Об основных направлениях автоматизации производственных процессов в этой области рассказали обозревателю Computerworld Россия ведущие сотрудники Московского отделения Пенсионного фонда РФ.

С 1 января 1997 года вступил в действие новый Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Для его реализации Главным управлением информационных технологий Пенсионного фонда разработана система персонифицированного учета работающих граждан. В ее основе - центральная база данных, в которой содержится информация о сотрудниках всех отечественных предприятий, и каждому работающему присвоен уникальный учетный номер. В региональных БД хранятся индивидуальные лицевые счета, где фиксируются стаж и размер заработной платы. Ежеквартальное пополнение этих сведений позволяет получить данные для начисления пенсии и отслеживать накопления граждан. Согласно Закону каждый работающий российский гражданин обязан пройти регистрацию и получить страховое свидетельство.

Для этого необходимо заполнить анкету, которая поступает в региональную базу данных. Казалось бы, все достаточно просто. Однако тут следует учитывать российские масштабы: организовать распространение и сбор анкет, их обработку и занесение необходимой информации в региональные, а затем в центральную базы данных придется в 89 регионах.

"Было решено выполнить в 1996 году пилотные проекты в Москве и нескольких российских регионах, - рассказывает заместитель управляющего Московским отделением Пенсионного фонда Борис Минин. - На этом этапе мы определили форму анкет, порядок их заполнения, способы передачи, исключающие возможность несанкционированного доступа, методы обработки. Анализ всех технологических процессов показал, что наибольшие временные и материальные затраты связаны с вводом информации в локальную базу данных и изготовлением страховых свидетельств".

В Москве более 500 тыс. предприятий, где работают почти 6 млн. человек. Приблизительно половина из них должна была получить страховые свидетельства в 1997 году, а остальные - к середине нынешнего. Понятно, что первоначальный ввод содержимого 6 млн. анкет требует значительных ресурсов. Положение усугубляется необходимостью ввода ежеквартальных сведений о производственном стаже и заработке каждого работника - а это еще 24 млн. документов в год.

Первоначально ввод данных осуществлялся вручную несколькими операторами: один заносил данные в компьютер, другой проверял их правильность, третий присваивал машинный номер и печатал его на описи документов, которая сопровождает анкеты, полученные из одного предприятия. Затем документы направлялись в архив, а данные передавались в центральную базу. При такой технологии на одного человека, участвующего в процессе, приходилось в среднем 160 обработанных анкет в день. В результате к сентябрю прошлого года было выдано менее 900 тыс. свидетельств. Единственный приемлемый выход заключался в автоматизации ручного труда.

Пенсионный фонд подписал договор с компанией Cognitive Technologies на разработку автоматизированной системы ввода документов. По словам специалистов Cognitive, Московское отделение Фонда стало удобным полигоном для реализации проекта из-за громадных объемов циркулирующей здесь информации, которая требует обработки. Автоматизация деловых процессов в этой организации позволяла отработать все необходимые компоненты с последующим тиражированием апробированных решений.

В основе разработки - технология Cognitive Forms для организации ввода, распознавания, преобразования в цифровую форму и редактирования документов. В станции потокового сканирования использован высокоскоростной сканер Kodak с производительностью до 7,5 тыс. страниц в час. Поскольку каждая пачка анкет с "рукопечатными" символами сопровождается описью, написание текста которой пока не стандартизировано, оператор вводит эту информацию вручную. Поэтому результирующая скорость несколько ниже - 5 тыс. страниц в час.

Систему, а точнее модули описания форм и распознавания, пришлось адаптировать к реальному качеству поступающих документов, так как анкеты печатались в разных типографиях и отличались размерами полей, некоторые бланки репродуцировались на множительных аппаратах, что вносило дополнительные помехи. Мешал и серый фон анкет (в дальнейшем планируется переход на международный стандарт бланков с розовым фоном, который не воспринимается сканером). Распознавание текстов анкет осуществляется в автоматическом режиме; в случаях, когда система "не уверена" в правильности тех или иных слов и символов, оператору предоставляется возможность просмотра и редактирования "сомнительных" полей.

Значительно ускоряют процесс редактирования словари, содержащие имена, фамилии, названия населенных пунктов; они пополняются по мере обработки документов. Применяются логические методы проверки данных, в частности дат рождения.

Специально для Пенсионного фонда разработана система диспетчеризации вычислительных процессов, позволяющая оптимизировать производительность комплекса равномерной загрузкой станций распознавания и редактирования. Операторы работают в две смены. В ночное время около 20 станций функционируют в режиме автоматического распознавания. Установкой системы и вводом в действие специалисты Cognitive занимались с сентября совместно с сотрудниками Фонда, не нарушая созданной ранее инфраструктуры; в декабре был подписан акт о вводе в промышленную эксплуатацию.

По словам Евгения Трофимова, начальника информационного отдела Московского отделения Фонда, к концу 1997 года обработано 2,8 млн. анкет. Средняя производительность одного оператора выросла до 800 анкет в день. Среднее время прохождения одного документа (от начала сканирования до записи информации в базу данных) составляет 13 секунд (ожидается его сокращение до 10 секунд), при ручном же вводе этот показатель - не менее 70 секунд. Статистические данные, полученные за период эксплуатации, свидетельствуют о высокой надежности распознавания символов с вероятностью не ниже 99,7%. По оценкам сотрудников фонда, время окупаемости системы составит не более полугода, с ее введением себестоимость ввода и обработки анкет уменьшилась в пять раз.

Еще один участок, который потребовал изменения технологии, - это изготовление страховых свидетельств. Раньше они печатались на лазерных принтерах, затем листы разрезались и ламинировались. Теперь используются установки немецкой фирмы Orga с лазерным нанесением информации, повысившие производительность с 2 тыс. до 25 тыс. карточек в день.

Специалисты Московского отделения Пенсионного фонда считают, что выполнена основная часть работы - внедрена технология потокового сканирования, которая позволит в установленные сроки выдать все страховые свидетельства. Итак, высокопроизводительная автоматизированная система обработки документов, исключившая гигантский ручной труд, создана и введена в промышленную эксплуатацию. Увы, у этой истории - вполне российский финал (надеемся - промежуточный): руководством Пенсионного фонда России до сих пор не решен вопрос об использовании полученного опыта хотя бы в крупных региональных центрах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями