Picture
В кресле гостя: Эстер Дайсон
Читатели Computerworld давно знакомы с острыми аналитическими и прогностическими статьями Эстер Дайсон. Сейчас информационные технологии привлекают все больше людей, прежде не имевших к ним никакого отношения. Дайсон, возможно, более известная как создатель аналитического бюллетеня Release 1.0, своими публикациями вызвала интерес совсем непохожих между собой изданий - Vanity Fair, Newsweek и Business Week.

В предлагаемом ниже отрывке из ее новой книги Release 2.0: A Design for Living in the Digital Age ("Проектирование жизни в цифровую эпоху") Дайсон исследует модели поведения, которые позволяют рассчитывать на успех при поиске работы в условиях рынка информационных технологий, полностью ориентированных на Сеть.

На рынке труда, который все больше завоевывает Internet, постоянно растет разрыв между профессионалами высочайшего уровня и работниками, более или менее отвечающими предъявляемым требованиям. Но для успешной карьеры необходимы не только творческий блеск или интеллект, но также качество, которое психологи называют социальной установкой. Именно она порой помогает работнику найти тот уровень культуры и коллектив, которые ему подходят.

На что же нужно обращать внимание соискателям? Вот четыре основных условия.


Способность к творчеству и интеллект

Способность к творчеству, художественному или интеллектуальному. Мир меняется все стремительнее, и лидировать в нем скоро будут компании не просто с великолепно отлаженной технологией, а с неиссякаемым запасом новых идей и технологий. Работники будут оцениваться по их потенциальным возможностям, а не по тому, что они произвели.

Успех будет сопутствовать тем, кто способен придумать что-то и обеспечить своей компании роль лидера или помочь ей сохранить завоеванные позиции. Главным звеном в бизнесе станет проектирование - новых продуктов, новых процессов, и даже новых моделей того же самого бизнеса. Компании вряд ли могут рассчитывать на победу в напряженном соревновании, если не сумеют обеспечить высокий уровень культуры производства, совершенствуемый в процессе работы над новыми проектами.

От работников все больше требуется способность думать, а не слепо следовать заведенному порядку. Заведенный порядок можно автоматизировать или, по крайней мере, передоверить контроль за его соблюдением специализированным фирмам - конечно, при условии, что эти организации будут решать знакомые задачи более оперативно, потому что их основное предназначение - вы догадались! - предлагать новые, более эффективные способы реализации старых задач.

Тот, кто хорошо выполняет порученное дело, сможет выжить, но такой человек не будет заметен в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Специалисты по сопровождению будут оцениваться по их способности чутко реагировать на изменения, одновременно следуя принципам здоровой корпоративной культуры. Они призваны воплощать в жизнь безумные идеи мечтателей и первопроходцев.

Личные качества в реальном времени

Еще одно очень важное условие - личностные качества, если так можно выразиться. Преимуществами будут пользоваться те, кто быстро думает. Вы умеете быстро отвечать, и не страдаете тугодумием? В эпоху Internet не остается времени на раздумий, гораздо важнее хорошая реакция - на сообщения, присылаемые по электронной почте или при взаимодействии в реальном масштабе времени в процессе (электронной) печати и видеоконференции. Способность быстро принимать решения становится более актуальной, чем традиционная производительность. Пишущая и редактирующая публика, задумчиво обдумывающая каждое слово, на некоторое время сохранит свои позиции, но все больше и больше будут ценить людей, умеющих писать и думать в реальном времени и принимающих живейшее участие в интерактивных мероприятиях. Безусловно, все вышеупомянутые способности оттачиваются в Internet, подобно тому как с помощью игрушечных солдатиков, машинок, пианино и кукол маленьким детишкам прививаются необходимые полезные навыки. То, чем люди до этого занимались на досуге, отныне будет оплачиваться. (Как например... труд профессиональных теннисистов.)

По мере распространения Internet возрастет потребность в людях, умеющих делать работу, эквивалентную интерактивному или телефонному взаимодействию в видеосреде - то есть выполнять удаленное обслуживание заказчиков. Продавцы магазинов начнут работать в интерактивном режиме, но покупатели, вероятно, будут избавлены от лицезрения постных физиономий работников прилавка, раздраженно отмахивающихся от назойливых посетителей фразой: "Вон там!" Квалифицированные работники помогут клиентам разобраться в сложных инструкциях или дадут совет покупателям, жаждущим получить личную консультацию. Я знаю, что использование информационных систем со временем станет еще проще, но все равно покупатели наверняка предпочтут общаться с людьми, а не экспертными системами. Гораздо приятнее выслушать от человека, а не от машины, что этот свитер очень подходит к этой юбке. Кому нужен изрекаемый компьютером совет по уходу за ребенком? Способность убеждать - это все же прерогатива личности, а не бездушной машины.

Когда речь заходит о качествах, которыми должен обладать работник в реальном масштабе времени, я сразу же вспоминаю одну из стюардесс компании Southwest Airlines, поразившую меня своей способностью ориентироваться в ситуации. Когда двери самолета закрылись и большинство пассажиров заняли свои места, она взяла микрофон и обратилась к нам со следующими словами: "Прошу внимания! У нас здесь небольшая проблема - среди доставленных на борт продовольственных запасов не оказалось орешков. В принципе, мы можем эту проблему уладить минут за пятнадцать. Дело в том, что служба питания обещает доставить их через некоторое время... но я не могу гарантировать, что нам не придется ждать их долго. Другой вариант - мы можем улететь прямо сейчас, не дожидаясь этих орешков. Друзья мои, я предлагаю вам проголосовать..."

Конец ее речи заглушили крики: "Летим сейчас!" "Привезите орешки!" "Пока есть пиво, кому нужны орешки?" Мы улетели по графику, и никто не жаловался на отсутствие орешков. У нас был выбор, и мы его сделали.

Самомаркетинг

В прошлом компании были черными ящиками, производящими какую-то продукцию. На виду была лишь небольшая группа, составленная в основном из работников по связям с общественностью и с инвесторами, и, возможно, двух-трех высших руководителей. Фирмы, выпускающие потребительские товары, в своих рекламных акциях редко использовали кого-либо из служащих (за исключением разве что Ли Лакокка и Chrysler). Другое дело - фирмы, занимающиеся предоставлением услуг, скажем компании, осуществляющие воздушные перевозки, которые, стараясь перещеголять друг друга, обзаводятся улыбчивыми стюардессами, или предприятия розничной торговли, воспитывающие в своих сотрудниках (есть и такие) патологическую предупредительность. Но даже в этих структурах большая часть персонала сосредоточена внутри, основной же штат проектирует и создает продукцию, или, может быть, готовит рекламу или документацию. Продукты и реклама говорили сами за себя.

В мире, где существует цепочка услуга - информация - Internet все происходит наоборот. Увеличивается внешняя "поверхность" компании, составляя оболочку, внутри которой очень мало что содержится.

Поверхность, которую бизнес оставляет открытой, нуждается в чем-то большем, чем просто почта, даже специальная, заказная, типа самоконтролируемой службы Federal Express. У компаний должно быть узнаваемое лицо в интерактивном режиме, то есть им следует опираться на личности.

Соответственно, спросом будут пользоваться работники, которые могут себя подать. В мире, где первенство в соревновании достигается либо за счет нового проекта, либо за счет активности сотрудников, преуспеет та фирма, которая сумеет первой заявить о своих новых планах.

Личность - это олицетворение компании в окружающем мире. Возьмем, к примеру, Дженифер Уорф, вот уже несколько лет подряд ведущую Web-узел Barbie, который очень быстро стал местом горячих дискуссий о Барби, центром торговли костюмами и даже куклами. Его деятельностью, в конце концов, заинтересовались даже в самой компании Mattel. Польщенная вниманием, Уорф дала понять, что не прочь после окончания университета Индианы работать с Mattel. Но вместо приглашения на работу она получила письмо из юридического отдела Mattel с предупреждениями об ответственности за нарушение авторского права. Она переделала узел, убрав из него все, что имеет отношение к Mattel, и теперь использует фотографии только собственных кукол.

Не попав на работу в Mattel, Дженифер превратила свое занятие в хобби. Конечно, для Mattel главное в этой истории было защитить имидж и интеллектуальную собственность компании, но мне кажется, они упустили отличный шанс.

Те, кому везет

Как-то я спросила руководителя одной из итальянских фирм, входящей в AT&T, в чем заключаются его обязанности как администратора, и навсегда запомнила его ответ: "Я поглощаю неуверенность". При возникновении сбоев в работе основная нагрузка ложится на тех, кто может создать устойчивость из хаоса. Этот человек, Витторио Кассони, старается создать максимально комфортные условия для своих работников, чтобы они могли проявить свои лучшие профессиональные качества.

Совокупность таких качеств, как искусство управления, умение быть лидером, рассудительность, готовность к сотрудничеству и риску, ровность характера - составляет понятие, называемое эмоциональным интеллектом. Умело проведенное собрание с партнерами или заказчиками как в конференц-зале, так и по Сети - своего рода искусство, но делать это придется на глобальном уровне и в течение долгого времени. Надо уметь будоражить и успокаивать людей, учиться разрешать споры, вскрывать причины конфликта, не бояться принимать решения от имени фирмы.

Как привлечь работников

Когда товары и машины выпускаются в массовых количествах и по низкой стоимости, растет ценность каждого отдельного работника. Как привлечь дополнительных сотрудников? Через специалистов, которые будут целенаправленно заниматься поиском новых работников. Ведь даже при той свободе перемещения по динамичному рынку труда, которую обеспечивает Internet, немногие люди действительно способны методично и упорно искать и находить то, что им нужно. Они хотят обрести стабильность, друзей и хорошие отношения, хотят быть в коллективе. В хорошей компании работников, так же как и заказчиков, - удерживает эмоциональный интеллект, о котором уже шла речь, присутствие людей, для которых и с которыми им нравится работать. Все, за очень редким исключением, предпочитают трудиться с теми, чье общество доставляет им удовольствие и чьи деловые качества они уважают.

В самом деле, компания - это коллектив. Наилучшая стратегия для компании - привлекать работников и стимулировать их, не только при помощи зарплаты, но и путем создания условий для их преуспевания. Огромное значение имеет слаженная работа команды, будь то управление с "упрямыми" машинами или творчество, связанное с чудесами мультимедиа.

Это не значит, что все компании станут напоминать одинаково счастливые семьи. Их внутренняя культура все равно будет различаться, и, возможно, даже больше, чем теперь, так как люди быстрее освоят процесс поиска подходящей для них среды - агрессивной, ориентированной на продажу, технической и замкнутой, формальной или неформальной. В общем и целом, компании, сотрудники которых с воодушевлением относятся к своей работе, обречены на преуспевание.

Получив больше возможностей, мало кто из специалистов станет терпеть, если компания не будет проявлять должный интерес к их нуждам.

В будущем многие сами смогут диктовать условия, не рискуя своим положением, как это происходит сейчас. Люди, которые не очень уютно чувствуют себя в коллективе, начнут работать в одиночку, заключая внешние договоры на обслуживание.

Эти две силы - независимость и необходимость внедрения в коллектив - часто конфликтуют между собой. Способ преодоления конфликта будет изменяться в зависимости от личности и от компании.