюменталь

Руководители отделов информационных систем могли бы играть значительно более заметную роль в формировании стратегии предприятия. Не ограничивайте себя решением исключительно технических проблем. Сейчас ваше время, вы просто обязаны взять власть в свои руки.

В конце концов, очень немногие непрофессионалы в наш век способны оценить истинный потенциал технологий, если речь идет об укреплении позиций компании на рынке или о прибыли. А посему определять потребности предприятия, предлагать технические решения и пожинать плоды их реализации предстоит именно вам.

Похоже, затянувшаяся война между "тупыми конечными пользователями" и "бесполезным отделом информационных систем" близится к завершению. Отношения налаживаются по мере того, как рядовые сотрудники осознают потенциал современных технологий. Понятно, что у руководителей отделов информационных систем и так забот хватает, однако им в любом случае придется использовать багаж своих технических знаний на благо бизнес-стратегии. Каждый из них должен самостоятельно "преодолеть" мнение о себе как о технаре и занять в корпорации подобающее место.

Я убеждена, что никудышными отношениями между отделами информационных систем и остальными сотрудниками мы в значительной степени обязаны расхожему мнению о том, что якобы вся эта дорогая техника на самом деле никак не повлияла на доход фирмы. Конечно, каждый, кому приходилось "кропать" записки на бумаге и собирать коллег на совещание по телефону, едва ли согласится с этим утверждением, однако начальство привыкло иметь дело с цифрами, а подсчитать доход от повышения индивидуальной производительности труда путем установки современной системы не так легко. Вместе с тем стоимость нового сервера или новой базы данных не составляет секрета, а многим руководителям высшего звена, не имеющим к технике никакого отношения, приходится слышать исключительно жалобы на нестабильность работы приобретенного оборудования. И это при том, что чек был подписан на очень даже значительную сумму!

Причина, из-за которой менеджеры-гуманитарии не видят ценности новых технологий, проста: отсутствие четких и конкретных требований. В целом они допускают, что работникам нужно иметь электронную почту, доступ в Internet и, возможно, intranet; единственное, чего они никак не могут понять, - почему все эти "прибамбасы" столь важны для успешной работы компании в целом. Поскольку такие руководители не слишком ориентируются на рынке технологий, оригинальные идеи по поводу использования новейших разработок на благо собственного бизнеса приходят к ним не часто.

Итак, поговорим о повышении роли администратора информационных служб в стратегическом планировании. Если шаг в этом направлении будет сделан, отношение к вашему отделу как к "ребятам, обслуживающим дорогую и постоянно ломающуюся систему", изменится. Вас будут воспринимать как "специалистов, которые помогают использовать технику для повышения дохода предприятия".

Большинство начальников информационных отделов, ознакомившись со стратегическими задачами руководства, выявляют основные трудности, после чего обращаются за помощью к своим сотрудникам. Предполагается, что президент компании или кто-нибудь еще из высокопоставленных лиц должен прийти в отдел информационных систем и объяснить, что нужно предприятию.

Основной недостаток этой традиционной схемы в том, что разработчики стратегии и технические специалисты, которым предстоит обеспечить ее реализацию, обычно никак не пересекаются. Очевидно, что глава корпорации должен иметь представление о происходящем в мире техники, однако в реальности "просвещенных боссов" крайне немного. Таким образом, у администраторов информационных систем появляется уникальная возможность оказаться в центре событий.

Понимание задач предприятия, деловых процессов, анализ возможностей использования технологий в целях улучшения стратегических позиций могут при условии адекватной подачи идей сделать руководителя информационных служб одним из самых уважаемых сотрудников. Не ждите, пока начальник придет к вам; проведите нужные исследования, сформулируйте собственные предложения, упредив высшее руководство. Не зацикливайтесь на уже одобренных решениях, будьте готовы отстаивать свою точку зрения.

В частности, установка системы электронной коммерции - одна из самых сильных карт в вашей колоде, и ее надо разыграть с умом. Я уверена, что многим руководителям предприятий приходилось взвешивать достоинства и недостатки внедрения этой системы. Технология электронной коммерции - пример инновации, когда есть возможность подсчитать потенциальные доходы. Средства, заработанные "Паутиной", - ваш козырь.

Занимаясь разработкой технической стратегии, вы становитесь ценным сотрудником фирмы, даже если это не входит в ваши интересы. Если дела пойдут хорошо, высшее руководство будет больше вам доверять. Чем больше менеджеров информационных систем будут играть активную роль в стратегическом планировании, тем быстрее исчезнет предубеждение к этим отделам со стороны руководителей компаний.


Холли Блюменталь - главный редактор Netscape Enterprise Developer, ранее занимавшая должность главного редактора InfoWorld Test Center. Она будет рада вашим вопросам, замечаниям и возражениям, которые вы можете послать по адресу holly.blumenthal@ne-dev.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями