Будучи единственной в своем роде компанией, Apple регулярно напоминает о себе выставками. Очередной "Мир Маков" - Macworld - проходил в Сан-Франциско с 6 по 9 января.

От выступления нынешнего главы Apple Стива Джобса ожидали очень многого. Во-первых, имени его преемника на посту исполнительного директора. Во-вторых, каких-либо совместных с Oracle инициатив - не зря же глава последней, Эллисон, входит в совет директоров Apple. Ну и еще чего-нибудь эдакого, чем Джобс мог бы скрасить для "мира чистогана" неблестящие финансовые дела компании. Из-за прогнозируемых убытков стоимость акций Apple падала даже перед выставкой.

Накануне открытия Филип Валли, курировавший от Apple европейских журналистов, предупредил нас, чтобы мы прибыли на речь Джобса за час, а лучше - за два.

Хотя, конечно, для прессы будут отведены специальные ряды, все же, по прогнозам Валли, в двухтысячный зал набьется тысяч пять человек - журналистов, участников выставки, организаторов и тех, кто не пожалел 195 долл. за возможность принять участие в конференции (обычный билет стоил 40). Прогноз Валли не совсем оправдался - на речи Джобса присутствовало около 3,5 тысяч фанатов. Именно фанатов. Несмотря на то что изрядная часть присутствовавших - люди, видавшие виды и слышавшие на своем веку немало громких заявлений и обещаний, речь Джобса то и дело прерывалась бурными изъявлениями восторга.

Дабы разнообразить свое выступление, CEO Apple сделал несколько вставок - презентаций представителей Microsoft, Oracle, Macromedia и ряда других компаний, старшего разработчика Quick Time, рассказавших о продуктах, созданных для платформы Macintosh. Все они так же были встречены очень тепло.

Стратегия и стратегические партнеры

Особо приветствовали руководителя отдела Microsoft по разработке продуктов для MacOS. На душевные раны фанатов пролили елей: Microsoft, инвестировавшая в Apple 150 млн. долл., ведет себя по отношению к объекту инвестиций уважительно. Коммерческая версия MS Office 98 для платформы Macintosh появится в конце зимы, то есть на несколько месяцев раньше, чем вариант для Windows. Бета-версия пакета и Internet Explorer для Macintosh вовсю демонстрировались на стенде Microsoft.

Представитель Oracle также собрал свой урожай аплодисментов, рассказав о разработанных его компанией полусотне Java-приложений для платформы Macintosh. Сотрудничество с Oracle, позволяющее подняться на корпоративный уровень (на платформе Macintosh работают более 30 программ из семейства Oracle Applications), особенно ценно для Apple в преддверии выхода серверной операционной системы Raphsody (на выставке демонстрировалась ее бета-версия и соответствующие приложения, написанные как в Apple, так и независимыми разработчиками), которая вкупе с серверами на процессоре G3 и бизнес-приложениями позволят Apple выйти на новые рынки. Возможно, на новую ОС будут перенесены и некоторые серверные разработки Oracle. По заверениям разработчиков, она сможет ничуть не хуже работать и на IBM-совместимых ПК. Это позволило злым языкам предсказать, что с появлением столь "хорошей" ОС, стабильно работающей на "плохих" ПК, покупатели могут отвернуться от дорогой (и тоже "хорошей") техники самой Apple.

Но это лишь предположения, а пока независимые разработчики, по отношению к которым Apple стала гораздо более дружелюбной (такова нынешняя политика компании), получили в свое распоряжение бета-версию операционной системы Rhapsody и представили на выставке изрядное количество разработок для нее. Среди них была и основанная россиянами компания Stalker, разрабатывающая средства разделения сетевых ресурсов (сканеры, модемы) и средства коммуникаций.

...но и сам не плошай

Всего к выставке выпустили новые продукты (или модернизировали старые) около 50 компаний. Показала новинки и Apple: кроме упоминавшейся Rhapsod, это MacOS 8.1; Quick Time 3.0; и Power Macintosh G3.

Новая версия операционной системы MacOS 8.1 поступит в продажу уже в феврале (локализованные - появятся в апреле). Ее основные особенности: значительно улучшена работа с Java; более эффективная файловая система HFS+; встроенная поддержка DVD; оптимизирована работа с виртуальной памятью; новая система кэширования дисков; способность печатать в сетях TCP/IP; улучшенная совместимость с ПК. С системой поставляются Microsoft Internet Explorer 3.01 и Netscape Navigator 4.04, однако по умолчанию используется первый.

Выход новой версии подлил масла в огонь споров о клонах. Политика Apple в отношении клонмейкеров вызывает у всех, связанных с ее продукцией, двоякое чувство. С одной стороны, отсутствие клонов на протяжении большей части истории Apple позволяло не задумываться над проблемами совместимости. С другой - это сказалось на доле рынка настольных систем, занимаемых продукцией Apple. Кроме того, любой монополизм по определению приводит к печальным последствиям.

Ныне клоны производит лишь компания Umax. Ее лицензия на MacOS 8.0 заканчивается в середине лета. Скорее всего, она будет иметь возможность ставить на свои системы и MacOS 8.1. Однако о продлении лицензии пока ничего не слышно, и большинство склоняется к тому, что и компания будет вынуждена уйти с рынка клонов. Обычно такая жесткая позиция Apple объясняется тем, что клоны не увеличили долю рынка "Apple-совместимых" компьютеров - они "отъели" часть ее рынка. Естественно, в таком качестве клонмейкеры не нужны компании Джобса.

Другой "ударный" продукт Apple - новая долгожданная (по мнению многих, несколько запоздавшая) версия Quick Time - 3.0. В отличие от предыдущих, эта версия будет работать абсолютно одинаково и под MacOS, и под Windows. Для усиления программы Apple лицензировала разработки компаний QDesign (технологию сжатия аудиофайлов до 1% от их исходного размера без потери качества QDesign Music), Qualcomm (технологию PureVoice сжатия речи приблизительно в 10 раз), Sorenson Vision (одноименную технологию упаковки видеоизображений) и некоторых других. Продукт снискал уважение у сторонних разработчиков - QuickTime оказался единственным прикладным продуктом, удостоившимся специального стенда разработчиков. Так что планы Apple потеснить Real Video/Audio и заработать большие деньги вполне осуществимы.

Еще одна новинка - компьютеры с процессором G3 (ранее называвшимся Power PC 750) уже приносят немалую прибыль. Достаточно сказать, что вместо плановых 80 тысяч Apple продала за квартал 133 тысячи. Этому поспособствовал и ряд удачных маркетинговых инициатив компании: хорошо пошли продажи заказных конфигураций через Internet (онлайновый магазин Apple, открытый 10 ноября, попал в десятку самых крупных коммерческих сайтов в Сети). Пока узел обслуживает лишь жителей США и Канады, но, как заявил на встрече с европейскими журналистами директор Apple Internet Commerce и Service Филип Буссю, весной аналогичная система заработает и в наиболее "продвинутых" странах Европы - предположительно в Германии и в какой-нибудь из скандинавских.

Один из крупнейших розничных продавцов компьютеров - CompUSA - переоборудовал 57 магазинов, выделив в них специальное пространство для продукции Apple, что привело к резкому росту продаж. Ранее их объем составлял около 3% от общего оборота магазинов CompUSA. В переоборудованных торговых точках он поднялся до 14%. Теперь эта торговая компания - один из крупнейших розничных продавцов на компьютерном рынке - планирует перестроить аналогичным образом и остальные магазины.

Кроме того, компания продолжала снижать свои операционные издержки - с 353 млн. долл. в прошлом квартале до 313 млн. в нынешнем. Итого, при обороте в 1,6 млрд. (половина пришлась на США) компании удалось получить прибыль в 45 млн. долл. Это Джобс сообщил под самый конец выступления, сделав вид, что чуть не забыл о подобной "мелочи". "Мелочь", естественно, вызвала очередную бурю ликования - даже накануне выставки акции компании понемногу падали, ибо все аналитики дружно высчитывали убытки, сходясь на 200-210 млн. Естественно, после столь эффектной концовки выступления Джобса акции Apple подскочили на 19%. А наряду с хрестоматийными "Think different", "Think first" и "Think more" у компании появился слоган "Think profit", которым Джобс и закончил свое выступление.

Столь ударный конец помог ему обойти упоминавшийся вопрос о постоянном исполнительном директоре компании. Воистину, нет ничего более вечного...

Все для потребителя!

Сама по себе Macworld Expo/San Francisco была в значительной мере "консьюмерской" выставкой, то бишь ориентированной на конечного пользователя - в каждом из залов можно было найти магазинчик, порой не один, недорого распродававший расходные материалы, колонки, наушники, дисководы, а то и принтеры.

Те же, кто на выставке ничего не продавал, завлекали посетителей лотереями, викторинами, раздачами значков и т. д. Более всего было видно (и слышно) компанию Iomega. Пройти мимо ее маркетинговой активности было невозможно - многочисленные стендистки пригоршнями всучивали проходящим разнообразные значки и украшали открытые части тел посетителей фирменными переводными картинками. А выпуск продукта Click! подвиг ее на широкую раздачу специально изготовленных мини-трещоточек, не смолкавших ни на минуту все четыре дня. Среди прочих крупнейших (по размерам стенда) участников выставки - Epson, Umax, Microsoft, Adobe, ATI, Wacom, Intergraph.

От "работы с конечным пользователем" уклонились лишь на специализированных стендах разработчиков - Business Solution Pavilion, Developer Central, разработчиков для Quick Time и на некоторых экспозициях самой Apple.

Описывать экспонаты особого смысла нет - большая часть демонстрировавшегося до России не дойдет, или дойдет под другими названиями и в ином виде. Можно отметить лишь, что наряду с традиционными издательскими пакетами появилось большое количество продуктов для работы в Internet. Особенно это было заметно по сопутствовавшим выставке конференциям - Сеть упоминалась в названии почти каждой второй из них.

Заключение

Джобс - безусловно удивительный человек, способный эффектной речью выжать максимум из относительно небольшой прибыли. Однако творить чудеса ежеквартально довольно трудно, да и срок действия их не так уж велик (снижение курса акций возобновилось уже через пару дней, правда "падали" тогда почти все). На его выступление сходятся тысячи поклонников Apple. Однако в деловых кругах напряжение, связанное с ожиданием постоянного исполнительного директора, все нарастает - управление компанией "на общественных началах" в большом бизнесе пока не прижилось (и вряд ли приживется).

Apple, безусловно, один из технологических лидеров рынка. Вопрос, как всегда, в том, сможет ли компания довести свои высокотехнологичные изделия до товарного вида (в широком смысле слова). Или, как в связи со взаимным лицензированием разработок, осуществленным Apple и Microsoft, заметил один аналитик, для компании лучше всего было бы превратиться в отдел передовых разработок империи Билла Гейтса, который бы продвигал созданное "Евангелистами", "Мастерами" и "Впередсмотрящими" (название должностей в Apple) в широкие массы.


Российские партнеры Apple о Macworld Expo

Выставку посетила делегация DPI - российского IMC компании Apple. По мнению Петра Захарова, менеджера по новым продуктам Apple, четыре основных события Macworld - положительные итоги первого квартала 1998 финансового года; выход новой версии QuickTime, способный потеснить Real Audio/Video; появление Microsoft Office'98 и продуктов от Oracle; MacOS 8.1 и компьютеры с процессором G3.

Андрей Туров, директор DPI по маркетингу, полагает, что выставка достаточно сильно повлияла на общественное мнение: курс акций вырос, вернулось доверие корпоративных пользователей (благодаря MS Office'98), а происходящие изменения свидетельствуют о том, что в Apple знают путь оздоровления компании и не без успеха двигаются в данном направлении. Впрочем, насколько твердо Apple стала "думать по-другому" ("Think different!"), по его мнению, покажут результаты второго квартала и выход новых операционных систем - Allegro и Rhapsody. Пока реакция российского рынка вполне положительна, и компьютеры Power Macintosh G3 пользуются немалым спросом. Однако дальнейшее во многом будет зависить от поддержки разработчиков российского ПО, в частности - от реакции пользователей на русскую версию MacOS 8.


Стратегическое партнерство - стратегическим партнерством, но старые обиды не проходят. На Macworld широко продавалась коробка с пародией на Windows 95 - Microshaft Winblows. Один из наиболее активных продавцов чем-то напоминал Билла Гейтса. На всякий случай на нем было написано "Это не тот Билл". Конечно, придумала игрушку не Apple, но в фирменном магазине компании в Купертино она тоже была. Надо сказать, что Microsoft, при всей своей агрессивности, пародии на конкурентов и, тем более, на стратегических партнеров не производит и не распространяет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями