В последнем отчете местного отделения исследовательской компании KPMG утверждается, что между уровнем технологического развития и соблюдением этических норм существует обратная зависимость.

При подготовке обзора "Этика и бизнес канадских корпораций" сотрудники KPMG опросили руководителей свыше тысячи канадских компаний - акционерных и частных. По словам Майкла Дека, руководившего данным исследованием, который занимался сбором необходимых материалов, при работе над отчетом не ставилась цель провести полноценный анализ степени технологической зрелости компаний, однако этот момент нельзя было обойти, поскольку исследуемая предметная область непосредственно связана с высокими технологиями.

"Больше всего нарушение этических норм беспокоит респондентов, занимающихся обеспечением безопасности средств связи (в частности, электронной почты), а также созданием интеллектуальной собственности (например, баз данных и программного обеспечения), - отметил Дек. - В числе наиболее частых нарушений называются несанкционированное использование и кража информации. Среди других, менее опасных действий можно отметить применение корпоративной электронной почты для рассылки сообщений, содержащих высказывания непристойного характера или расистские лозунги.

Есть вещи, которых делать не следует. Однако, поскольку люди никогда не занимались данными вопросами ранее, они зачастую не имеют представления о том, правильно ли поступают. В некоторых случаях они даже сознательно нарушают нормы общественной морали, рискуя быть пойманными и испытывая приятное возбуждение.

Для борьбы с этим злом необходимо проводить специальную политику, но только 36% опрошенных выразили готовность сформулировать правила, при которых служащие могли бы покаяться в своих грехах, не опасаясь возмездия.

Процесс совершенствования корпоративной политики сильно отстает от темпов развития технологий. Эта область еще явно недостаточно изучена сегодня.

Руководители стремятся как можно быстрее внедрить новые технологии, часто даже не задумываясь, для чего они предназначены. В качестве примера можно привести распоряжение о немедленном подключении всех устройств к сети. Конечно, все это было бы не так печально, если бы не дополнительный риск и накладные расходы.

Специалисты, которые регулярно работают в Internet, как правило, хорошо разбираются в ее тонкостях. К сожалению, этого нельзя сказать о начальниках, принимающих решения. Они обычно обладают значительно меньшим багажом знаний.

Людям следует четко понимать, что посещаемые ими Web-узлы представляют собой не что иное, как обычные серверы, к которым могут обращаться пользователи. В свою очередь руководство должно разъяснять служащим, что построение сети - не очередная прихоть, а необходимое условие повышения эффективности деятельности компании.

В идеале руководящему звену хотелось бы находиться в курсе всех событий и знать обо всех нарушениях, совершаемых подчиненными, не создавая при этом атмосферы подозрительности и доносов.

Как полное доверие, так и всеобщая подозрительность наносят компании непоправимый вред. Руководство должно контролировать ситуацию, но при этом не допускать слежки сотрудников друг за другом".

Профессор кафедры вычислительной техники Колумбийского университета Ричард Розенберг считает, что при использовании современных технологий для контроля за подчиненными очень важно не переступать через этические нормы. При организации и регулировании деятельности компании, безусловно, должны использоваться самые последние научные достижения, но при этом нельзя нарушать права и свободы личности.

Розенберг, преподающий в университете предмет "Компьютеры и общество", отметил, что руководитель должен думать о том, каким образом повысить эффективность работы, а не заниматься слежкой за сотрудниками. Нельзя требовать от подчиненных соблюдения этических норм, если сам их нарушаешь.

По мнению Дэвида Джонса, профессора кафедры вычислительной техники университета McMaster, читающего лекции по дисциплине "Компьютеры, этика и публичная политика", расширение сферы применения новых технологий все чаще приводит к нарушению прав человека.

"Начальники имеют возможность получать исчерпывающую информацию о своих сотрудниках, - отметил Джонс. - При желании можно узнать, чей компьютер простаивает в тот или иной момент времени. Руководители должны самостоятельно определить степень жесткости контроля за подчиненными. После этого нужно еще подумать, следует ли сообщать об этом самим служащим.

Понятно, что этические вопросы беспокоят владельцев компании значительно меньше, чем проблема получения прибыли.

Некоторые, наверное, скажут, что словосочетание 'деловая этика' уже устарело. Бизнес - это тяжелая работа, и рассчитывать на получение удовольствия здесь не стоит. Основная задача заключается в том, чтобы делать деньги, и все подчинено именно этой цели.