Согласно изложенной в конце прошлого года стратегии Intel на 1998 год, вопросам электронного бизнеса в Internet компания отводит значительное место. Производитель процессоров использует тему электронной торговли для продвижения на рынок своего последнего изделия - Pentium II. Электронная коммерция будет одним из стимулов ускоренного роста рынка ПК, поскольку персональные компьютеры, а точнее Visual Connected PC (подсоединенные к сети компьютеры с богатыми графическими возможностями) играют роль основных "строительных блоков" электронного бизнеса.

Для того чтобы торговля в Internet стала эффективной, Web-узлы соответствующих компаний должны иметь насыщенное мультимедийное содержание, которое может быть реализовано только на компьютерах с мощными процессорами. С точки зрения специалистов Intel, с подобными задачами вполне способен справиться процессор Pentium II.

Для доказательства этого факта Intel опирается на реальные примеры электронного бизнеса в Internet. Так, известная фирма Trussardi принимает от клиентов размещаемые через Internet заказы на индивидуальный пошив одежды.

Еще один пример подобного рода - подразделение BMW по производству мотоциклов. Его руководители оценивают Internet как важнейший канал для связи с клиентами. Заказывая ту или иную модель мотоцикла, клиенты компании получают возможность в режиме реального времени опробовать, например, различные цвета корпуса или подобрать дополнительные аксессуары. BMW Motorcycle, как и Trussardi, использует в своей деятельности ПК на базе процессора Pentium II.

К теме электронной торговли представители Intel обращаются далеко не первый раз. Так, в конце октября в Брюсселе состоялась посвященная проблемам электронной коммерции конференция Forum Europe, на которой выступал один из руководителей европейского отделения Intel.

Несмотря на все преимущества электронной торговли, быстрое ее развитие сдерживается целым рядом факторов как технического, так и организационного характера. В первую очередь, это недостаточная пропускная способность существующих массовых коммуникаций (до сих пор их роль выполняют аналоговые телефонные линии). В то же время для перехода пользователей Internet к инфраструктурам с большей производительностью требуется существенное снижение платы за пользование соответствующими каналами.

Среди других факторов, тормозящих развитие электронной коммерции, - безопасность и защита индивидуальных данных, отсутствие единых стандартов, согласование налогообложения различных стран и защита интеллектуальной собственности.

Проблемы электронной торговли на конференции, естественно, рассматривались с учетом европейской специфики.

Участники признали, что представители промышленности, а также потребители должны играть более активную роль в вопросах регулирования электронной торговли, если хотят, чтобы принятие решений, касающихся вопросов коммерции в сети Internet, отражало интересы европейского бизнеса.

По общему мнению, ключ к превращению электронной коммерции в Европе в процветающую форму бизнеса - в обеспечении доступа к ней как можно большему количеству потребителей и коммерческих компаний, особенно малого и среднего размера. Однако это требует полной либерализации в секторе телекоммуникационных услуг, цель которой - снижение в Европе высоких тарифов.

В рамках Евросоюза разработано несколько законов, относящихся к защите данных, авторских прав, страхования и другим сферам, связанным с электронной коммерцией. Но многие важные вопросы, в том числе использование электронной подписи и шифрование информации, до сих пор остаются неурегулированными.

В настоящее время всего 7% населения стран, входящих в Европейский союз, имеет доступ к Internet, хотя, согласно прогнозам, через три года их доля вырастет до 25%. Все основные европейские компании имеют собственные узлы, общее число которых, по данным Financial Times, в начале прошлого года составляло от 150 до 200 тыс., в то время как в 1993 году их было всего 130.

Между тем успехи Европы по сравнению с ситуацией в США выглядят достаточно скромно: в этой стране совершается 85% всех мировых сделок, осуществляемых в электронной форме. Согласно последним оценкам Forrester Report, отслеживающего тенденции в области электронной коммерции, общая стоимость товаров и услуг, предоставленных американскими компаниями через Internet, составила в 1997 году 8 млрд. долл. (на порядок больше по сравнению с предыдущим годом). А к 2002 году эта цифра, согласно прогнозам, может превысить 327 млрд. долл.

В очередной раз проблемы, связанные с электронной коммерцией, обсуждаются на международных встречах в конце января - начале февраля. Для участия в них приглашены представители крупных коммерческих организаций, правительственных и межправительственных структур, юридических фирм, групп пользователей Internet, технологических компаний и провайдеров Internet.


Новости электронной коммерции

Digital представила систему "микрокоммерции"

Компания Digital Equipment продемонстрировала новую систему обработки транзакций электронной торговли. Система Millicent предназначена для продажи через Internet различной печатной продукции, в том числе нот, причем стоимость одной транзакции составляет всего несколько центов. Пока Digital предлагает бесплатно пробную версию своей новой системы, а ее окончательную версию планирует выпустить в марте или апреле.

Система Millicent даст компаниям-пользователям возможность продавать различную печатную продукцию через Internet или обеспечивать на нее подписку, предоставляя клиентам рекламные скидки или предлагая другие вознаграждения. Пробная версия не позволяет работать с реальными деньгами, а предназначена всего лишь для знакомства с возможностями системы. Выполнение транзакций с настоящими деньгами будет доступно в окончательной версии системы.

Провайдеры содержимого смогут получить программное обеспечение через Internet бесплатно. Не придется платить и за пользование системой. Вместо оплаты соответствующей услуги компаниями-пользователями Digital планирует взимать плату с фирм-посредников, которые будут обрабатывать платежи за транзакции.

Система была создана с использованием языка программирования Java, а окончательная версия, как предполагается, должна работать с любой операционной системой. Однако пробная версия требует, чтобы провайдеры содержимого работали на платформе Windows NT, а пользователи - на Windows 95.

Что мешает росту популярности электронной торговли

Консорциум CommerceNet провел опрос среди более чем 9 тыс. жителей США и Канады в возрасте старше 16 лет. Согласно полученным данным, сегодня Internet пользуется около 58 млн. взрослых граждан этих стран, причем более половины из них выходит в Сеть не реже одного раза в сутки. Число пользователей Web измеряется теперь 48 млн. человек. Из них почти 10 млн. совершали в Web покупки - прирост за год составил примерно 50%. Однако больше половины пользователей Паутины даже не предполагают обращаться за покупками в Web в будущем. Одна из преград на пути Internet-торговли - недостаточная осведомленность; лишь очень немногие слышали о гарантиях безопасности, обеспечиваемых применением протокола SSL (14%), и еще меньше (8%) - о службе TRUSTe, выдающей специальные сертификаты безопасности узлам Сети. Электронной же почтой пользуется около 59 млн. американцев (26%). Пользователи Internet прибегают в течение суток к услугам электронной почты вдвое чаще по сравнению с теми, кто не располагает доступом в Сеть. Каждый пятый пользователь электронной почты подписан хотя бы на один список рассылки, а менее половины из них пожаловались на получение, хотя бы однажды, непрошенного рекламного объявления.


Телефон-автомат для электронной коммерции

Начинающая фирма из Гонконга IMagic Infomedia Technology дебютировала на американском рынке с устройством PowerPhone. Оно представляет собой телефон, который дает пользователям возможность получать на сенсорном экране разного рода информацию. Сенсорный экран начинает работать при снятии телефонной трубки.

В Гонконге эксклюзивные права на PowerPhone предоставлены телекоммуникационной компании New World Telephone, которая уже располагает приблизительно 200 установленными устройствами. В числе пользователей PowerPhone - администрация гонконгского аэропорта, железнодорожная компания и выставочный центр.

"Хотелось придумать для этого устройства новый термин, поскольку это, конечно, вовсе не телефон-автомат в обычном понимании", - заметила Цанг, проводившая демонстрации PowerPhone на выставке Comdex.

Термин, на котором остановились в компании iMagic, - "мультифон". После активизации сенсорного экрана телефон дает пользователям возможность выбрать один из языков и затем получить доступ к информации об отелях, ресторанах, ночных развлечениях, близлежащих островах, воздушном сообщении, банках и погоде - в зависимости от конкретной реализации аппарата.

Устройство PowerPhone позволяет также воспользоваться услугами электронной коммерции, причем потребители выбирают товары, которые они намерены приобрести, а для оплаты покупки вставляют свои кредитные карточки в расположенный на устройстве слот. Администрация аэропорта приспособила свои PowerPhone для беспошлинной торговли, и, таким образом, пассажиры, ожидающие вылета, могут приобрести, например, вино или сигареты прямо в аэропорту.

Как отметила Цанг, базовая цена устройства составляет от 15 до 20 тыс. долл. Сюда входят первоначальные затраты на установку оборудования. Затем к ним добавляется еще некоторая сумма в зависимости от требований к аппаратному и программному обеспечению.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями