Прогрессивные в плане автоматизации банки уже в сентябре начали активные поиски подходящей под новые условия АБС. Правда, задача эта оказалась не такой уж простой, так как со стороны ЦБ достаточно регулярно поступала информация о разного рода изменениях и дополнениях к уже существующим правилам. Таким образом, банки были поставлены перед необходимостью оценивать ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ версии АБС. Тем не менее системы покупались, принеся ведущим фирмам-разработчикам хорошие доходы.

Когда осуществился юридический переход на новый план счетов, в банках вскрылись управленческие язвы. Там, где работа велась небрежно или неформально, наиболее остро встали проблемы перестройки деятельности под новые формальные условия. Там, где стояли старые АБС (например, "киевский" или "тульский" опердень), назрела необходимость незамедлительной замены системы. Там, где не "пошла" собственная АБС, ситуация также оказалась почти катастрофической.

Куда же пошли упомянутые банки? Вполне естественно, что они пополнили ряды клиентов ведущих фирм - разработчиков АБС. И эти фирмы, и так уже перегруженные за счет первой волны клиентов, которым надо было помочь перейти, внедрить и сопроводить АБС, получили новые источники прибыли.

Фирма-разработчик Оборот, млн. долл. Прирост в 1997 г. (в % к 1996 г.)
1996 1997
Диасофт 6,3 11,3 79,3
RSSL 7,8 13,7 75,6
ПрограмБанк 4,5 5,1 13,3

Однако все хорошее рано или поздно заканчивается. К середине года банки реально перейдут на новый план счетов, и появится возможность трезво оценить, что за АБС была приобретена. Подозреваю, что некоторым банкам (особенно крупным) покупка придется не очень по душе, и к осени начнется новый всплеск активности на рынке банковских систем. Причем спросом будут пользоваться уже системы нового поколения. Именно этим можно объяснить альянс компаний "Диасофт" и "ПрограмБанк" и создание новой фирмы, образовавшейся в результате слияния части подразделений этих компаний.

Обратимся к фактам. Согласно пресс-релизу от 28 мая, учитывая важность и перспективность задачи обслуживания крупных финансовых организаций, компании "Диасофт" и "ПрограмБанк" решили, отказавшись от конкурентной борьбы, объединить свои ресурсы для ее решения. В результате была создана совместная компания, в которой работают более 100 сотрудников, обладающих солидным опытом создания АБС открытой архитектуры на промышленных СУБД (в эти разработки компаниями уже вложено 8,5 млн. долл. инвестиций); лучшими в России инструментальными средствами и технологией разработки программных систем; уникальным опытом внедрения и сопровождения своих разработок по всей территории страны. За два последних года эти АБС (видимо, речь идет о DiasoftBank 5NT и "Афина") установлены в 11 банках. Суммарный доход от их продаж составил 2,5 млн. долл.

Для поддержки новой компании будет полностью задействована инфраструктура "Диасофта" и "ПрограмБанка". Здесь партнеры лукавят: весь рынок знает, что у "Диасофта" на сегодняшний день лучший маркетинг среди фирм-разработчиков АБС; что же касается "ПрограмБанка", то при наличии весьма качественных программных продуктов его успехи в 1997 году оказались гораздо скромнее именно из-за ряда недостатков в маркетинговой и рекламной деятельности. Таким образом, расчет сторон в этом "браке" в целом понятен: "Диасофт" обеспечивает новый проект в основном деньгами и маркетинговой поддержкой, а "ПрограмБанк" - опытными специалистами. В результате новая компания действительно оказывается в состоянии создать мощную АБС для крупных банков.

Что думают по поводу объединения усилий "Диасофта" и "ПрограмБанка" их основные конкуренты из R-Style Software Lab? Обратимся к пресс-релизу этой компании, подписанному руководителем отдела маркетинга Александром Нечипоренко: "В мире бизнеса обычно объединяются слабые, неуверенные в себе или потерявшие перспективу фирмы. Сильные, преуспевающие, хорошо чувствующие конъюнктуру компании предпочитают покупать другие предприятия, обращая их в свою собственность, или принимают их в свою структуру на определенных условиях. Так, например, поступил в сентябре 1997 года холдинг R-Style в отношении компаний "Кирилл и Мефодий" и New Media Generation".

Позволю себе не согласиться: бизнес строится в первую очередь так, как это наиболее выгодно. В странах со стабильной экономикой и правовой защитой предпринимательства многие компании привлекают внешних, и в том числе частных, инвесторов путем эмиссии акций. Это означает, что такие компании являются в нашем понимании открытыми акционерными обществами, и "учредителей" у них очень много. При этом управляют от имени многих единицы. Именно они решают, что делать. Отсюда берут начало биржевые спекуляции, слияния, поглощения и многое другое. Выгодно продать компанию - продают, выгодно купить - покупают. Там, где акция - не фикция, а реальный капитал, доступны разнообразные формы ведения бизнеса. И это довольно надежно. Недаром Билл Гейтс, который считается самым богатым человеком в мире после султана Брунея, практически весь свой капитал обратил в акции Microsoft и некоторых других компаний.

У нас же пока реально действующих ОАО почти нет, а на софтверном рынке они и вовсе отсутствуют. Иначе и я постарался бы купить себе немножко 1С. Отсюда также небогатый выбор средств для организации совместной деятельности. Наши герои "скинулись" и сделали себе новую компанию. С учетом перспектив рынка АБС шаг вполне разумный.

Итак, каждая компания в рамках существующего законодательства имеет право вести дела так, как она хочет. Другое дело, что в случае провала обвинять остается только самого себя. Не за горами осень, когда банки, оправившись от перехода на новый план счетов, остановит свой выбор на АБС нового поколения. Причем на этот раз времени, чтобы проанализировать системы, у банков будет достаточно. Тогда и выяснится, что предлагает рынок АБС на самом деле: "Новую Афину", неновую "Афину", новую "Не-Афину" или что-то еще.


Игорь Аглицкий - директор аналитической компании "Ламинфо". С ним можно связаться по электронной почте laminfo@glasnet.ru