STB закупает банкоматы производства NCR сотнями

Проникновение информационных технологий в жизнь наших финансовых структур, как правило, происходит без привлечения лишнего внимания общественности. Заинтересованности в освещении хода информатизации не выказывают ни заказчики систем, ни поставщики. Первые при этом ссылаются на коммерческую тайну, вторые - на пожелания первых. До сих пор следовало этому неписаному правилу и российское представительство NCR, имевшее определенные успехи в деле продвижения на наш рынок банкоматов и других своих разработок.

Оно также не стремилось лишний раз афишировать свои достижения и имена заказчиков. "Заговор молчания" был нарушен 5 июня, когда по поводу контракта с процессинговой системой STB Card, входящей в группу СБС-Агро, была организована пресс-конференция, на которую приехала внушительная делегация NCR - старший вице-президент Finanсial System Group (FSG) NCR Пер Олаф Луф, вице-президент FSG NCR EMEA Клаус Нордвелл и президент FSG NCR Center & Eastern Europe Герхард Шистек.

Свою роль в этом сыграла не только величина контракта, согласно которому STB приобретает 200 банкоматов (для сравнения - за последние полтора года NCR продала в России 1300 банкоматов, из них в этом году - 500, считая 200 предназначенных для STB). Константин Слащев, директор NCR в России, объяснил подобную открытость действий желанием показать, что банкоматам "пора становиться обычным товаром, который продается сотнями".

До "обычности" приобретения банкоматов сотнями еще далековато, но уже сейчас Россия наряду с Бразилией, Индией и Китаем входит в группу "новых рынков", к которым в NCR проявляется особое внимание (в этом перечне фигурировала и Индонезия, однако последние события в этой стране резко поубавили интерес к ней). Теоретически эти страны являют собой большие и практически незанятые рынки. В Великобритании, например, на 50 млн. человек приходится 25 тыс. банкоматов. Соответственно в 150-миллионной России их со временем должно стать 75 тыс. - в 30 с лишним раз больше, чем сейчас. NCR надеется захватить до 50% этого рынка и продавать в ближайшие годы около тысячи банкоматов в год.

Заострять внимание на причинах существенного (и при этом - публичного) увеличения парка банкоматов генеральный директор STB Card Валерий Шведов не стал, однако на банковском рынке ныне налицо обострение борьбы за право обслуживать частных лиц. Предпринимаются очередные попытки поколебать практически монопольное положение в этой области Сберерегательного банка РФ (самый свежий пример - попытка создать "Связь-Банк", операционисты которого должны были работать с населением в каждом отделении связи). Но завести столько филиалов и отделений, сколько есть у СБ, - дело нелегкое, тем более что во многих местах "обычное" отделение себя не окупает. Однако практически все его стандартные функции может выполнять банкомат. А присоединив к нему соответствующий дополнительный блок, можно с относительно небольшими затратами создать торговую точку, продающую любой подходящий по габаритам товар - марки, билет и т. п.

Для STB развитие банкоматной сети важно еще потому, что компания обслуживает не только собственные карты, но и международные - Visa и Mastercard.

Приобретенные банкоматы предназначаются "для выполнения базовых функций", 120 из них (модель PersonaS 84) служат для работы вне помещения, 80 (модель PersonaS 70) - для установки внутри зданий. Устройства были приобретены STB после тестирования в полевых условиях, в том числе и на устойчивость к погодным условиям.

Сумма контракта, конечно, осталась неразглашенной - присутствующим предложили посчитать стоимость банкоматов самостоятельно. Однако удалось выяснить, что приобретение банкоматов не было покупкой в чистом виде - у NCR, как и у ее конкурентов, имеется гибкая финансовая политика, позволяющая обзаводиться банкоматами в кредит или брать их в лизинг.

Не обошлось без обсуждения традиционной темы - инвестиций NCR в России. По словам Слащева, вопрос об организации сборки банкоматов в стране рассматривается, но пока для этого не созрели экономические условия. Если же производство будет создано, то скорее не в Москве или Петербурге, а на Дальнем Востоке, а потребности западной части страны можно обслужить и из Европы. Пока же более насущным для NCR является вопрос создания СП с какой-либо крупной российской компанией по разработке ПО, поскольку реагировать на стремительные изменения отечественного законодательства из-за границы невозможно.


Грядет передел

По данным Nilson Report (апрель 1998), мировой рынок банкоматов в прошлом году составил 5 млрд. долл. (около 110 тыс. устройств всех классов). На долю лидера рынка - NCR - приходится 1,5 млрд. (42 тыс. банкоматов). За ней следуют InterBold (35 тыс.) и Fujitsu/ICL (16 тыс.). Два года назад первенствовали те же фирмы, продав 30, 25 и 15 тыс. банкоматов соответственно. Однако в этом году у принадлежащей IBM компании InterBold могут возникнуть серьезные трудности: банкоматы (и другие устройства) для нее производит фирма Diebiold, срок OEM-контракта с которой скоро истекает, а перспективы его возобновления пока неясны. Для NCR это хороший шанс оторваться от преследователей. Если, конечно, клиенты InterBold не перейдут к конкурентам.