Нужно ли совершенствовать бизнес-операции или выявлять и анализировать намечающиеся в этой сфере тенденции?

На этот вопрос необходимо ответить еще до того, как начнется создание хранилища данных. Оставить его решение на потом нельзя, поскольку организация каждого хранилища данных требует различных инструментальных средств и подходов. Кроме того, чтобы убедить руководство в необходимости использования хранилища данных, нужно сначала определить круг бизнес-проблем, которые предстоит решить.

Существующие ныне приложения для хранилищ данных предлагают руководителям информацию, которая помогает им следить за деятельностью сотрудников и управлять компанией. К примеру, по данным о расчетах, хранящимся в киоске данных, можно в течение года вырабатывать диаграммы затрат, что позволит отыскивать способы сокращения расходов. Кроме того, можно проанализировать годовую и поквартальную нагрузку, а также перераспределить персонал, исключив таким образом сверхурочные нагрузки. Подобные приложения используют ряд инструментальных средств, в числе которых поддерживающий технологию агентов инструментарий обработки запросов и подготовки отчетов, а также средства оперативной аналитической обработки и многомерные базы данных.

Приложения аналитической обработки или добычи данных опираются также на сложное программное обеспечение, которое позволяет получить представление о потребителях, рынках и операциях компании. К примеру, специалисты компании, тщательно проанализировав структуру своей потребительской базы, могут использовать полученную информацию для поиска новых покупателей. Подобная тактика позволит ориентировать маркетинг на потребности пользователей. Предназначенный для этого инструментарий включает в себя средства статистического анализа, поиска и добычи данных, а также средства визуализации.

Это разные категории, но руководители часто их путают. Если созданный компанией киоск данных, равно как и хранилище данных, обеспечивают технические возможности, не связанные с решением конкретных проблем бизнеса, то получившаяся система, скорее всего, не будет отличаться высоким качеством как с точки зрения анализа, так и с точки зрения мониторинга операций.

К примеру, многомерные базы данных (MDD) позволяют изучить взаимосвязь многих факторов (параметров), которые влияют на осуществляемые компанией операции - наличие товаров на складе, требования специалистов по продажам, комплектация семейств выпускаемых продуктов и т. д. Это поможет наладить эффективный бизнес-контроль. Сначала нужно установить эти факторы, а затем суммировать соответствующие данные.

Предположим, вам нужно выяснить, какой товар пользуется наибольшим спросом. С помощью MDD это сделать довольно трудно, поскольку данные уже собраны в соответствии с поставленным вопросом. Вы могли бы переопределить эти параметры. Но итоговые данные на самом деле не позволяют провести сложный анализ. Вам необходимо проанализировать не совокупность данных как таковых, а исходную информацию. Инструментарий добычи данных позволяет изучить ее под разным углом зрения.

Разделение приложений на две категории и выбор наиболее подходящего варианта поможет заранее определить реакцию руководства на представленные его вниманию предложения. Некоторым руководителям больше понравится приложение, которое сулит немедленное улучшение работы компании за счет упрощения процедуры контроля затрат, распределения персонала или увеличения эффективности производственного процесса. Другие предпочтут "умное приложение", которое анализирует данные и позволяет лучше понять и точнее прогнозировать поведение потребителей.

Оба вида приложений могут оказаться очень полезными. Но руководители отделов информационных технологий, скорее всего, будут пытаться создать или купить приложения, которые "выглядят практично".

Компании по-прежнему часто пытаются реализовать технические возможности, откладывая решение задач на потом, когда уже начнется работа. Некоторые считают такую неопределенность неизбежной, поскольку бизнес-пользователи все равно не могут знать наперед, какие у них возникнут вопросы.

Но подобной ситуации можно было бы избежать при наличии процесса планирования или твердой позиции специалистов по информационным технологиям (которых поддерживает руководство) - они должны доказать, что ничего нельзя создавать, пока не определен круг вопросов, которые компания намерена решить.


Атре - президент консалтинговой компании Atre, которая специализируется на технологии хранилищ и баз данных. С ней можно связаться по адресу shaku@atre.com.