Приговор жаргону

Этот термин оказался замечательным маркетинговым ходом. В один прекрасный день какой-то производитель назвал свое изделие "решением". Всем это очень понравилось, и остальные разработчики незамедлительно последовали его примеру.

Из чего, в сущности, складывается жизнь пользователей? Она состоит из работы с компьютерами, приложениями, операционными системами и тому подобными вещами. Что бы ни делали производители, любое их решение должно быть направлено на удовлетворение потребностей пользователей - нынешних и грядущих, о наличии которых пользователь еще не подозревает; а также на выполнение задач, которые еще не успели превратиться в потребности.

В первую очередь продавцы и специалисты по маркетингу постарались подобрать для своих изделий наиболее звучные термины. Не особо заботясь о точном совпадении слов и сути, они стали называть продукты "решениями". Этот термин очень хорошо маскировал сложность компьютерных технологий, и пользователи часто не могли понять, какие вопросы действительно можно решить с помощью очередной новинки, а какие потребуют приобретения дополнительных средств.

Однако все это ничуть не смущало рекламодателей. Они, конечно, и сами не верили, что их "решения" помогут пользователям успешно справиться со всеми задачами, но по-прежнему с упорством, достойным лучшего применения, заставляли клиентов самих выяснять, что же конкретно делает новый продукт и чего от него следует ожидать. Подобные маркетинговые приемы хорошо известны.

Меня не задевает, когда хитрые продавцы выдают желаемое за действительное. Я отнюдь не считаю, что тем самым они принижают мои интеллектуальные способности. Но в последнее время термин "решения" получает все более широкое распространение среди самих конечных пользователей и, похоже, начинает выполнять роль средства самоуспокоения.

Конечно, гораздо проще заявить, что мы хотим получить готовое решение всех вопросов, касающихся организации электронной торговли, нежели объяснять, какое программное обеспечение нам потребуется для передачи заказов с Web-узла компании в бухгалтерскую и складскую системы, и каким образом все это должно работать. Но проще - еще не значит эффективнее. Мы лишаем себя возможности точно сформулировать свои потребности, и тем самым изначально разрушаем потенциальный союз с бизнес-партнерами.

Употребляя термин "решение", мы забываем о том, что создаваемый производителем продукт никакое не решение - это всего лишь средство. Постоянно говоря о решениях, пользователь рискует получить систему, совершенно не отвечающую потребностям компании. А тот, кого до сих пор не оставляют сомнения, путь подождет до первого звонка в службу технической поддержки. Вот тогда станет окончательно ясно, что система вовсе не является полнофункциональной и меньше всего напоминает решение.

Назовите новую разработку продуктом или системой, или раскройте ее возможности на уровне детализации, доступном пользователям. Ведь все компоненты решения, отсутствующие в конкретной системе, становятся источником больших неприятностей. И хорошо, если вам не придется с ними столкнуться.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями