Степень вашей ликвидности

Сергей Юрлов
CW-Карьера

Ликвидность (liquidity) - легкость, с которой различные активы могут быть превращены в наличные деньги. Деньги и их прямые эквиваленты имеют 100-процентную ликвидность.

(Экономический словарь)

Подруга времен моей юности Елена Румянцева в настоящее время преподает экономику старшеклассникам в средней школе. Оказывается, существует у современных школьников такой предмет! Так вот, разглядывая учебник для детей старшего возраста (интересно ведь, если у самого подобный предмет был только в институте), наткнулся на тест о ликвидности. Предполагалось ответить на вопрос о том, какой из перечисленных активов обладает наименьшей ликвидностью: стодолларовая купюра, автомобиль "Мерседес", рояль или акция государственного займа. Правильным ответом являлся рояль.

И почему-то очень захотелось составить что-нибудь в этом роде применительно к специалистам компьютерного рынка. Что-нибудь типа "определите наиболее ликвидную профессию: программист на С, продакт-менеджер по продукции 3Сом, специалист по компьютерной телефонии или администратор Windows NT". Вот это тестик! Здесь не все так просто!

Под понятием ликвидности специалиста или менеджера мы понимаем легкость, с которой возможно трудоустройство данного специалиста или менеджера. Трудоустройство - это с точки зрения самого специалиста (менеджера). Рекрутеры же чаще используют термин "продажа". Продажа специалиста или менеджера. Вы, дорогой читатель, как хотите, так и относитесь к подобному явлению, но с точки зрения рекрутера наемные работники - это товар. Хоть и весьма специфический. Точнее сказать, в качестве товара рассматривается продаваемая самими людьми их рабочая сила. А раз это товар, то и все экономические законы к нему очень даже применимы. И о ликвидности этого товара можно говорить с чистой совестью.

Стоит упомянуть о двух сторонах ликвидности. С одной стороны - легкость, с которой человек может найти работу, а с другой - легкость, с которой специалист может покинуть своего нынешнего работодателя. Соответственно, чем выше ликвидность наемного работника, тем актуальнее становится вопрос удержания. Но это проблема для работодателя. А у нас рубрика "Карьера" для наемных работников.

Кто же считается самым ликвидным, или легко продаваемым специалистом компьютерного рынка? Рассмотрим факторы, определяющие ликвидность специалистов и менеджеров.

Фактор первый. А ты прямой доход приносишь?

Самые ликвидные - те наемные работники, от которых непосредственно зависит поступление прибыли в компанию, где они работают. Руководитель отдела продаж практически любой компьютерной компании имеет более высокую ликвидность, чем, скажем, руководитель отдела рекламы.

Фактор второй. Профильность

Или так: совпадение профильности специалиста и предприятия. Весьма продаваем специалист по некоему товару или услуге из компании, основным продуктом которой и является этот товар или услуга. Например, в пре-пресс бюро наибольшую ликвидность имеет верстальщик. Программист из компании-разработчика имеет более высокую ликвидность, нежели программист, например, из непрофильного предприятия, дописывающий чье-то ПО и латающий дырки в купленном "коробочном" софтверном продукте. А в компьютерном кадровом агентстве Enter ликвиднее всего консультанты.

Фактор третий. Чем выше, тем ниже

С весьма незначительными оговорками можно утверждать, что ликвидность обратно пропорциональна месту, занимаемому человеком в табели о рангах. Рядовой специалист более продаваем, чем менеджер - руководитель отдела, в котором этот самый специалист работает. Ведь для менеджера (руководителя) вероятность появления вакансии всегда будет ниже.

Кто же, в таком случае, самый-самый? А это тот работник, у которого совпадают все три фактора. Очень яркий пример - специалист по продажам в компании-интеграторе или телекоммуникационной фирме. Это, пожалуй, и есть самый ликвидный специалист нашего рынка.

Как определить степень собственной ликвидности? Банальнейший способ - направить свое резюме в кадровое агентство (а лучше - сразу в несколько). При этом не претендовать на какую-либо конкретную вакансию и не указывать максимальный уровень своих материальных притязаний. Количество предложений о работе, полученных за определенный срок (полгода - год), возможно, и будет тем самым мерилом.

Повышение собственной ликвидности - проблема весьма серьезная, выходящая за рамки статьи. Но главное-то здесь вот что. Большинство наемных специалистов волнует собственная цена на данный, текущий момент. То есть они озабочены вопросом "а сколько мне заплатят здесь и сейчас?". Меньшая часть задумывается о повышении, или поднятии, своей ценности. А уж о своей ликвидности думает так немного специалистов, что это, видимо, означает неготовность рынка.

Дело в том, что поднятие своей ликвидности отнюдь не означает автоматического поднятия своей ценности в зарплатном эквиваленте. Художники - специалисты по 3D-графике имеют более высокую ценность, чем верстальщики полос. Да вот только ликвидность 3D-художников несравнимо ниже. Поэтому без работы они могут находиться очень подолгу.

Почти идеальный случай повышения своей ликвидности параллельно повышению своей ценности - это ситуация, при которой специалист по связям с общественностью становится рекламистом, а затем - маркетологом. И ликвидность выше, и ценность, и, соответственно, зарплата. Всегда бы так!


С автором можно связаться по адресу: enter@osp.ru.

Тесты, экзамены, обучение и конкуренция

Ольга Макарова
Computerworld Россия

При сдаче экзамена знания определяют успех лишь на 75%. Остальные 25% зависят от других обстоятельств - самочувствия, настроения, погоды и т. д. Поэтому многие предпочитают сдавать экзамены в привычной обстановке, там, где проходило обучение.

Большинство производителей программного обеспечения не принимают самостоятельно экзамены на знание своей продукции, а перепоручают это профессиональным организациям. Наиболее известная из них - Sylvan Prometric, у которой около 1500 центров тестирования. На территории России их пока чуть меньше десяти, причем в основном они расположены в регионах - в Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Петропавловске, Саратове... В Москве до недавнего времени находилось лишь два - "Саман" и "НТ-Центр".

Но где двое - там и третий: 31 марта учебно-консультационный центр (УКЦ) "Форс" провел пресс-конференцию, посвященную получению им статуса авторизованного центра тестирования Sylvan Prometric.

Желание получить такой статус, во-первых, вызвано естественным стремлением учебного центра обеспечить клиенту весь спектр услуг (в "Микроинформе" пошли другим путем - дважды в месяц специалисты "Самана" приезжают со своим сервером в учебный центр этой компании). Во-вторых, тестирование - это косвенная реклама. По мнению руководства УКЦ, и "Саман" и "НТ-Центр" известны как центры сдачи сертификационных экзаменов никак не меньше, чем в качестве учебных центров.

И кроме того, какой учебный центр выберет человек, который попробовал сдать экзамен, подготовившись к нему самостоятельно, и провалился? Скорее всего, тот, который находится при центре тестирования.

Пройти сертификацию оказалось не очень сложно (требования Sylvan Prometric касались в первую очередь качества помещения и параметров установленной техники, а также наличия в штате двух администраторов, способных работать с тестирующей системой и не являющихся преподавателями курсов).

Воспользовавшись пресс-конференцией, руководитель маркетинговой службы УКЦ "Форс" Александр Сериков познакомил присутствующих с маркетинговой платформой своей компании.

Традиционно "Форс" работала с технологиями Oracle, обучение которым было в некотором смысле продолжением продаж.

Весной 1997 года УКЦ прошел авторизацию у Microsoft. Неудачи первых месяцев заставили руководство центра пересмотреть целевую аудиторию. В качестве слушателей курсов были избраны частные лица и представители малого бизнеса. По тому, что доля оборота от обучения технологиям Microsoft постоянно растет и, по оценкам УКЦ, к концу года сравняется с долей Oracle, можно сделать вывод об удачной маркетинговой политике: через частных лиц и представителей мелкого бизнеса, которым образование помогло найти престижную работу, удалось получить клиентов среди крупных компаний. С этой целью "Форс" устанавливает цены на обучение для частных лиц на 10 долл. ниже самых низких в Москве. На пресс-конференции это вызвало недовольство представителей "Микроинформа", заявивших, что "Форс" занимается демпингом.

Однако, с точки зрения представителей УКЦ "Форс", их учебный центр конкурирует не с "Микроинформом", а с "Саманом", "Звездами-С" и "Сетевой академией". Последняя, кстати, тоже практикует большие скидки для частных лиц.

Для юридических лиц в УКЦ предусмотрены более высокие расценки, поскольку, по словам Серикова, у таких клиентов низкие цены иногда ассоциируются с низким качеством обучения.

Помимо обучения, УКЦ с недавнего времени занимается проектированием и созданием информационных систем. По мнению руководства центра, привлечение предподавателей к работе над проектами позволяет им постоянно быть в курсе наиболее типичных проблем и повышает их кругозор в смежных областях информационных технологий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями