Но проходит совсем немного времени, а голова уже раскалывается от неправильных цитат, никуда не ведущих ссылок и просто глупых документов, в которые даже не стоило заглядывать. И это при том, что уровень современных поисковых средств неуклонно повышается!

При работе с Internet неизбежно приходится пробираться сквозь джунгли информационного хлама, но на этом мучения не заканчиваются. Следует помнить о многочисленных ловушках и засадах, поджидающих пользователей в сетях intranet и extranet.

"Какая разница, чем захлебнуться: сладким ликером или соленой морской водой? Результат-то один", - резюмирует библиотекарь из Колумбийского университета Линетт Ибо.

Эффективно использовать сокровища информационной кладовой под силу лишь тому, чьи способности (и терпение) значительно превышают средний уровень. Рядовому предпринимателю остается кусать локти в ожидании новых технологий, которые снимут проблему избытка информации с повестки дня.

"Там столько полезных материалов! Кажется, просто нельзя не воспользоваться, - комментирует Гвен Креди, менеджер питтсбургской компании SmithKline Beecham. - А потом понимаешь, что поиск нужной информации может занять целую вечность. Хочется бросить это дело, а поздно".

Так как же обнаружить нужные данные, разбросанные по документам, базам данных, электронным письмам?

По мнению ряда разработчиков программного обеспечения, в качестве решения могут выступать интеллектуальные агенты.

Агенты можно назвать близкими родственниками систем искусственного интеллекта. Сейчас они все чаще становятся объектами пристального внимания. Резкое увеличение объемов неупорядоченной информации в Сети - основная причина столь быстрой метаморфозы интеллектуальных агентов от теоретических, несовершенных разработок к реальным продуктам, спрос на которые достаточно велик. Фактически любая фирма, вне зависимости от величины и направления деятельности, может использовать эту технологию для отбора данных как из внутренних, так и внешних источников.

"Мы - небольшая холдинговая компания, занимаемся полезными ископаемыми. Штат у нас просто крошечный. Чтобы держаться на плаву, мы берем сведения о конкурентах из общедоступных источников информации, - рассказывает Гари Новински, президент Daleco Resources. - Тяжело выкроить время на просмотр всех публикаций, которые могли бы иметь для нас значение".

Агенты бывают разные, однако любой агент представляет собой самодостаточный программный код, способный принимать решения без вмешательства человека. Кроме того, агент "обучаем" - другими словами, он становится все совершеннее по мере использования.

Для отбора данных, полученных из Internet или intranet, Daleco Resources пользуется интеллектуальными агентами, разработанными компанией WiseWire. В них использован комплексный подход к обеспечению точности обработки запросов. В частности, обучение агентов производится путем анализа поведения человека. Система оценки отмечает, просматривает ли человек полученную информацию, сколько времени у него это занимает, обращается ли он к дополнительным или сходным материалам. Домашним пользователям программное обеспечение WiseWire предлагается бесплатно. Абонентская плата за программный продукт в случае его коммерческого использования - от 2 тыс. долл. в месяц.

WiseWire, равно как и ее основные конкуренты FireFly и My Yahoo, работает главным образом с текстовой информацией на английском. Интернациональный характер Internet приведет к появлению интеллектуальных агентов, которые смогут отбирать информацию из разных источников на разных языках мира.

Пока "Универсальный переводчик" Star Trek остается оригинальной, даже отчасти фантастической идеей, однако уже в этом году ситуация может измениться, если коллектив разработчиков из города Санта Клара выпустит написанный с использованием технологий Java и CORBA Translator Agent, "владеющий" многими языками. "Мы работаем над созданием агента, функционирующего точь-в-точь как фантастический переводчик Star Trek", - заявила сотрудница фирмы, название которой она попросила не указывать. Она также добавила, что программа будет работать посредством разбиения фраз на синтаксические компоненты, что значительно облегчит перевод.

Агенты на страже

Одни агенты ищут, отбирают и оценивают информацию, другие занимаются ее распространением. Программисты компании Raytheon Systems объединили технологии Java, объекты и агенты в системе Tomahawk Cruise Missile MDS, созданной по заказу Военно-морского флота США. Руководитель одного из подразделений Raytheon Рамин Акбари пояснил, что для разработки агентов распространения используются брокер объектных запросов (ORB) и брокер интеллектуальных агентов для Java Voyager компании ObjectSpace и Visual Cafe корпорации Symantec. Агенты, о которых идет речь, распространяют и анализируют информацию о цели, на которую направлена ракета, времени запуска, карты местности и другое.

Основанная на ORB платформа разработки приложений Voyager, а также язык разработки Java JGL компании ObjectSpace распространяются в настоящее время бесплатно.

Заместитель директора по техническим вопросам ObjectSpace Грэм Гласс убежден, что агенты Voyager станут "интеллектуальнее" не только от "общения" с людьми, но и друг с другом. IBM ставит схожие задачи перед основанными на Java технологиями Aglet и Ginko. Технология Aglet позволяет агентам перемещаться, а технология Ginko - обучаться. Продукты Aglet и Agent Building Environment (средство формирования заключений по определенным правилам) можно загрузить с Web-узла компании по адресу http://www.networking.ibm.com/iag/iaghome.html. Реализация Ginko и других разработок IBM, связанных с технологией интеллектуальных агентов, производится в рамках программы Intelligent Agent Custom Services.

Большинство специалистов центра Intelligent Agent Center корпорации IBM считают, что технология находится пока в зачаточном состоянии, однако ее потенциальный рынок просто огромен. Хотя Intelligent Agent Center продолжает исследования и разработки в этой области, в настоящее время уже подготовлен и находится в стадии тестирования опытный образец агента, предназначенного для решения задач управления предприятием. Система агентов, контролирующая выполнение производственного плана, способна также автоматически выдавать задания на ремонт оборудования.

Если не принимать во внимание решение специфических задач, к числу которых можно отнести управление предприятием и применение в военных целях, эксперты называют два крупных направления использования технологии агентов.

Предприятие - предприятие

Рост популярности компьютерных технологий для рабочих групп значительно облегчит задачу обмена знаниями и опытом между сотрудниками предприятия, невзирая на их местонахождение. В среде, формат и язык данных которой известен (например, intranet и extranet), агенты могут эффективно заниматься установкой контекстуальных взаимосвязей с целью автоматизации процесса получения требуемой информации. Помимо роста производительности труда в результате повышения точности результатов поиска, следует брать в расчет и ценность приобретенной коммерческой информации.

Тим Эндрюс, исполнительный директор нью-йоркского отделения Don Jones Publishing Division, склонен рассматривать процесс распространения агентов в рамках естественного движения к автоматизации в области исследований высокого уровня. "Многие годы мы используем интеллектуальных агентов, - говорит он, - только называем их репортерами. Они собирают информацию из различных источников, осмысливают ее и передают остальным. Интеллектуальные машины также могут собирать и сортировать данные. Кроме того, они способны учиться на собственных ошибках - имеются в виду случаи, когда пользователь отказывается от добытых материалов или тратит на их чтение слишком много времени".

Предприятие - заказчик

Рост популярности Internet-коммерции неизбежно скажется и на распространении агентов-покупателей. Почему все больше людей предпочитают приобретать товары по сети? Здесь шире выбор товаров, больше информации о продукте, включающей отзывы потребителей.

Человек, осваивающий искусство приобретения товаров по Internet, рано или поздно должен будет ответить на вопрос: "Где покупать?" Чем пялиться на рекламу, щедро размещаемую владельцами узлов, или решать очередной ребус, загаданный поисковым узлом в ответ на запрос, многие пользователи предпочтут поручить эту работу агенту. Они будут выбирать программы, изначально способные к обучению, то есть набирающие опыт с каждой новой транзакцией. Следовательно, можно ожидать рост интереса к Web-узлам, предлагающим агентов-покупателей.

Например, в конце минувшего года компания Excite приобрела фирму Netbot и ее технологию интеллектуальных агентов Jango. Руководство Excite приняло решение внедрить новую технологию по результатам выборочного опроса посетителей своего узла, число которых составляет около 19 млн. в месяц. Как показало исследование, клиенты хотят, чтобы процесс приобретения товара был удобнее; помимо этого, им необходима помощь при выборе среди множества предложений и подаче претензий. Есть еще и крайне существенный психологический аспект проблемы: люди опасаются принять неверное решение, так как не могут увидеть и потрогать рекламируемую продукцию, как в обычном магазине, поэтому им необходима более подробная информация о ней.

Действуйте с осторожностью

Вы заинтригованы многообещающими возможностями технологии интеллектуальных агентов? Не следует забывать, что пока для нее вполне уместно сравнение со слоном в посудной лавке. Разработчики и потенциальные покупатели делают каждый очередной шаг с необыкновенной осторожностью. Многие из них научены горьким опытом неудачи с широко разрекламированным искусственным интеллектом.

Уместно вспомнить один скандал, произошедший несколько ранее. В начале десятилетия компания General Magic объявила, что приступила к работе над технологией, основанной на агентах. Запатентованный язык, получивший название Telescript, создавался, чтобы предоставить владельцам компьютеров возможность отправлять анонимных агентов в большие сети на поиски специфических новостей и информации. По прошествии многих лет серьезной исследовательской работы в 1995 году Telescript поступил в продажу. К сожалению, затея General Magic провалилась. Патентованный продукт не мог составить серьезную конкуренцию стремительно развивавшимся - в значительной степени в силу своей абсолютной открытости - Internet и Java. В 1997 году, после ряда кадровых перестановок в руководящем составе и сокращений персонала, General Magic прекратила свое существование.

В свое время Telescript вызвал значительный интерес. Сегодня, когда огромные залежи данных в Internet ждут своего часа, технология интеллектуальных агентов получила еще один шанс. Впрочем, лимоны созревают быстрее жемчужин.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями