PictureХассо Платтнер, один из основателей SAP, - человек преуспевающий, но постоянно испытывающий чувство вины. Он заставляет других делать то, чего сам терпеть не может, - пользоваться клавиатурой.

"Ненавижу клавиатуру - предпочитаю общаться традиционными способами - говорить или, скажем, показывать. Но я требую от работников, чтобы они общались с R/3 посредством клавиатуры", - заявил сопредседатель совета директоров SAР AG Хассо Платтнер в интервью Comрuterworld Denmark.

Система планирования ресурсов предприятий (ERР) SAР R/3 используется в штаб-квартирах и на заводах крупнейших корпораций мира, и Платтнер стремится сделать ее более простой в управлении.

"Я хочу, чтобы данные можно было вводить с помощью сенсорных экранов - над решением этой задачи работает небольшая группа инженеров SAР в Калифорнии", - пояснил он.

Платтнер - один из пяти инженеров-системщиков, покинувших в 1972 году компанию IBM. У них была идея создать стандартные пакеты приложений для предприятий, однако тогда в самой IBM в нее не особенно верили.

Сегодня, 26 лет спустя, в SAР работают 13 тыс. человек по всему миру. В 1997 году чистый доход компании составил 516 млн. долл. при обороте в 3,26 млрд. долл.

Платтнер - магистр инженерных наук и почетный профессор Университета г. Саарбрюкен. В SAР в его ведении находятся программные технологии и архитектура приложений. Кроме того, он возглавляет центр по исследованиям и разработке в Фостер-Сити, шт. Калифорния.

В свободное время ученый занимается парусным спортом, и его команда нередко завоевывает первые места в соревнованиях.

"Я уже давно отказался от использования клавиатуры на борту яхты. В море они не годятся. Все навигационное оборудование на наших шлюпках управляется посредством сенсорных экранов", - говорит он.

Платтнер бывает очень недоволен, если используемые им вещи неудобны в работе. Иногда они настолько его раздражают, что он высказывает свое недовольство создателям. В частности, так было с одной автомобильной компанией.

"Лет десять назад у меня была прекрасная во всем машина, за одним исключением - ужасно неудобная дверная ручка. Когда за нее хватаешься, можно легко прищемить пальцы. Я пришел к производителям и сказал, что женщины такую машину вообще покупать не будут. Они мне ответили, что это мужская машина, и ничего не изменили".

Однако в конце концов автомобиль стали выпускать с другой ручкой, японской.

"Производитель обычно не реагирует до тех пор, пока проблема не перерастет в бедствие. Объем продаж этих машин упал настолько, что руководство чуть было не пустило компанию с молотка. Если бы они послушали клиентов, как делают в Японии, то все было бы исправлено уже давно. Кстати, сейчас такие машины продаются отлично, причем довольно большая часть их покупателей - женщины. И это при том, что в основе своей модель осталась без изменений. Поменялись только атрибуты", - говорит Платтнер. По его мнению, инженеры автомобильной компании уделяли слишком много внимания повышению мощности двигателя и слишком мало - всему остальному.

"В сфере информационных технологий - точно такая же ситуация: пользовательские интерфейсы отвратительны. Мы все пытаемся втиснуть как можно больше новых функций в программы. Это дурно отражается на уровне дружественности пользовательского интерфейса - все эти меню бесконечной вложенности, скрытые возможности. Мы не понимаем важности хорошего оформления", - говорит Платтнер.

Как он считает, аналогичные проблемы наблюдаются и в области аудио- и видеоаппаратуры с дистанционным управлением.

"Вы знаете, почему так много людей, купив видеомагнитофон, не удосуживаются поставить в нем правильное время? - спрашивает Платтнер. - Это потому, что их пользовательские интерфейсы настолько неудобны, что у владельцев просто руки опускаются. И ведь никому не приходит в голову обратиться к производителям с жалобой!"

Правда, Платтнер привел и еще одно объяснение: "Людям нравится покупать "новейшие достижения в области техники", - лишь бы было. А как оно работает, мало кого волнует", - продолжил он.

Учитывая страсть ученого к хорошему оформлению и удобству интерфейсов, можно предположить, что решению проблем взаимодействия человека с компьютером в планах SAР отводится особое место. Однако, как выяснилось, это не так. Большая часть бюджета исследований и разработки (составившего, кстати, на 1996 год 400 млн. долл.) уходит на создание новых функций, инфраструктуры и технологий баз данных.

Платтнера такое положение дел не вполне устраивает.

"Например, нам есть что совершенствовать в документации. Мы не проверяем, насколько она понятна. То же и с пользовательскими интерфейсами. Мы оптимизируем их, только если они совершенно никуда не годятся. Microsoft потратила миллионы долларов на оптимизацию Excel. Стали бы мы делать то же самое? Нет - просто заставим несчастного работника, не сумевшего справиться с системой, пройти переобучение".

Однако Платтнер убежден, что ситуация переменится, когда SAР введет в действие новую коммуникационную систему - SAР-Net. Благодаря ей любой пользователь сможет отправить в SAР небольшую записку.

"Таким образом мы как бы дадим нашим пользователям право голоса. Любой рабочий сможет сообщить нам, что та или иная процедура слишком сложна для него или что он отказывается от ее использования. Обратная связь поможет оценить степень важности проблемы и принять решение - изменить систему или указать более простой путь управления ею, - говорит Платтнер. - Однако основное назначение SAР-Net в другом. Она обеспечит возможность быстрой децентрализованной установки программного обеспечения и передачи знаний от SAР к ее клиентам".

Платтнер все же убежден, что функция обратной связи будет использоваться именно для подачи жалоб на неудобство использования. По его словам, клиенты получат ответы на свои запросы в течение одного-двух дней.

Однако одной лишь обратной связи недостаточно для совершенствования интерфейсов.

"Нам, да и всем остальным компаниям отрасли, нужен новый вид специалистов. Необходимы люди, способные упрощать. Это особый талант - человек, обладающий им, может заработать миллионы", - говорит Платтнер.

По его мнению, существует потребность в создании новой отрасли промышленности - отрасли удобства.

"Она должна быть независимой от сферы информационных технологий, - продолжает Платтнер. - Вот как в автомобильной промышленности: разработчик двигателя не может быть одновременно проектировщиком приборной доски. Однако в Германии даже нет учебных заведений, где учат разработке интерфейсов, хотя на их проектирование уходит не менее 30% всего объема инженерных работ.

Если бы не SAР, я открыл бы компанию по разработке пользовательских интерфейсов на основе систем распознавания речи и рукописного текста. Я создал бы филиалы в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и Висбадене. В сообществе информационных технологий тоже нужны свои Армани или Гуччи".


Смена караула

По сообщению компании SAP AG, двое из ее основателей намерены перейти из совета директоров в совет наблюдателей.

Отставка Дитмара Хоппа и Клауса Чиры вступает в силу 7 мая. Как считают аналитики, она не повлияет на стратегические направления SAP.

"Мы очень хорошо знаем о трудностях, с которыми обычно сопряжены перестановки в высшем руководстве компаний, - заявил Хопп. - Но данный шаг был неизбежен. Я уверен, что мы выбрали для него верное время - совершенствование руководящего аппарата жизненно важно для SAP, и уйти "слишком поздно" было бы хуже, чем "слишком рано".

Несмотря на отставку, я планирую и далее принимать активное участие в жизни компании и надеюсь, что меня изберут председателем наблюдательного совета". На посту сопредседателя совета директоров место Хоппа займет Хеннинг Кагерманн. С 1991 года войдя в состав высшего руководства SAP, он отвечал за финансовое ПО, продукты для промышленности и организацию сбыта в Европе.

По мнению экспертов, назначение Кагерманна гарантирует преемственность.

"С некоторых пор Кагерманн оказывает значительное влияние на деятельность компании", - считает Джошуа Гринбаум, старший консультант Hurwitz Group.

Как считает ведущий аналитик International Data Corp. Клэр Жиллан, в последнее время технологическое направление компании задавал не столько Хопп, сколько втоpой сопредседатель - Хассо Платтнер.

"Именно благодаря Платтнеру SAP сконцентрировалась на выпуске продукции для Windows NT, для сpеднего бизнеса и pяда ключевых отpаслей пpомышленности, в том числе авиационной", - отметил Жиллан.

SAP была основана в 1972 году Хоппом, Платтнером, Чирой и Хансом Вернером Гектором, ушедшим из компании в 1996 году. По словам Гринбаума, основное внимание Хопп уделял pаботе компании в самой Германии.

Чира и Хопп официально объявят о своей отставке на ежегодном собрании акционеров, намеченном на 7 мая.

После их ухода членами совета директоров SAP будут Платтнер, Кагерманн, Клаус Хайнрих, Герхард Освальд, Пауль Валь и Петер Ценке.

- Торстен Буссе,
Служба новостей IDG, Сан-Франциско