Передача без информации

В начале мая, за неделю до начала "Связь-Экспокомм", сотрудники Computerworld Россия, имеющие богатый опыт работы на многих отечественных и западных форумах, столкнулись с необычайно жесткими, почти оскорбительными условиями аккредитации на эту выставку. Дело даже не в том, что наш еженедельник был отнесен к "непрофильным" и потому мог претендовать на аккредитацию лишь двух журналистов. И даже не в том, что получить вожделенные пропуска наши сотрудники могли, только представив официальное письмо с просьбой об аккредитации за моей подписью. Поразило другое: письмо должно было содержать гарантию того, что журналисты не просто посетят выставку, не только обязательно опубликуют о ней репортаж, но и представят свою работу на суд организаторов выставки.

Мы попросили тех, кто отвечает за информационно-рекламную деятельность ЗАО "Экспоцентр", где проводилась выставка, прокомментировать столь необычную позицию.

От аккредитации же на таких условиях пришлось отказаться. Не потому, что собирались скрыть факт проведения в Москве крупнейшей ежегодной телекоммуникационной выставки. Дело в другом. При выборе тем для статей в Computerworld привыкли руководствоваться простой формулой: что интересно и полезно читателю, что он предполагает найти в нашем издании, то и будет напечатано. С этой меркой мы подходим и к информации, которую с разной степенью настойчивости нам "рекомендуют" со стороны, и к отражению того, что происходит на выставках. Для того чтобы в Computerworld появилась статья о каком-либо явлении компьютерной жизни (выставке, презентации, продукте), достаточно, чтобы оно представляло интерес для наших читателей. И никакой договор о сотрудничестве с редакцией этому не поможет и не помешает.

Любознательный читатель, посмотрев подшивку CW, может подсчитать, сколько наших журналистов на самом деле работало на этой выставке и сколько материалов о ее участниках, и до того достаточно часто попадавших на наши "непрофильные" страницы, опубликовано. Подчеркиваю: об участниках. О выставке как таковой этот материал - единственный.

Устроители "Связь-Экспокомм", пренебрегая компьютерной прессой как "непрофильной", на мой взгляд, мягко говоря, заблуждаются. Позволю себе банальное суждение - системы связи передают по большей части ту информацию, которую системы компьютерные обрабатывают. Крупнейшие события в информационной индустрии за последнее время связаны как раз с конвергенцией компьютерной и телекоммуникационной индустрии. Из иллюстрирующих этот процесс новостей - масштабная реорганизация в Siemens и консолидация Nortel и Bay. Кстати, названные компании принадлежат к числу основных действующих лиц выставки "Связь".

Оперативную информацию об этом можно почерпнуть, в частности, в "непрофильной" компьютерной прессе. Для того чтобы познакомить наших собеседников с содержанием Computerworld Россия, мы решили подписать их на свой еженедельник. Бесплатно. В конце концов, это даже дешевле, чем абонементы на "Связь-Экспокомм" для двух "непрофильных" журналистов.

- Павел Христов,

главный редактор Computerworld Россия


(pkh@osp.ru)

Корреспондент Computerworld Россия Ольга Макарова встретилась с заместителями директора фирмы "Информреклама" Михаилом Барановым и Евгением Глазуновым.

Расскажите, пожалуйста, о вашей политике в области аккредитации журналистов.

Михаил Баранов (МБ): Фирма "Информреклама", которая ведет всю информационно-рекламную деятельность ЗАО "Экспоцентр", предоставляет две бесплатные аккредитации для любого издания (для корреспондента и фоторепортера) на любую выставку. Но если выставка профилирующая, каковой для вашего издания был, например, "Комтек", издание может получить до пяти-шести аккредитаций.

В чем, собственно, проблема? Вам необходимо попасть на выставку всей редакцией?

Мы впервые сталкиваемся со столь жесткими квотами на число аккредитованных журналистов. На "Комтеке", например, это количество не ограничивали.

МБ: Такая политика действует уже более 25 лет. На "Комтеке" мы ограничивали все общие издания. "Известия" получили две аккредитации, "Правда-5" - две аккредитации и т. д.

Другое дело - выставка "Автосалон", имеющая международный статус и проходящая под эгидой Ассоциации производителей автомобильной техники. По их правилам мы обязаны первый день выставки делать Днем прессы. Мы специально для этого выпускаем билеты и рассылаем их в редакции по 20-30 штук.

А что вы скажете насчет обязательных публикаций?

МБ: Мы заинтересованы в тех изданиях, которые о нас пишут. Мы не берем плату ни за аккредитацию, ни за посещение пресс-конференций, ни за информацию, которую мы даем. В качестве ответной услуги принимается любая публикация - интервью, краткая информация, проблемная статья, анализ выставки.

Но если человек приходит и ничего не пишет, через раз-другой мы с ним расстаемся. Нам неинтересно с ним сотрудничать. Он пользуется нашими возможностями, но сам ничего не отдает.

Вы имеете в виду человека или издание?

МБ: Издание. Мы аккредитацию даем только по письмам от издания на официальном бланке.

Ни разу для аккредитации на компьютерную выставку от меня не потребовали письма. На "Комтеке" было достаточно предъявить визитку.

МБ: Вы путаете, эту аккредитацию проводил "Крокус". Это тоже грубое нарушение наших правил. Комплекс наш, мы его сдаем в аренду. Вся пропускная система идет только через "Экспоцентр".

Политика работы с журналистами у "Экспоцентра" не менялась. Я понимаю, что политика фирмы "Крокус", или ATI, или "Краузе", с которой мы проводим "Связь-Экспокомм", может отличаться от нашей. Они все это делают на западный манер. Их больше интересует количество журналистов, которые присутствуют на пресс-конференциях.

Когда мы первый раз проводили "Комтек" вместе с "Крокусом" ("Комтек" только переехал в "Экспоцентр" с ВДНХ), мы ужаснулись, поскольку половину зала на пресс-конференциях составляли чистейшей воды "халявщики". Они болтаются по выставке, собирают пакеты, клянчат ручки, пытаются проникнуть на симпозиумы, чтобы "пофуршетничать". Очень любят прикидываться журналистами. А сделать себе визитки или даже удостоверения сейчас не составляет проблемы.

Другая проблема: представляете, человек приехал на выставку, у него намечены встречи с партнерами, расписаны часы. А к нему "лезут" разные журналисты или рекламные агенты.

Вы как-нибудь собираетесь бороться с тем, чтобы билетами не торговали с рук?

МБ: Мы расходуем на защиту билетов от подделок немалые средства. Но воспроизвести их, я думаю, все равно можно. Мы пошли на то, чтобы пронумеровать билеты. Хотя я не знаю, кто будет проверять номер.

Дело в том, что тех, кто торгует билетами, нельзя привлечь к уголовной ответственности. Их забирает местное отделение милиции, держит пару часов и отпускает, а билеты конфискует. А что толку - у них машины поддельных билетов.

То, что происходит за пределами выставочного комплекса, охраны "Экспоцентра" не касается. Невозможно даже ликвидировать "платную" автостоянку со стороны набережной, которую организовали ушлые молодые люди. Это всегда было свободное для парковки место.

Как известно, фирмы - участники выставки очень любят проводить пресс-конференции на своих стендах. Как вы к этому относитесь?

МБ: Фирмы предупреждены, что их приглашения не действуют как пропуск на выставку. К приглашению в этом случае они должны приложить оплаченный билет на выставку либо бесплатный пригласительный "билет специалиста".

А как получается? Фирма, не организовавшая толком пресс-конференцию и в последний момент обнаружившая, что в зале сидят два-три человека, дает объявление по выставочному радио, зазывая журналистов к себе. Начинает спасать положение. А кто приходит? Все те же "халявщики", которые немедленно мчатся к месту действия.

С этим трудно бороться. Остается только подойти потом к организатору мероприятия и высказать, что его затея прошла впустую. Они пытались сэкономить на организации пресс-конференции, а не получили ничего.

Результат же измеряется в публикациях. Мы ведем статистику. В течение месяца и даже двух после каждой выставки мы получаем газеты и журналы. По нашим правилам аккредитации журналист обязан представить материал в пресс-службу. В любом виде: факсом, через курьера, по почте. Это взаимовыгодное дело: у нас таким образом организован мониторинг публикаций, а журналист участвует в конкурсе на лучший материал.

Почему до начала выставки представителям прессы нельзя было ознакомиться со списком участников?

МБ: Я вам больше скажу - даже мы не имеем этих списков. Их формирует другое подразделение "Экспоцентра" - фирма "Межвыставка". Список участников - своеобразная коммерческая тайна "Экспоцентра" до выхода официального каталога. Каталог выходит в день открытия выставки.

А почему не все фирмы попадают в этот каталог?

МБ: Фирма должна дать свое объявление в каталог. Это одно из правил участия в выставке; попасть в него - достаточно престижная вещь. Это может сделать только участник выставки или крупный рекламодатель.

Но некоторые фирмы считают себя настолько известными или настолько бедными, что не дают объявлений.

Половина выставок, которые мы устраиваем, "гостевые". Мы их или проводим совместно, или сдаем в аренду площади. В этом случае формирует каталог иностранная сторона. Она же устанавливает цены. Ведь "Комтек" все ругают за дороговизну. Но это цены "Крокуса". Мы сдаем площади по ценам среднеевропейским. Например, на "Комтеке" это составляло 8,5 швейцарского франка за квадратный метр (учитывается вся брутто-площадь павильонов.).

А аккредитацией кто занимается?

Аккредитацией в "Экспоцентре" занимается собственная пресс-служба. То, что фирма "Крокус" сделала на "Комтеке", - это чистой воды самодеятельность. То же самое устраивают другие "гости", например ATI на выставке "Спорт и отдых", "Путешествие и туризм".

Меня всегда забавляет их "регистрация посетителей". Они, безусловно, преследуют какую-то свою цель. В советские времена "органы" говорили, что это разведка работает, и запрещали анкеты заполнять. Сейчас мы спокойно к этому относимся.

Они создают специальный стенд у входа в павильон, на котором каждый подошедший может представиться хоть Президентом России, заполнить анкету и получить удостоверение VIP. Бэдж VIP ничего не дает. Он не является пропускным документом. Но для организаторов выставки важно рассортировать людей на VIP, прессу, специалистов. Просто посетителей они не регистрируют. Получается, что у них только три категории посетителей.

Ходят слухи, что в "Экспоцентре" запретят распространять со стендов за деньги средства массовой информации. Это действительно так?

Евгений Глазунов (ЕГ): Статус большинства международных выставок, согласно правилам, принятым UFI, запрещает торговлю со стенда. Разрешено проведение переговоров, заключение контрактов с дальнейшими поставками оборудования. Есть возможность заключить контракт на образцы и потом, вывозя их с выставки, направить покупателю. Так что издания, покупающие на выставке стенд, не должны торговать. Хотя мы не ставим задачу бороться с этим.

Журнал должен на выставке показать себя, чтобы привлечь потенциального рекламодателя. СМИ должны жить за счет рекламы. А торговля на выставке - это чисто российское явление. Это уже базар, когда пытаются на продаже журналов вернуть какие-то расходы.

Я думаю, что торговля журналами вместо бесплатной их раздачи - это стремление оградить себя от случайных прохожих, хватающих все, что можно взять даром.

ЕГ: Что ж, если так, то это благородное дело, и они правильно делают. Хотя я в этом сомневаюсь. Но в любом случае бросать все силы на борьбу с торговлей СМИ со стендов мы не будем.