Посетите Web-узел компании Netscape Communications, и вы обнаружите там 176 модулей расширения (plug-ins), предлагаемых для ее браузера Navigator.

Однако если спросить мнения дизайнеров Web-узлов, то наверняка окажется, что, несмотря на дополнительные возможности, пользователи не утруждают себя загрузкой дополнительных программных модулей.

"За последний год мы отказались от использования модулей расширения", - говорит Кевин Мэсон, технический директор компании Eagle River Interactive, принимавшей участие в создании Web-узла корпорации Hyatt Hotel, владеющей крупной гостиничной сетью.

Проблема не только в том, что для их получения требуется определенное время - необходимо также проводить конфигурирование и настройку.

В то же время модули расширения могут облегчить работу с Web, поскольку обеспечивают высокое качество звука и видеоизображения, а также объемное представление.

Таким образом, для корпоративных узлов использование расширений зависит, в частности, от того, ожидает ли компания нашествия тонких ценителей Web, жаждущих высококачественного информационного сопровождения или же ориентируется на более широкие массы. Имеет значение и то, сколько пользователей будет посещать этот узел повторно, - от этого зависит, придется ли им загружать дополнительные программные модули. По оценке президента службы путешествий Sabre Interactive Террела Джонса, узел туристической фирмы большинство пользователей будут посещать не более двух раз в год. Поэтому, когда компания Travelocity захотела устроить посетителям своего узла виртуальную прогулку по пассажирскому лайнеру, она воспользовалась технологией, основанной на Java-апплетах и не требующей загрузки модулей расширений.

Избежать элементов, требующих загрузки модулей расширения, стараются даже некоторые известные развлекательные Web-узлы.

"Мы заинтересованы в том, чтобы планка технических требований для посетителей опустилась как можно ниже, - говорит Роджер Смит, директор Sony Online Ventures. - И все же иногда модули расширения просто необходимы".

Такие модули расширения, как Shockwave, используются лишь на немногих страницах узла Station@sony.com.

Существует почти негласное соглашение, по которому ПО RealPlayer компании RealNetworks, предназначенное для поддержки аудио и видео, считается одним из распространенных среди пользователей приложений. Большинство владельцев Web-узлов предполагает ее наличие у своих посетителей. Некоторые владельцы узлов также считают, что такие модули, как Shockwave и Flash компании Macromedia, достаточно широко распространены, однако единого мнения на этот счет нет.

Использование расширений способно усложнить жизнь как посетителям, так и разработчикам Web-узлов.

Компания Kokopelli New Media попыталась посредством подгружаемых модулей создать Web-узел, позволяющий провести виртуальную прогулку по магазину. Однако при этом возникли проблемы с использованием браузера Navigator версий 2.0 и 3.0. "Слишком сложно оказалось правильно настроить все дополнительные модули", - говорит Глен Липка, один из руководителей компании.

Если организация хочет спроектировать Web-узел, для просмотра содержимого которого потребуется Shockwave или Flash, ей придется создать его вторую версию для пользователей, не имеющих доступа к этой технологии. "Ваши затраты не окупятся до тех пор, пока пользователи, на которых вы ориентируетесь, не заинтересуются реальным содержимым узла", - говорит он.

Руководство популярного новостного узла MSNBC, организованного совместными усилиями Microsoft и National Broadcasting, более склонно к использованию дополнительных программных модулей.

"Если пользователи посещают ваш узел неоднократно, как в нашем случае, тогда с использованием модулей расширения связаны вполне реальные преимущества, - говорит Джон Никол, технический директор MSNBC. - При частых посещениях производительность возрастает благодаря однократной загрузке дополнительных модулей". По словам Никола, некоторыми из бесплатных программ, разработанных в этих целях самой MSNBC, пользуются десятки тысяч человек.

В то же время, как сообщил технический директор группы специалистов, работающих над созданием узла для компании Starwave, Патрик Нафтона, им было вообще запрещено использовать какие-либо надстройки.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями