Татьяна Знаменская: "Siemens очень дорожит своей торговой маркой, престижем и вообще имиджем "немецкого качества"
В корпорации Siemens большие перемены - в нее вливается дочерняя компания Siemens Nixdorf. Соответственно для Siemens Nixdorf перемены еще более радикальные - она может прекратить свое существование как самостоятельная компания. Впрочем, возможно SNI и сохранит свое "юридическое лицо", но скорее всего уже в качестве подразделения в Падерборне по производству и техническому обслуживанию кассовых и торговых компьютерных систем. Торговая марка Siemens Nixdorf останется на части продуктов, на каких - пока уточняется. На фоне этих событий уже не так эффектно выглядит другая сенсация - передача тайваньской компании Acer завода, на котором производились ПК. Acer теперь получает статус OEM-поставщика ПК для Siemens.

Руководитель отделов ПК/ серверов и маркетинга российского представительства Siemens Nixdorf Ost Europe GmbH (SNO) Татьяна Знаменская говорит, что произошедшие революционные изменения отнюдь не неожиданны для здешнего представительства, они логичны - это часть общего процесса интеграции, идущего в компании Siemens, где отдельные части не всегда были достаточно хорошо связаны. Есть примеры, когда Siemens поставляла интегрированные решения на платформах Hewlett-Packard. Теперь руководство отказывается от подобных вариантов. У компании есть свои платформы, своя технология, и заказчик будет получать оборудование из одного источника.

Преобразования в целом выглядят так: вместо трех отделений - Public Communication Networks (ON), Private Communication Systems (PN) и Siemens Nixdorf Informationssysteme AG (SNI) образованы три новые группы - I&C Services будет предоставлять клиентам услуги консультации и решения, I&C Networks - сквозные решения для голоса и для данных, а I&C Products - развивать и продвигать продукты массового рынка. I&C расшифровывается как "информация" и "коммуникации". Очевидно, что новое деление не только выглядит красивей, но и отражает современную конвергенцию технологий.

На вопрос - как отразятся изменения на работе российского представительства, Татьяна Знаменская ответила: "Пока никак. Наше подразделение занимается операциями, поэтому структура нам еще не вполне ясна. Мы станем, видимо, частью I&C Products. Для нашего подразделения важны прежде всего два-три основных параметра: возможность иметь более дешевые модели, с тем чтобы выходить на рынок SOHO, гибкие условия доставки, возможность варьировать маржей за счет новой ценовой политики и доступ к ноу-хау Siemens. В работе с дистрибьюторами важна цена и спектр моделей. В работе по проектам с системными интеграторами важен доступ к ноу-хау. Теперь мы будем иметь этот доступ в большем объеме, чем раньше.

Партнерам нужно то ноу-хау, которое есть в Siemens. Партнерам неинтересно бегать то в одно отделение Siemens, то в другое, и узнавать вдруг, что такое-то ПО не работает на таком-то "железе". Им нужно единое место, где все расскажут, покажут, проконсультируют. Один из примеров, когда реорганизация сулит удобства нам и партнерам - офисные системы и мобильный офис. У нас, в SNI, были компьютеры, у Siemens - телефоны. Мы вынуждены были бегать из одной структуры в другую, чтобы собрать воедино и представить окончательное решение. Сейчас у Siemens уже есть готовый комплект - мобильный офис, наглядный пример интеграции".

Говоря о продаже завода в Аугсбурге, представители SNI подчеркивают тот факт, что производство остается в Германии, и работать на заводе будут те самые люди, которые работали до сих пор. Около 2450 человек, из которых на заводе останется 2000, собирали 1,4 млн. ПК в год, а максимальная производительность завода 2,5 млн. компьютеров. Считается (у них, конечно - не у нас), что это очень маленькие объемы для дистрибьюторского рынка. Siemens сочла целесообразным сосредоточиться на более наукоемких технологиях, в которых она действительно сильна. Но поскольку персональные компьютеры участвуют в решениях Siemens, отказываться от них совсем нельзя.

"Многие компании создают заводы где-нибудь на Тайване, - развивает эту мысль Знаменская, - но для Siemens построить сейчас отдельный завод означает пойти на дополнительные вложения, которые помешают компании сосредоточиться на аппаратуре "хай энд" и решениях. С другой стороны, Siemens очень боится потерять свою торговую марку, престиж и вообще имидж "немецкого качества". Поэтому для Siemens спокойнее, если это будут делать те же самые сотрудники, которые работали, и если вся эта технологическая цепочка будет такой же, какой она была, и, главное, контроль качества и архитектура моделей останется за Siemens. Чтобы все, что было раньше в персональных компьютерах SNI - температурные датчики, контроль за вентиляцией и так далее, - осталось как было и в последний момент не исчезло в погоне за дешевизной".

Сформулировано ясно - ведь русскому человеку, выросшему на стыке цивилизаций, понятны и немецкая строгость мысли и дела, и восточная мудрость, переходящая временами в хитрость.


Человек с характером

Когда Siemens приобрела фирму Nixdorf, ее основатель, Хайнц Никсдорф, был хорошо известен в Германии, да и в Европе тоже. Nixdorf славилась хорошим техническим уровнем, была самой крупной компьютерной фирмой в Германии, но вхождение в Siemens сулило и финансовые выгоды, и перспективы. Когда слияние произошло, Хайнц наотрез отказался менять торговую марку. Как дань уважения торговую марку оставили, а новое подразделение стало называться Siemens Nixdorf Informatsionssysteme (SNI).

Говорят, Хайнц Никсдорф человек довольно своеобразный, с характером. Одно из увлечений его жизни - последовательный антикоммунизм. Антипатии его во многом определили политику компании. SNI не торопилась с выходом на восточные рынки, сосредотачиваясь в основном на деятельности в Германии. По-настощему SNI прорвалась на рынок СНГ только после перестройки.

Никсдорф умер совсем недавно. Последние годы он практически не участвовал в делах своей компании, зато вел достаточно активную деятельность как частное лицо. Он создал фонд. Фонд Хайнца Никсдорфа и сейчас поддерживает российские школы и распространяет сложные обучающие программы, предполагающие изучение экономики и менеджмента с самых азов. Начинаться программа-игра может так: человек демобилизовался из армии. Ему предлагают простейшие действия: купить сигареты в одном месте, а продать в другом. К концу игры в руках у прилежного ученика уже огромная корпорация, он сверяется с индексом Доу-Джонса, отчитывается перед акционерами, выступает на совете директоров. Как правило, эти программы рассчитаны не на учеников, а на преподавателей - они слишком сложны. Все их придумал Хайнц Никсдорф, верящий в развитие свободного рынка во всем мире, и когда он узнал, что Россия повернула в этом направлении, тут же решил поддержать наших детей и преподавателей. Российский трейнинг-центр SNO все программы локализовал и распространял (да и теперь распространяет) бесплатно - ведь если старик Никсдорф услышал бы, что кто-то использовал его ПО для коммерческих целей, он незамедлительно отобрал бы права на распространение программ. Хайнц Никсдорф был человек с характером.

- Игорь Левшин