и заканчивая сетью продаж, и тем самым усилить конкурентоспособность новой структуры. Но экономическая целесообразность подобного слияния в первую очередь будет зависеть от того, как быстро и глубоко эти автомобилестроительные компании смогут интегрировать свои информационные системы.

Руководители компаний предполагают, что за счет разделения производственных мощностей, технологий и систем распространения в пределах альянса в течение первого года DaimlerChrysler сможет сэкономить 1,4 млрд. долл. А совместное использование инженерных решений и производственных технологий в объединенной корпорации в течение следующих трех-пяти лет позволит сократить расходы еще на 3 млрд. долл.

Эти технологии внедрены на различных уровнях. Помимо офисных систем, компании имеют широкую сеть поставщиков и систему распространения. У них есть свои собственные службы компьютерного проектирования и инженерные подразделения, на создание которых ушло много лет и потрачено немало средств.

"Объединение технологий при слиянии потребует длительного времени, - считает Стефан Вейснер, директор по технологическим вопросам Gedas North America, дочерней компании корпорации Volkswagen. - Интеграция финансовых систем - задача довольно простая. Но на одну только организацию связи систем технической информации уйдет лет пять - десять. Даже процесс согласования корпоративных систем автоматизированного проектирования продлится несколько лет".

Как считает Рой Вашер, генеральный менеджер по информационным системам компании Toyota Motor Manufacturing North America, "чтобы принять стандарт, на основе которого пройдет объединение инженерных и производственных систем, а затем выполнить необходимые изменения, DaimlerChrysler потребуется несколько лет".

При унификации систем и приложений придется решать целый ряд довольно серьезных проблем, но, как отметил Рик Варго, президент и исполнительный директор Debis Information Technology Services, консультационного подразделения корпорации Daimler-Benz, "администраторов информационных систем Chrysler скорее должны беспокоить культурные барьеры, которые неминуемо возникнут при совместной работе, поскольку бизнес-задачи, стоящие перед автомобилестроителями, как правило одни и те же".

Ричард А. Хендерсон, аналитик фирмы Pershing, являющейся подразделением компании Donaldson, Lufkin & Jenrette, считает, что "объединение Daimler-Benz и Chrysler позволит обеим компаниями укрепить свое положение на рынке".

Корпорация DaimlerChrysler сможет увеличить объем продаж своих автомобилей на быстроразвивающихся рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, одновременно снижая цены за счет заключения более крупных и гибких сделок с поставщиками.

"Эта сделка прежде всего скажется на поставщиках, - сказал Хендерсон, - поскольку все компании, работающие в автомобилестроительной отрасли, используют системы CAD/CAM, а информация для них передается поставщиками компонентов, и они существенным образом зависят от электронного обмена данными".

Вашер, долгое время проработавший в Ford Motor, решил дать совет администраторам информационных систем компании Chrysler.

"Чтобы адаптироваться к чужой культуре, необходимо терпение и умение слушать своих собеседников, - сказал Вашер. - Нужно научиться понимать, почему кто-то что-то делает именно так. Вы можете столкнуться с вопросами, которые раньше вам просто не приходили в голову".

Вашер отметил, что в компании Toyota принято принимать решения, рассчитанные на долгосрочные перспективы, а не на немедленную отдачу.

"Я 20 лет работал в Ford Motor и ежедневно решал вопросы: 'зачем это нужно' и 'что это даст'. В Toyota не просчитывают влияние конкретного решения на бюджет или на финансовые результаты всего года", - сказал он.

"Различия между двумя культурами весьма существенны. В Германии взаимоотношения внутри компании в основном строятся на командно-административной основе, в то время как в Chrysler стремятся предоставить каждому сотруднику возможность проявить себя, а принятое решение доводить до сведения специалистов, стоящих на самых нижних ступенях организационной иерархии", - подчеркнул Ральф Колелло, вице-президент компании A.T. Kearney.

Такая разноплановость культур ничего хорошего компаниям, решившимся на столь глобальное объединение, не сулит. По мнению Колелло, из-за этого новая корпорация может потерять некоторых наиболее талантливых и ценных специалистов по ИС. "В такой ситуации сотрудники могут лишиться возможностей для карьерного роста, поэтому велика вероятность их ухода", - сказал он.

Майская сделка между Daimler-Benz и Chrysler стала не единственным событием в отрасли - недавно корпорация Volkswagen за 705 млн. долл. купила Rolls-Royce Motor Cars - британского производителя автомобилей класса люкс.


Слияние Chrysler и Daimler-Benz

Сотрудники информационной службы корпорации Chrysler, пребывающие в "подвешенном" состоянии, с опаской ждут, что же принесет им слияние с компанией Daimler-Benz. Известие об объединении стало для всех полной неожиданностью, однако сегодня каких-то видимых изменений пока не наблюдается.

"За свое положение в фирме мы не боимся, потому что на производственный процесс ничто принципиально повлиять не может, - заметил программист и дизайнер Web-страниц Дэннис Грант. - Компания по-прежнему собирает на своих заводах автомобили и по-прежнему продает их дилерам".

Решение об объединении приняли третий по объему выпускаемой продукции автомобильный концерн Соединенных Штатов и третий по величине производитель автомобилей в Германии. Руководство обеих компаний рассчитывает сэкономить 1,4 млрд. долл. в год за счет обмена комплектующими и технологиями, расширения клиентуры каждой компании и объединения дистрибьюторских каналов. Закрытие заводов и сокращение числа работников пока не планируется.

Бизнес-аналитик информационной службы компании Auburn Hills Джеми Блейн положительно оценивает перспективы Chrysler после слияния: "Думаю, каждый согласится, что Daimler-Benz - хорошая компания, однако и она в условиях жестокой конкуренции вынуждена постоянно искать новые пути развития и даже частично сворачивать производство".

По словам Блейн, она пока не знает, какая судьба уготована информационной службе.

В компании Daimler Benz имеется отдельное техническое подразделение Daimler-Benz Interservices, занимающееся обслуживанием пользователей информационной системы и телекоммуникационных служб. Каким образом будет осуществляться взаимодействие между информационными службами Daimler Benz и Chrysler, пока не ясно.

- Патрик Тибоди,
@Computerworld