телекоммуникационных компаний, местной "Электросвязи", Госсвязьнадзора, а также потенциальные пользователи обсуждаемых технологий.

Каким образом Internet-технологии могут помочь компаниям сэкономить на междугородной и международной связи? Открывая мероприятие, генеральный директор РИНЕТ Владимир Рыжов подчеркнул, что основная его цель - обсуждение практических аспектов внедрения новых технологий. Интерес новосибирских (и вообще - сибирских) компаний к обсуждаемому вопросу понять легко - стоимость одной минуты телефонных переговоров, например, с Москвой составляет для коммерческих организаций 12 руб. 10 коп. (Справедливости ради отмечу, что когда мне самому пришлось звонить в Москву из аэропорта, это обошлось в 3 руб. 90 коп.)

И это еще цветочки - участник семинара рассказал мне, что за ту же самую минуту организациям из некоего поселка нефтяников в Тюменской области приходится платить 43 руб. новыми, а для желающих сэкономить установлен ночной тариф - всего-то 21 руб. Поэтому вряд ли можно считать случайным совпадением тот факт, что в Новосибирске имеются партнеры всех трех основных московских провайдеров Internet-телефонии - компаний "Инкомтел ТГ", Tario Trading и RGC (так теперь называется "АМТ Линк"). Организатор семинара компания РИНЕТ - партнер "Инкомтел ТГ".

Несколько слов о самом РИНЕТ (http://www.nsk.su). Это один из крупнейших новосибирских Internet-провайдеров. По словам Рыжова, по состоянию на конец марта у РИНЕТ было 1400 клиентов dial-up, причем в настоящее время наблюдается экспоненциальный рост количества подключений - и это несмотря на то, что цены на модемный доступ в Новосибирске несколько выше московских. К концу года, по прогнозам Рыжова, в Новосибирске будет около 17 тыс. абонентов Internet, причем РИНЕТ намеревается "взять" 7 тыс. из них. С расчетом на это число модемных входов недавно было доведено почти до сотни, причем используются всего два серийных номера - один на 30 с небольшим линий, второй на 60 с лишним. Одним из основных акционеров РИНЕТ является Новосибирская городская сеть, и это лишний раз подтверждает большой интерес телефонных компаний к Internet-бизнесу. Злые языки утверждают, что если бы НГТС не была акционером РИНЕТ, то не видать бы этой компании серийного номера на 60 линий как своих ушей.

Как уже сообщалось в прессе, не так давно РИНЕТ обзавелась каналом на Москву пропускной способностью 2 Мбит/с, соединяющим его с "Деловой сетью". Рыжов предлагает всем провайдерам из ближайших региональных центров (Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Кызыл) использовать этот канал для связи с Москвой. По его расчетам, связь с Москвой через Новосибирск выгодна и для компаний из Иркутска, Улан-Удэ, Читы. Только хабаровчанам более или менее все равно, связываться ли с Москвой напрямую или через РИНЕТ.

Особенно удивляет, что информация о работе сети РИНЕТ носит абсолютно открытый характер. На Web-сервере компании любой желающий может получить информацию о конфигурации сети и загрузке всех ее каналов (см. рис. 1, 2), а также степени занятости модемных входов и загрузке магистрального канала на Москву. Не очень, правда, понятно, радуются ли подобной открытости клиенты РИНЕТ - а среди них есть, например, банки и другие организации, стремящиеся максимально "закрыть" информацию о своей деятельности.

Но вернемся к семинару. Менеджер компании CompTek International Алексей Амилющенко сообщил, что в настоящее время прослеживаются три области приложения Internet-телефонии: для конечных пользователей (экономия на междугородных звонках), для организаций (организация связи с удаленными филиалами) и для Internet-провайдеров (возможность предоставить своим клиентам дополнительную коммерческую услугу). Он также отметил, что широкое распространение новой технологии сдерживается неопределенностью юридической ситуации вокруг нее. Отсутствие всякого упоминания об Internet-телефонии в нормативных документах порождает некоторую неопределенность во взаимоотношениях провайдеров с контролирующими органами. По словам Амилющенко, можно ожидать, что в скором времени появится документ, регламентирующий предоставление телематических услуг, где об Internet-телефонии будет упомянуто весьма конкретно.

Генеральный директор московской компании "Инкомтел ТГ" Андрей Емельяненко предложил организовать всероссийскую ассоциацию провайдеров Internet-телефонии. По словам Емельяненко, такая ассоциация, создаваемая на некоммерческой основе, могла бы взять на себя консультационную, информационно-маркетинговую деятельность и юридическую поддержку. Для широкого внедрения перспективной технологии совершенно необходимо построить развитую биллинговую систему. "Инкомтел ТГ" в настоящее время разрабатывает такую систему; она должна обеспечить обмен биллинговой информацией между всеми региональными партнерами. Ожидается, что в июне этого года биллинговая система будет готова.

В рамках семинара была проведена демонстрация работы канала связи между принадлежащим РИНЕТ шлюзом и московским шлюзом "Инкомтел"; при этом трафик передавался через публичный канал Internet общей пропускной способностью 2 Мбит/с. Надо отметить, что качество передачи речи оказалось вполне удовлетворительным; речь может идти лишь о небольших задержках и искажении тембра голоса.

Практическим опытом в области внедрения Internet-телефонии поделился Константин Киселев, представитель Федерального узла Internet Иркутского госуниверситета. Эта организация - иркутский партнер "Инкомтел ТГ". По словам Киселева, качество передачи разговора в первую очередь определяется состоянием московской сети. После семинара Киселев позвонил мне в Москву через IP. Оказалось, что в утренние часы качество связи практически не отличается от предоставляемого в ходе обычного междугородного разговора.

Отвечая на мой вопрос об отношении местного Госсвязьнадзора к Internet-телефонии, представитель этой организации, сославшись на принцип "все, что не запрещено - то разрешено", заявил, что в настоящее время не имеется нормативных документов, регламентирующих деятельность провайдеров Internet-телефонии. Представители местной "Электросвязи" сообщили, что их руководство пока что предпочитает наблюдать за происходящим со стороны, считая, что Internet-телефония еще не в состоянии составить реальную конкуренцию традиционной междугородной связи.

От использования Internet может значительно выиграть и такая технология, как Callback. Новосибирский представитель компании United World Communications Александр Анасенко представил различные модификации службы CallBack, в которых клиент использует Web-браузер для передачи запроса на обслуживание и всей аутентификационной информации на Web-сервер компании-провайдера услуг, после чего получает звонок на свой телефонный аппарат, как в обычном CallBack. Президент компании Telegroup Baltics Александр Прант (Рига) подробно рассказал о своих взаимоотношениях с латвийским телекоммуникационным монополистом, компанией "Латтелеком". В результате действий этой фирмы клиенты Telegroup Baltics были лишены возможности пользоваться CallBack по обычной схеме. Тогда была разработана система "Кентавр", встраиваемая в офисную телефонную сеть. Она может "перехватить" направленный наружу звонок и транслировать его в Web-запрос. Далее на офисную АТС поступает входящий звонок от системы CallBack, который при помощи системы "Кентавр" коммутируется на телефонный аппарат, который инициировал исходящий вызов. В результате сотрудник офиса может даже не знать, что пользуется Callback! Для частных лиц предусмотрено использование пейджинговой службы: клиент передает всю необходимую информацию на заранее оговоренный номер пейджера, а пейджинговый оператор автоматически "перекладывает" все эти данные на Web, после чего абонент получает CallBack. По словам Пранта, не так давно "Латтелеком" снизил цены на международную связь. Теперь позвонить в любую страну мира можно примерно за доллар. Не очень понятно, стало ли это следствием деятельности Telegroup Baltics, однако сам факт, бесспорно, занимателен.


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу kreines@radio-msu.net

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями