Гораздо менее известны ее многочисленные европейские инициативы в области электронной коммерции, включая совместное с AOL Europe предприятие по интерактивной продаже книг. Эта компания одной из первых вложила средства в немецкий филиал Lycos. Скоро Bertelsmann начнет интерактивную торговлю книгами со своего собственного Web-узла, хотя этот рынок уже переполнен, по крайней мере в США. Клаус Айерхоф, недавно назначенный главой нового предприятия компании Bertelsmann в области средств массовой информации, дал интервью публикуемому на Web-узле издательства Computerworld журналу Emmerce, в котором освещаются вопросы электронной коммерции.

Когда вы рассчитываете начать эксплуатацию новой книготорговой службы и как вы себя ощущаете в "кильватере" компании Amazon.com?

Нам кажется, что выйти на рынок первым - это не самое главное; иногда это делается для проверки какой-либо гипотезы. В отличие от Amazon.com или от BarnesandNoble.com, компания Bertelsmann сама - издатель. В настоящее время мы тщательно выбираем стандартную программную платформу, а летом планируем начать работу в экспериментальном режиме в США и странах Европейского союза.

Как вы намерены решать такие проблемы, как введение денежной единицы евро и различие структур ценообразования в США и ЕС?

Наша система будет изначально совместима с евро, а избранный нами международный принцип основан на использовании одной ценовой структуры во всей системе.

У Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission, FTC) возникли претензии по поводу продажи компании Random House и концентрации рынка. Некоторые из них могут быть предъявлены и к вашей будущей интерактивной службе. Как вы к этому относитесь?

Переговоры с FTC не дают никаких оснований считать, что это приобретение не будет утверждено или что намеченный нами график не будет соблюден. Более того, нет никаких оснований предполагать, что FTC потребует от нас сокращения инвестиций. Наше предприятие Booksonline.com, естественно, будет предлагать и продавать книги других издательств.

Какие главные задачи вы определили для своей интерактивной службы и какая роль при этом отводится электронной коммерции?

Сейчас для нас это самые важные вопросы. Благодаря AOL Europe, в которую теперь входит и CompuServe, в нашей сети примерно 2 млн. человек. Нам нужно "привязать" электронную коммерцию к этой сети или к какому-то конкретному "входу" в Web (например к Lycos). Доходы, полученные от рекламы в Internet электронной коммерции и ежемесячных взносов, станут финансовым фундаментом для нашего нового предприятия.

Сможете ли вы сделать торговлю через Сеть настолько удобной, что она привлечет клиентов и в США, и в ЕС?

Мы считаем, что интерактивная торговля вряд ли когда-нибудь полностью вытеснит торговлю "вживую", но какую-то часть клиентуры она перетянет. По прогнозам Немецкой ассоциации компаний розничной торговли, через пять лет оборот электронной коммерции составит 5% от объема розничных продаж, то есть примерно 19,4 млрд. долл. (таков сегодня оборот компаний, торгующих по почтовым заказам).

Насколько внимательно вы следите за разработками в технологии базисных средств и какое место вы отводите компании Bertelsmann?

Мы не собираемся приобретать компании, чтобы строить "фундамент", но нам нужны передовые платформы, особенно такие, которые смогут предложить новые формы доступа к телевидению или телефонным службам. Наши критерии здесь просты: прозрачность для пользователя любого интерфейса и достаточно низкая цена, позволяющая новинке стать товаром массового спроса.