важность хотя бы потому, что решить встающие перед ними проблемы в одиночку практически невозможно.

Образно говоря, мы должны сотрудничать утром, дабы иметь возможность конкурировать в полдень. Это связано с двумя факторами, которые действуют практически повсеместно в сфере информационных технологий. Во-первых, речь идет о недостатке квалификации и опыта, во-вторых, о комплексной природе технологической инфраструктуры современного предприятия. Практически ни одна организация, специализирующаяся на информационных технологиях, уже не может справиться с этими проблемами самостоятельно.

В этой ситуации к новым знаниям и приобретенному опыту предъявляется одно важное требование - они должны быть универсальны: специалисту необходимо знать и уметь то, что раньше было прерогативой представителей разных профессий.

Рассмотрим компанию, информационная система которой основана на программном обеспечении планирования корпоративных ресурсов SAP R/3; упомянем также большую реляционную базу данных, хранилище данных и разветвленную сеть extranet. Наша гипотетическая фирма хочет заниматься электронной коммерцией совместно с другими предприятиями и нуждается в людях, которые разбираются в управлении и поддержке цепочек поставок. Ей необходимы специалисты по электронным платежам, динамическим мультимедиа-каталогам и, скажем, стандартам электронного документооборота на транспорте.

Хотя спрос на квалифицированных специалистов неуклонно растет, найти их все же можно. Но сколько специалистов по R/3 знают, как осуществить настройку системы управления реляционной базой данных? Многие ли программисты на Java имеют богатый опыт работы с СУБД Oracle, DB2 и, предположим, с метаданными для хранилищ данных? Если вам известен хотя бы один такой человек, вы превосходный "охотник за талантами"! У информационных компаний нет выбора. Им следует найти партнера.

Что такое партнер?

Слово "партнер" в устах некоторых поставщиков и представителей компьютерных компаний может звучать несколько настораживающе. Нет, это не просто словечко из нового предпринимательского жаргона, которое употребляют, когда хотят сказать что-то вроде: "Мы вас любим, вы наш друг". Особенно тошнотворно, когда это произносят страховые агенты и банковские служащие.

Настоящим партнером должна быть признана организация, основу стратегии которой составляют хорошие взаимосвязи, а отнюдь не продукция или частные контракты. В таких фирмах не ищут способов "быть хорошим", а заняты тем, как, предоставив информацию и специальные знания, обогатить свой опыт; предоставив новую технику, приобрести новые знания; обеспечив преемственность, наладить хорошие отношения.

Как стать хорошим партнером? Вы можете положиться на организацию, которая работает честно, выполняет обязательства, следует избранному курсу, заботится о ваших интересах, не забывая и о своих. Ее сотрудники заинтересованы в создании и поддержании связей, а не в "достижении результатов". Это значит, что организация заботится о репутации надежного партнера, не пытаясь выстроить красивый фасад из обещаний. Она способна привлечь и удержать обратившихся к ней однажды заказчиков.

Клиенты, которые знают, как быть хорошими партнерами, смогут извлечь выгоду из своих знаний и справиться с проблемами, имеющимися даже у лучших поставщиков. В данном случае слово "лучший" можно рассматривать как синоним безупречной репутации. В свою очередь, поставщики по той же причине будут стремиться заполучить лучших клиентов. Ограниченность возможностей компьютерных фирм зависит от "человеческого фактора" в значительно большей мере, чем от технологии как таковой.

Исходя из собственного опыта, должен сказать, что примерно половина специализирующихся на информационных системах компаний и фирм-производителей уже фактически вышли из игры. Не хотелось бы приводить конкретные названия, однако я поставлю несколько вопросов, ответив на которые станет легче проанализировать собственное положение.

Какому производителю (системному интегратору, консалтинговой фирме) вы готовы предоставить полную информацию о сложившейся ситуации? Не играете ли вы в кошки-мышки (например, стараясь сбить цену)? Если судьба проекта окажется под вопросом, кто из партнеров открыто, не скрывая, сообщит вам об этом? Кому вы могли бы доверить свою работу? Кого из них вы считаете настоящими, а не "дутыми" специалистами?

Чтобы стать хорошим партнером, нужен талант, точно так же как необходим он и при выборе партнеров. Помните, что настоящих партнеров не купишь.


Книга Питера Кина "Internet и сети intranet для бизнеса" вышла в феврале этого года в издательстве Harvard Business School Press. Пишите ему по адресу peter@peterkeen.com.