Picture
с производителями ВТ АО Microsoft Денис Дидковский
Подписание соглашения об установке офисных программ Microsoft на компьютеры "Вист" генеральный директор российского представительства Microsoft Ольга Дергунова назвала "беспрецедентным событием, рано или поздно происходящем на каждом локальном рынке": ведущий мировой разработчик программного обеспечения заключает ОЕМ-договор с лидирующим локальным производителем ПК.

Партнерство Microsoft - "Вист" началось достаточно давно - с соглашения о предустановке MS-DOS (1994 год) на отдельные партии компьютеров "Вист". Затем последовал договор об оснащении каждого ПК компании операционной системой Windows 95 и "легким" пакетом MS Works. В 1997 году было заключено соглашение на ОС NT Server, а 23 января 1998 года - на Word и Excel 97.

Заключению договора предшествовал пилотный проект 1997 года "Microsoft Office за 99 долл. вместе с ПК "Вист", с помощью которого партнеры пытались определить реакцию пользователя на появление подобных "связок".

А Microsoft, кроме того, проверяла, насколько четко выполняется правило о поставке ОЕМ-версии программ исключительно с новым компьютером. Руководители представительства признали, что в "Висте" налажен весьма строгий контроль за деятельностью канала, и ОЕМ-программы не "перетекают" в розничные магазины.

В результате с 5 февраля "Вист" начнет формирование линеек офисных компьютеров, оснащаемых продуктами Microsoft Word 97, Microsoft Excel 97, мышью IntelliMouse, а также Microsoft Internet Explorer 4.0 и Microsoft Outlook Express.

Включение IE в поставку производится бесплатно и отдается на усмотрение ОЕМ-партнера. "Вист" от браузера не отказывается, тем более что при покупке ПК компании пользователю предоставляются четыре часа бесплатной работы в Internet.

Помимо продуктов Microsoft, на такие компьютеры предполагается устанавливать антивирусный пакет фирмы "Диалог-Наука" и два продукта компании "Арсеналъ" - облегченная версия "Сократа" и DISCo Commander.

На вопрос, будут ли компьютеры, "нагруженные" офисными продуктами, дороже своих нынешних аналогов, руководитель отдела программного обеспечения и сетевых решений компании "Вист" Александр Казанский дал уклончивый ответ: "Посмотрим".

В стандартную поставку компьютеров "Вист" не вошли такие составляющие MS Office, как PowerPoint и Microsoft Outlook. Последний заменен усеченной версией Outlook Express. Работа с ним не требует лицензирования Microsoft Exchange.

Наличие программы подготовки презентаций PowerPoint более актуально для пользователей, работающих с ПК-блокнотами. В дальнейшем, возможно, будет поставлен вопрос о его включении в стандартную поставку для этого класса компьютеров.

Для "Вист" подобное соглашение с Microsoft - очередное мероприятие в рамках программы по созданию моделей компьютеров, ориентированных на нужды конкретного сектора рынка. Корпоративный рынок - отдельно, домашние модели - отдельно. Подобранное соответствующим образом ПО способствует размежеванию.

"Офисные" компьютеры предназначены для небольших компаний с численностью персонала порядка 50 человек. Важное, с точки зрения "Вист" и Microsoft, отличие таких компаний состоит в отсутствии менеджера по информационным технологиям и принятии решения о покупке ПО на основании пожеланий отдельных сотрудников. B Microsoft больше всего обеспокоены тем, что, выбирая ПО, "врио ИТ-менеджера" отправляется не в магазин, не к реселлеру продуктов Microsoft, а на Митинский рынок. Предустановленные программы, по словам генерального директора представительства Microsoft Ольги Дергуновой, "нельзя украсть". За это их и любит Microsoft. В 1997 финансовом году 29% оборота АО Microsoft проходило по ОЕМ-каналам.

С другой стороны, партнерство "Вист" - Microsoft в области деловых программ ударяет по интересам российских производителей офисных продуктов, для которых становится недоступным значительный сектор рынка.

Весьма, кстати, значительный. В 1997 году компанией проданы (по собственным данным "Виста") 350 тыс. ПК, что составляет около 20% российского рынка. Microsoft Word и Excel будут устанавливаться на компьютеры, предназначенные для деловых людей (в первую очередь серии 1000 и 3000 МТ, сетевые компьютеры и ПК-блокноты). Это, по оценкам Казанского, от трети до половины всех продаваемых компанией машин.

Сравнительно недавно, на ежегодной конференции BSA в России Дергунова заявила, что "на рынке имеются более дешевые аналоги продукции Microsoft, произведенные в России". Так что те, кому Office кажется слишком дорогим (или кто не считает нужным платить за полнофункциональный продукт, от которого реально востребует 10-15% всех возможностей), могут купить их. Теперь многие не захотят, так как цена компьютера с офисными программами Microsoft или без оных (последнее слово должно все-таки оставаться за пользователем) окажется одинаковой. Вот если бы у "Виста" имелось две линии офисных машин с разной ценой - одна с предустановленными продуктами Microsoft, а другая, например, с "Русским офисом". - тогда можно было бы подумать, кому нужна "полная функциональность", а кому - нет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями