Для измерения эффективности информационных корпоративных ресурсов до сих пор используется отношение прибыли к количеству сотрудников. Наиболее яркое подтверждение этому можно найти в отчете по результатам исследования, проведенного Гарвардской школой бизнеса. Вышеупомянутый исследовательский материал служит примером того, каким образом изначально неверные критерии оценки могут привести к ложным выводам.

Специалисты из Гарварда проанализировали работу 250 страховых компаний. В их задачи входило выявление взаимосвязи между сокращением штатов компаний и повышением эффективности их работы.

Почему именно страховые компании стали объектом исследования? Дело в том, что в страховом бизнесе на приобретение компьютеров тратится больше, чем в других отраслях экономики. Ученые пришли к поразительным выводам. Эффективность работы компаний зависит не от внедрения новой информационной техники, а от подхода к проблеме сокращения штатов.

Ключевая роль отведена не использованию информационных технологий, а поведенческим и организационным факторам.

Смысл сделанных в исследовании выводов вполне очевиден: важно не что делать, а как делать. К сожалению, такой вывод имеет серьезный изъян. Эффективность работы компаний определяется в исследовании гарвардских ученых путем отношения количества сотрудников к сумме прибыли. Такой критерий оценки недостаточно надежен. Поэтому, хотя я и согласен с некоторыми результатами исследования, основные выводы, сделанные его авторами, не могу считать заслуживающими доверия. И вот по каким причинам:

1. Расходы на ведение страхового бизнеса не определяются исключительно количеством сотрудников фирмы. Средняя зарплата в различных страховых компаниях выглядит по-разному. Поэтому ее уровень никак не может служить единственным критерием оценки. Общий объем текущих расходов должен включать расходы на выплату заработной платы, на покупку и обслуживание компьютеров (а они составляют до 30% от суммы выплат заработной платы), стоимость телекоммуникаций и услуг, затраты на офисное оборудование, издержки от сокращения штатов (outsourcing) и капитальные расходы.

2. Гарвардские ученые использовали при оценке размеров отдачи доходов от страховых взносов. Но страховые компании вкладывают деньги в различные предприятия, и кроме доходов по страховым взносам имеют и другие источники прибыли. В том числе и такие, которые напрямую не связаны с деятельностью компании.

3. Если отдача (исчисляемая на основе доходов по страховым взносам) и затраты (при определении которых учитывалось лишь количество сотрудников) не могут служить надежным критерием, то, следовательно, и результаты оценки эффективности работы компании (отношение отдачи к затратам) нельзя считать достоверными.

Отношение прибыли к числу сотрудников никак не может служить мерилом эффективности работы компаний, особенно там, где используются информационные технологии, так как именно этот фактор влияет как на текущие расходы, так и на размер прибыли.

Вот почему такой показатель, как отношение прибыли к количеству сотрудников, в данном случае неприемлем (причем это справедливо и к другим сферам бизнеса). Так что считаю абсолютно беспочвенными заявления о том, что повышение эффективности работы компаний осуществимо за счет использования информационных технологий при одновременном сокращении штатов.

Определение степени влияния информационных технологий на эффективность работы компаний путем сопоставления количества штатных сотрудников совершенно недопустимо. В век информации, в отличие от периода промышленного развития, экономика живет по другим законам. Изменение количества сотрудников компании уже не влияет на эффективность работы. Производительность любого обладающего информацией предприятия определяется общей стоимостью и ценностью этой информации, вне зависимости от способа ее приобретения. Этот факт я хочу подчеркнуть особо. Дело в том, что, будучи руководителем информационных служб на частных предприятиях и в правительстве, мне нередко приходится наблюдать, как необоснованные отказы в приеме на работу, принуждение сотрудников к "уходу по собственному желанию" и так называемые "сокращения" наносят непоправимый вред деятельности вышеозначенных организаций. Метод, учитывающий лишь оценки эффективности работы компании, количество сотрудников, часто позволяет плановикам "рубить сплеча". А ведь соответствующие результаты могут быть достигнуты и другими способами. Тщательно продуманные пути повышения производительности труда сотрудников не только не будут болезненными, но и не потребуют значительных издержек.

Реальные доходы могут повышаться только при условии реального роста эффективности деятельности компаний. Индустрия страхования является одним из наиболее насыщенных компьютерными технологиями секторов американской экономики, однако за прошедшие десять лет эффективность работы страховых компаний повысилась незначительно.

Я проанализировал деятельность 34 страховых компаний, взяв за основу их финансовые документы с 1987 по 1997 год. За 10 лет 19 из них расширили свои штаты, а 15 пережили процедуру сокращения. Я вычислил реальные показатели эффективности работы каждой фирмы, поделив совокупный доход на общую сумму текущих расходов. Рост эффективности работы тех компаний, которые за истекшие 10 лет приглашали на работу новых сотрудников, составил 5,2%. В фирмах, которые провели сокращение, этот показатель оказался равен 6%.

Среднегодовое увеличение эффективности работы компаний составило лишь 0,5%. Учитывая, что за последние 100 лет среднегодовой прирост эффективности экономики США превысил 2,5%, этот показатель нельзя назвать хорошим. В целом разница в эффективности работы фирм, приглашавших новых сотрудников, и тех, которые занимались сокращением штатов, невелика.

Все доходы акционеров стали следствием устойчивого снижения стоимости капитала при сокращении процентных ставок. Эта прибыль никак не связана с увеличением производительности труда сотрудников, независимо от количества установленных в офисах компьютеров.

Когда же постепенное снижение процентных ставок в конце концов сменится их повышением (как обычно происходило и раньше), рост доходов уже будет зависеть от степени эффективности работы компании. Чтобы успешно отслеживать эти процессы, руководителям корпоративных информационных служб в своих оценках следует исходить из реальных критериев.


Пол Страссман (www.strassmann.com) считает, что знания и опыт сотрудников - это капитал, который нельзя приумножить, если рубить головы.