Picture
Александр Карпачев: "На рынке бюджетных организаций Москвы мы фактически стали монополистами"
Корпорация "Парус" превратилась уже в монополиста на московском рынке финансового и бухгалтерского ПО бюджетных организаций. Об этом на состоявшейся 10 апреля пресс-конференции заявил генеральный директор корпорации Александр Карпачев. По его словам, в настоящее время ПО производства "Парус" установлено в 50% расположенных в Москве министерств, комитетов и судов РФ; в 70% учреждений системы культуры, образования, медицины и в 80% московских префектур. Карпачев утверждает, что на московском рынке бюджетных организаций "Парус" практически не встречает конкурентов (влияние наиболее сильного, по мнению корпорации, соперника - компании "1С" чувствуется только на рынке малых и средних предприятий), а на периферии в роли основного конкурента "Паруса" выступает низкая платежеспособность организаций. Трудно сказать, почему бюджетная Москва почти без боя "сдается" разработкам "Паруса".

Одна из возможных причин - наличие у корпорации сертификата Министерства финансов, разрешающего использовать ПО "Паруса" как в министерстве, так и подведомственных учреждениях, а также в других организациях финансовой системы РФ. Другая причина - многолетняя ориентация "Паруса" на бюджетные организации: по словам Карпачева, самые первые продажи созданных "Парусом" систем приходятся именно на бюджетную сферу, долгое время "поставлявшую" компании наибольшее число клиентов. В последние годы доля "бюджетников" сократилась, и тем не менее она по-прежнему велика: более 25% по количеству и более 40% по объему дохода.

Руководство "Паруса" не скрывает, что себестоимость работ на рынке бюджетных клиентов выше, чем среди малых и средних предприятий. Начальник управления специальных проектов корпорации Сергей Романов сообщил, что "Парус" испытывает на этом рынке немало затруднений. Очень медленно - от полугода до полутора лет - проходит предконтрактная подготовка, отнимающая у компании много сил и средств. Немало проблем возникает на этапе внедрения проекта: наличие большого количества разных систем в территориально распределенных подразделениях; необходимость привлечения к работе над проектом множества региональных дилеров; трудности с налаживанием обмена информацией между центральными и региональными подразделениями клиента (подключение к глобальным компьютерным сетям для большинства таких заказчиков - по-прежнему вещь диковинная, большинство просто-напросто обмениваются дискетами). Как рассказала Ольга Гиндина, старший прокурор Управления делами Генеральной прокуратуры РФ, немало сил ее ведомству приходится тратить, чтобы преодолеть сопротивление сотрудников на местах (уж очень многие привыкли работать по старинке). По словам Карпачева, "бюджетники" крайне неохотно соглашаются на предпроектное исследование - и в результате после внедрения системы работают не столь эффективно, как могли бы, проведи клиент работы по реинжинирингу. Наконец, организация послегарантийного обслуживания клиента силами региональных дилеров и подразделений "Паруса" - дело также непростое.

Как бы там ни было, "Парус" упорно держится за бюджетных заказчиков. На повестке дня корпорации - выход на рынок бухгалтерских и финансовых систем Министерства обороны, недавно перешедшего на стандартную для организаций бюджетной сферы 122-ю инструкцию финансовой отчетности. Если министерство примет решение о всеобщем внедрении ПО производства "Парус" во всех своих подразделениях и издаст соответствующий приказ, то перед "Парусом" "капитулирует" еще один огромный рынок, завоевать который конкурентам корпорации даже и не снилось.