Буквально за несколько лет Internet радикально преобразилась, но вопрос о том, удастся ли новым средствам окончательно сломить сопротивление инфраструктуры, сложившейся на американском рынке за последние 30 лет, пока остается открытым. Мы опросили руководителей информационных служб 31 компании (в каждой из которых была установлена система EDI) и на основании полученных материалов сделали определенные выводы.

По-видимому, в ближайшее время средствам EDI не грозит "скоропостижная кончина", однако влияние технологий Internet с течением времени будет ощущаться все сильнее. Только трое опрошенных заявили, что намерены в ближайшие два года полностью заменить традиционные системы EDI средствами Internet. При этом большинство респондентов считает, что Internet будет постепенно поглощать существующую инфраструктуру EDI. Частично заменить компоненты EDI средствами Internet собираются 11 респондентов.

Представители корпораций, использующих технологии EDI, считают главным препятствием, мешающим установке систем электронного обмена данными, слишком высокую стоимость подобных средств. Если бы поставщики технологий EDI снизили цены, их продукция получила бы гораздо более широкое распространение. Неплохим решением можно считать продажи систем EDI, базирующихся на технологиях Internet. При помощи таких средств компании смогут подключаться к крупным корпорациям, находившимся ранее вне пределов их досягаемости.

Однако технологии Internet позволяют лишь частично устранить недостатки, присущие EDI (в частности, те из них, которые связаны с сетями). На смену дорогим арендуемым линиям приходят общедоступные каналы Internet. Другие же свойства систем EDI, построенных на базе технологий Internet, скорее отпугивают потенциальных клиентов. Опрошенные нами специалисты в качестве основных требований к системам электронного обмена данными называют безопасность, которая ценится выше, чем низкая стоимость, простоту реализации и удобство управления. А поскольку критерии безопасности имеют первостепенное значение, нельзя забывать также и о том, что арендуемые частные линии гораздо более безопасны по сравнению с Internet. Кроме того, Internet - это общедоступная сеть, а следовательно, клиенты лишены возможности управлять скоростью и надежностью доставки информации.

С другой стороны, компании, входящие в список Fortune 1000 и вложившие немалые средства в технологии EDI, вряд ли в ближайшее время откажутся от их использования. Скорее производители средств электронной коммерции на базе Internet попробуют решить головоломку EDI и постараются глубже проникнуть в имеющуюся инфраструктуру, таким образом в игру включится еще большее количество компаний.


Краткая история EDI

Сегодня все только и делают, что говорят о появлении технологии электронной торговли - передового способа организации продаж и закупок самых разных товаров. На самом деле электронная торговля в форме электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI) известна уже свыше 30 лет. Данная система представляет собой определенный стандарт выполнения торговых операций и представления структурированных деловых документов (приходных ордеров, накладных, платежных поручений, а также заказов на отгрузку и доставку). При помощи технологии EDI указанные документы переводятся на понятный всем стандартный деловой язык и пересылаются партнерам по безопасным телекоммуникационным каналам.

Традиционные пользователи EDI, большую часть которых составляют компании, входящие в списки Fortune 1000 и Global 2000, используют для обмена данными арендованные или выделенные телефонные линии, а также сети с дополнительными услугами (value-added network, VAN), принадлежащие корпорациям IBM и AT&T. Помимо передачи структурированных электронных документов эти магистрали служат для пересылки электронной почты и организации управляемого доступа к базам данных.

Технология EDI зародилась в середине 60-х годов при попытках создания систем "безбумажного" документооборота в транспортных компаниях и в сфере торговли. Хотя с помощью стандарта EDI так и не удалось полностью ликвидировать бумажные документы, количество инстанций, через которые они проходили, значительно сократилось. Это в свою очередь привело к уменьшению числа ошибок и ускорению пересылки документов. И все же передача электронных документов оставалась довольно сложным процессом.

Десять лет спустя группа представителей ряда организаций, объединенная в Уполномоченный комитет по стандартам (Accredited Standards Commitee), попыталась формализовать стандарт EDI. Избрав в качестве приоритетного направления обеспечение безопасности и устойчивости, Комитет разработал поистине пуленепробиваемую систему обмена данными. Однако этот стандарт был громоздким, неуклюжим и обладал множеством ограничений.

В системах первого поколения использовались собственные коммуникационные протоколы. В тот период (впрочем, как и сегодня) различия между стандартами производителей нередко приводили к серьезным конфликтам. В итоге компании реально могли обмениваться данными только с теми партнерами, у которых была установлена совместимая система. Производители и пользователи прилагали все усилия к тому, чтобы исправить сложившееся положение. В такой довольно нетипичной обстановке согласия и появился первый стандарт ANSI X-12, которому суждено было оставаться на троне в течение последующих 30 лет.

Сегодня технологии ANSI X-12 противостоит новый стандарт UN/EDIFACT, созданный специально для электронного обмена данными между различными административными и торговыми подразделениями. Само название стандарта свидетельствует о том, что он широко поддерживается компьютерным сообществом. Некоторые считают, что стандарт UN/EDIFACT менее устойчив по сравнению с ANSI X-12, но безоговорочное признание со стороны пользователей в нынешний век международной электронной торговли говорит само за себя. Две технологии на протяжении нескольких лет будут соседствовать друг с другом, хотя в качестве глобального стандарта UN/EDIFACT не имеет себе равных. Сегодня какую-то одну из этих систем EDI или сразу обе применяют почти 100 000 американских компаний.

Фактор стоимости

Одним из главных недостатков технологии EDI большинство специалистов считают слишком большие затраты на ее приобретение и настройку. Рост цен обусловлен высокой стоимостью программного обеспечения; непрерывным совершенствованием стандартов EDI и необходимостью заключения ежегодных контрактов на сопровождение программных средств; а также расходами на поддержание в нужном виде телекоммуникационных каналов.

Общие затраты на приобретение и настройку составляют около 10 000 долл. Для крупной компании, поддерживающей множество узлов, ежегодная стоимость поддержки информационной системы производителем может превышать первоначальные затраты в три-четыре раза. Плата за пользование телекоммуникационными каналами варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц.

К другим факторам, оказывающим влияние на стоимость EDI, можно отнести затраты на поддержку системы производителями аппаратных средств, а также расходы на начальное и дополнительное обучение операторов. Кроме того, при реальной продаже товаров часто возникает задача быстрой установки совместимого со стандартом EDI оборудования считывания и печати штрих-кодов.

В крупных компаниях высокая стоимость системы EDI компенсируется существенным повышением эффективности. Небольшие же фирмы не могут позволить себе тратить такие средства. Тем самым они заранее исключаются из числа потенциальных партнеров. Многие крупные корпорации (особенно специализирующиеся на розничной торговле с небольшой наценкой) отказываются иметь дело с компаниями, не использующими средства EDI.

Многая лета

Долголетие EDI объясняется тремя причинами: существенной экономией средств за счет большей эффективности, повышением безопасности передачи данных по выделенным линиям или VAN, а также отсутствием реальной альтернативы.

Об экономии, получаемой за счет использования систем EDI, бухгалтеры слагают легенды. К примеру, сотрудники компании RJR Nabisco подсчитали, что оформление крупного заказа на бумаге обходится почти в 70 долл., в то время как стоимость выполнения транзакции с помощью системы EDI не превышает 1 долл. Кроме того, транзакции EDI уменьшают количество процедур повторной пересылки информации и снижают вероятность ошибки. Стандарт EDI позволяет сократить временной интервал между отправкой заказа и получением счета до нескольких секунд.

До недавнего времени у технологии EDI не было конкурентов, которые могли бы похвастаться такой же скоростью, унификацией и наличием поддержки со стороны широких деловых кругов. Сегодня решения EDI на базе Internet позволяют сократить издержки, устранить присущую традиционным системам EDI громоздкость и вдохнуть новую жизнь в "антикварную" технологию.

- Ховард Миллман