Семейный бизнес
Ждем-с...
Делай, что можешь, знай, чего не можешь
Web-мастер - кто он?

Семейный бизнес

Думаю, что не сильно ошибусь, заявив, что практически все отечественные компании когда-то начинались как "семейные". И все основатели были друг с другом в родстве

Сергей Юрлов
CW-R Карьера

Помните, как представляет участников телепередачи ведущий программы "Счастливый случай": "А это муж двоюродной сестры главы семьи". Примерно так. Хотя функцию семьи успешно выполняли сообщества многолетних друзей.

Впрочем, на начальном этапе это представляется вполне закономерным. На старте необходимо опираться на близких и проверенных людей. А если быть до конца честным, то в период становления бизнеса и опираться-то больше не на кого.

Дальше, как известно, дела у "глав семей" пошли по-разному. И особенно неважно они сложились у тех, кто "семейственность" ставил выше интересов бизнеса, а качества деловые ценил ниже принадлежности к клану. Впрочем, это уже несколько банально, так как все авторы учебников по менеджменту слишком любят данную тему.

Нас интересует другое. А точнее - наемный специалист, работающий в "семейном бизнесе". Итак, когда становится известно, что та или иная компания попадает в категорию "семейных"? Как правило, это выясняется уже на стадии интервью. То есть до принятия на работу и подписания какого-нибудь контракта. Если человек (наемный специалист и уж тем более менеджер) понравился, он непременно услышит, что "фирма - наша большая семья, мы бодры, веселы, а генеральный всем как папа..." И вот тут можно смело спрашивать (в наиболее дружелюбной форме, разумеется) о наличии семейных и прочих тесных связей в компании. Чаще всего это не только не скрывается в "семейном бизнесе", наоборот - этим гордятся! "Ах, ну что вы! У нас тут все так хорошо: вот и супруга генерального (почему-то чаще всего маркетинг и/или кадры), а вот деверь зятя брата тети и его двоюродный племянник, а еще... впрочем, вы не думайте, что это как-нибудь может отразиться на вашей работе. Мы очень милые люди и гордимся этим!" Стоп! А вот здесь стоп, и еще раз всю картинку, но с другой стороны.

Семья - хорошо, но узок круг родственников,и вы - "человек извне" - вряд ли в него войдете. Что еще хорошего в классических фамильных предприятиях? Доходы должны получать сами знаете кто - члены семьи. Не очень трудолюбивого (умного, прилежного - далее по списку) сотрудника, принадлежащего к клану, уволить очень непросто - родные не поймут. А злость руководителя будет накапливаться, и срываться он будет почему-то на вас.

Разумеется, само по себе наличие в компании нескольких родственников (друзей - одноклассников, однокурсников) еще ни о чем не говорит. Вопрос в другом: насколько здесь это "запущенно"?

Иногда отцы-основатели (отец-основатель) понимают, что дела, "благодаря" культу семейственности, идут "не очень". Мягкость, когда речь идет о бизнесе, поистине смерти подобна. Необходима определенная жесткость: уволить того, кто мешает, и пригласить на его место профессионала со стороны -специалиста или менеджера с незамутненным взглядом. Тот, кто в свое время поступил так, сейчас на гребне волны. И вот руководитель "семейного предприятия" решается на реформу семейного же масштаба. Возможно, вам "повезет" и вы попадете в компанию именно в такой период. Скажем, если вас для того и нанимали, чтобы осуществить реформу на практике. В этом случае хочется пожелать прежде всего мужества, ибо "семейное лобби" будет отнюдь не на вашей стороне. И доказывать, что вы не верблюд, вам придется регулярно и ежедневно.

Если политика фирмы сводится к тому, чтобы не допустить чужих в свои "семейные" дела, и вы чувствуете, что порой ваши начальники делают серьезные ошибки в управлении, - есть вероятность, что фирме жить недолго. Коли вам нужен небольшой стартовый опыт - возможно, вы успеете его получить.

Интересные наблюдения: чем умнее, интеллектуальнее бизнес, тем меньше "семейных" предприятий. Неудивительно, что компьютерный рынок, один из самых интеллектуальных, одновременно в числе наименее "семейных".

Давать рекомендации руководителям "семейных бизнесов" - дело крайне неблагодарное. Особенно с учетом того, что за большинством старых известных "семейных" торговых марок (будь то "Форд" или "Давыдофф") давно уже не стоит одноименной семьи. А вот наемным специалистам и менеджерам кое-что посоветую. Как рекрутер специалисту.

Итак, совет рекрутера специалисту - не члену семьи: будьте готовы к тому, чтобы оказаться "крайним" практически в любой неприглядной ситуации. И еще: если вы серьезно намереваетесь строить собственную карьеру - поверьте, существует масса гораздо более подходящих мест, нежели семейные конторы.

Совет рекрутера специалисту - члену семьи. Товарищ! Это как раз тот случай, когда амбиции - очень полезная вещь. Во-первых, за позолоченной клеткой семейственных отношений очень часто теряется реальное восприятие рынка труда. Не всегда в семейном бизнесе можно адекватно оценивать свои способности. В материальном выражении они могут быть преувеличены или, представьте, преуменьшены. Системы координат совершенно другие. Во-вторых, родственники (и даже близкие друзья) иногда осточертевают, когда видишь их постоянно. В-третьих, хорошая семья со своим бизнесом никуда не денется, а если сможешь раскрутиться отдельно от нее - только гордиться будет. И никакой дядя (брат, тесть) не попрекнет, что, мол, только благодаря ему... Понятно, о чем речь?

А напоследок - небольшая история из жизни. Один мой приятель (грамотный специалист-компьютерщик) продолжительное время работал экспедитором в семейном предприятии. Потому что ему там хорошо платили. Два года он там работал. Пока фирма не разорилась (с кем не бывает?). Высокооплачиваемый экспедитор с опытом работы в семейном предприятии - хорошо звучит, да?

P.S. Почти закончив статью, выхожу покурить вместе с сестрой одной из сотрудниц нашего агентства, недавно устроенной на работу в Издательский дом "Открытые системы". К нам присоединяется консультант агентства, который, между прочим, предлагает взять к нам на работу его родственницу. А что? Надо подумать...


Ждем-с...

Хорошо , если вы только начинаете подумывать о поиске новой работы и пока не уверены, хотите ли вы вообще что-либо менять. Так, на всякий случай, раскидали свое резюме по всевозможным агентствам, поделились с друзьями (мол, если что подвернется, не забудьте обо мне), и по-прежнему продолжаете вести размеренный образ жизни: ходите каждый день на работу и получаете все те же деньги. В общем, живете так, как привыкли.

Хуже, когда все осточертело, работа не устраивает, причем уже давно, или ее просто нет. Вы сделали все, казалось бы, от вас зависящее, чтобы подыскать что-то новое, но все как-то не складывается. Вот тогда начинается то, что выводит из себя большинство людей - мучительное ожидание. Часы и дни тянутся невероятно долго, вы нервничаете, возникает чувство опустошенности. В связи с вышесказанным давайте рассмотрим, чего во время ожидания делать не стоит, а что, напротив, совсем не повредит, а даже поможет.

Если вы разослали свое резюме и вам обещали в ближайшее время перезвонить, не нужно делать следующих вещей.

  • Садиться перед телефоном и гипнотизировать его взглядом. Совсем не обязательно, что вам позвонят сегодня же или на следующий день. Не исключено, что после недельного молчания телефон вдруг зазвонит, и у вас появится "прекрасный шанс" от неожиданности лишиться голоса или начать заикаться.
  • Обрушиваться, подобно снежной лавине, на нечаянно пригласивших вас куда-нибудь "невовремя". Если с вами действительно хотят поговорить, сеанс связи состоится и парой часов позже. Но не стоит и увлекаться, например отправляться куда-нибудь в загранпоездку.
  • Без устали ходить целыми днями взад-вперед. Ваша нервная система может взять с вас пример и тоже начать "ходить ходуном", а окружающие (как обычно, "не равнодушные" к чужому горю) помогут расшатать ее окончательно.
  • Слишком много курить. Вы изрядно навредите своему здоровью и прокоптите жилище.
  • Тянуться за помощью к алкоголю. Спиртное не заглушает, а лишь усиливает чувства, следовательно, вы будете страдать еще больше.
  • Перебирать в голове все известные ругательства.
  • Опускать руки и прекращать ждать - надежда умирает последней.

    Ждать необходимо активно. Для начала нужно выяснить причины задержки. Разговаривая с консультантом из кадрового агентства, уточните, сколько вам следует ждать звонка, и договоритесь, что в случае чего сможете позвонить сами. Этим вы избавите себя от терзаний - удобно или неудобно самому проявлять инициативу.

    Скрасить ожидание можно, придумав для себя какое-нибудь продуктивное и приятное занятие. Например, почитать книгу (но только если она действительно суперувлекательна); заняться отгадыванием кроссвордов; откопать в компьютере игру, которая займет массу времени.

    В ожидании новой работы самое время подумать о своем имидже. Возможно, его нужно сменить - таким образом может поменяться и ваш образ жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    -Нина Игнатенко - психолог кадрового агентства Enter

    Делай, что можешь, знай, чего не можешь

    Кен Хенли
    Computerworld, Канада

    Недавно мне показали книгу, которая называлась "Делай, что можешь". Этот немудреный заголовок натолкнул меня на следующие рассуждения.

    Будучи специалистами в области информационных технологий, мы должны заниматься тем, что более всего отвечает нашим интересам, способностям и полученной квалификации; в этом случае наш труд будет эффективен. Кроме того, можно со значительной долей вероятности утверждать, что во всех прочих направлениях деятельности нам вряд ли удастся особенно преуспеть.

    Логично я рассуждаю?

    Хорошо. Но если вы (как и большинство специалистов по информационным технологиям) сильны именно в технических вопросах, а не в менеджменте, почему вам там хочется возглавить отдел разработчиков? Если вы лучший специалист по Unix в вашей компании, зачем претендовать на должность менеджера проекта?

    Ответ прост. Наиболее ответственные и/или высокооплачиваемые должности в большинстве организаций, представляющих сферу информационных технологий, так или иначе связаны с выполнением управленческих функций.

    Увы, за редким исключением в компаниях нет условий для профессионального роста технических специалистов, что свидетельствует о недооценке роли высококвалифицированных сотрудников. Более того, лучшие из лучших активно переманиваются на руководящие должности в сферу управления. К сожалению, слишком часто итогом подобных кадровых игр становится так называемое "несоответствие занимаемой должности".

    Обычно если работнику удалось показать себя хорошим программистом, считается, что он мог бы стать неплохим системным аналитиком. В некоторых случаях это утверждение оказывается справедливым. На следующем этапе делается вывод о том, что сильный системный аналитик мог бы стать хорошим начальником отдела или менеджером проекта.

    Сказать, что в подобных рассуждениях имеются слабые места, значит не сказать ничего. Зачастую они оказываются в корне ошибочными! Люди с так называемой технической жилкой, как правило, не проявляют себя талантливыми руководителями, а их ценные знания остаются невостребованными. Хуже того, исправлять подобные ошибки чаще всего никто не торопится. В результате человек занимает не свое место, испытывая отвращение к работе. Это может случиться с каждым, но только при одном условии: если к такому повороту событий не подготовиться заранее.

    Если вы подозреваете, что предлагаемая должность не вполне отвечает вашим склонностям и интересам, это еще не причина, чтобы от нее отказываться. Это не значит, что я призываю вас бездействовать. Во-первых, необходимо составить план работы над теми вещами, которые вам не вполне удаются. Во-вторых, если позиция все же окажется проигранной, надо быть готовым к отступлению. Новое дело хорошо начать с идентификации проблем, с которыми предстоит столкнуться. Поговорите со своим наставником (а если у вас его нет, обязательно найдите!), коллегами, которым вы доверяете, друзьями, супругой. Определите, где ваши слабые места, составьте их список.

    Мой дед любил говорить, что если ты один считаешь себя идиотом, ты можешь и ошибаться. Если же все вокруг только об этом и твердят, то, скорее всего, ты действительно идиот.

    Впрочем, я отклонился от темы. Вернемся к борьбе с собственными недостатками. Если вам хочется расправить крылья и заняться каким-то новым делом, подготовьте план преодоления себя (который должен быть реализован независимо от степени вашей загруженности) и план отступления на случай, если карты лягут не в вашу пользу.

    Если вам все же придется оставить должность, лучше сделать это по собственной инициативе. В противном случае руководство обнаружит ваши недоработки, вам все равно придется уйти, однако с гораздо большими потерями как для общего дела, так и для вашей карьеры. Добровольный и своевременный уход будет свидетельствовать о том, что вы способны трезво оценить как ситуацию в целом, так и свои силы и возможности.

    Даже если в вашей организации не ценятся высокая квалификация и профессионализм, нужно научиться играть на своих достоинствах, трезво оценивая недостатки и, по мере возможности, стараться с ними совладать. В этом залог успеха вашей карьеры.


    Web-мастер - кто он?

    Кем был до этого

    Технический специалист по ПК 22%
    Системный администратор 30%
    Программист 24%
    Администратор сети 16%
    Специалист по графике 2%
    Другое 6%

    Где научился

    На работе 57%
    На специализированных курсах 16%
    С помощью книг и руководств 15%
    С помощью интерактивных документов и материалов на CD-ROM 11%
    Другое 1%

    На основании опроса 100 Web-мастеров

    Источник: Intranet Institute

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями