PictureCреди компаний, работающих в областях, связанных с высокими технологиями, немногим удалось надолго задержаться на гребне первого успеха. Большинству приходилось не раз снова и снова напрягать силы, чтобы возвращать однажды завоеванное лидерство.

Дело не только в деньгах. Ясно, что такие компании, как Cirrus Logic, Ungermann-Bass, Informix и Digital Equipment, принесли их основателям достаточно средств для спокойной и даже роскошной жизни (несмотря на то, что такая жизнь противоречит принципам технологической культуры, согласно которым уважением пользуются только "игроки").

Здесь важен сам факт победы. Нужно доказать миру правильность своей точки зрения. Нельзя спускаться с однажды завоеванных высот.

Большинству не удается повторить свой успех во всем блеске. Владельцы венчурного капитала утверждают, что с дистанции сходят 19 из 20 мощно стартовавших компаний. Однако стоит компании хотя бы раз подтвердить первый успех, ее шансы резко повышаются.

"Шансы венчурных компаний, в состав которых входят фирмы, уже чего-то добившиеся однажды, составляют один к трем, - считает Роджер Сиппл, работающий в Sippl/Macdonald Ventures, занимающейся инвестициями в начинающие компании на ранней стадии их существования. - Правда, только умения и усердного труда недостаточно. Без везения тут не обойтись".

Имя Сиппла, мало что говорящее даже сведущему читателю, приобретает совсем иное значение, если звучит с названием основанной им компании, Informix.

Можно с уверенностью сказать, что Сиппл испытал на себе все перипетии, выпадающие обычно на долю начинающей компании. Семь лет назад он занялся этим новым для себя бизнесом, и с тех пор сделал несколько весьма заметных инвестиций. В числе отмеченных им компаний Vantive, Red Pepper Software (купленная позже PeopleSoft за 220 млн. долл.), и, наконец, корпорация Illustra, которая позже перешла к Informix за 400 млн. долл. Как нетрудно догадаться, отдача от этих вложений немало способствовала росту его благосостояния.

Однако опыт Сиппла, не дающий основания питать какие бы то ни было иллюзии по поводу радужных перспектив каждой молодой компании, не стал помехой в его начинании - рождении собственной компании. Ею стала Visigenic Software, которая занимается разработкой программного обеспечения для создания, применения и управления современными объектными приложениями. Это системы, рассчитанные в конечном итоге на тонких клиентов, имеющих только графический пользовательский интерфейс. Кроме того, компания ориентируется на обработку процессов, распределенных по нескольким серверам, каждый из которых предназначен для выполнения какого-либо конкретного приложения.

Трудно было бы найти человека, более трезво оценивающего перспективы новой компании, чем Сиппл. "Только единицам удавалось повторить свой успех во всем его блеске", - уверен он. Однако решение возглавить компанию было продиктовано и другими соображениями. "Наверное, - говорит Сиппл, - меня можно назвать узником технологии. Это так. Если бы я работал один, то я легко занимался бы этим по 10-12 часов в день, потому что работа доставляет мне удовольствие. К тому же чувствуешь, что делаешь что-то полезное. Особенно греет уверенность, что ты сможешь доказать всем этим скептикам, что был прав".

Запах борьбы

Что же заставляет Ральфа Унгерманна отдавать все свободное от недолгого сна время своему последнему детищу - корпорации First Virtual? А ведь ему уже дважды пришлось изведать опьяняющую радость от осуществления своего предвидения. Слышал ли кто-нибудь название Zilog? Эта основанная в 1974 году компания прогремела своими процессорами для ПК - Z80 задолго до триумфа Intel. Но фортуна отвернулась от Zilog, и в 1978 Унгерманн переключился на совершенно новую, непроверенную технологию: локальные сети. Вместе с другом Чарли Бассом он продал акции Zilog и основал Ungermann-Bass. Это было время, когда не только пользователи, но и чуткие к новому венчурные капиталисты не представляли себе, зачем могло понадобиться объединять компьютеры. И вот, несмотря на полное равнодушие, сопутствовавшее начинанию поначалу, UB вышла в лидеры рынка в 1988 году.

Сегодня Унгерманн рассчитывает достичь успеха в области сетей передачи видео, в которых возможности видеоконференций объединялись бы с интерактивными видеопрезентациями. "Я и на сей раз не намерен отставать, - заявляет Унгерманн. - Я, можно сказать, родился, чтобы что-либо создавать, а для оценки результата есть только один показатель - финансы. Мерилом успеха служит скорость роста компании.

Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы акционировать мою компанию и создать миллионный акционерный капитал. А как же еще определить победителя, если не по набранным очкам? Я люблю борьбу, и победа для меня очень важна".

Борьба, удовольствие, убежденность

Эти три слова способны объяснить, почему Advanced Modular Solutions стала недавно объектом очередной страсти Кена Олсена. В 1992 году он был вынужден уйти из Digital Equipment, и почти сразу же основал компанию (спустя некоторое время войдя в ее руководство), производящую отказоустойчивые, монтируемые в стойку серверы и системы памяти для Windows NT. Эти системы работают в отдельном помещении, которое расположено довольно далеко от самой компании, благодаря чему корпоративные данные защищены от происшествий на ее территории. Продукты Олсена можно сравнить с модернизированными версиями мини-компьютеров Digital.

"Я всегда занимался чем-то таким, что казалось смешным приверженцам традиционных представлений о той или иной отрасли, - признается Олсен. - На протяжении долгих лет меня считали, пожалуй, самым упрямым человеком в мире. Я никак не хотел примириться с тем, что мэйнфреймы отжили свой век. И что же? Они действительно живы и отказоустойчивые системы живы. Надежные вычислительные системы нужны практически везде, особенно в сфере телекоммуникаций и финансов".

Олсен, которому исполнился уже ни много ни мало 71 год, отличается энергией и трудоспособностью, какой позавидовал бы иной молодой человек. "Делайте то, что кажется вам важным, и работа поможет вам поверить в себя. Я не устаю повторять, что не стараюсь кому-то что-то доказать, а просто-напросто люблю изучать все новое, и радуюсь возможности продемонстрировать, как можно извлечь пользу из того, от чего все уже отказались.

Кроме того, это так увлекательно - рисковать. Увлекательно погружаться в неизведанное - о какой бы области речь ни шла". Кроме того, Олсену нравится обучать своих молодых коллег искусству управления.

Олсен часто говорит о создании компаний. "Сейчас у многих пропадает умение и желание управлять по плану, руководствуясь экономическими правилами и бюджетом, - сожалеет Олсен. - Когда в Digital отодвинули планирование на задний план, компанию стало лихорадить. Руководителю надо исходить из соображений прибыли и потерь. Руководителю нельзя воспринимать их как скучную необходимость, в этом вся жизнь компании".

Игра

И все же создание компании - это совсем не то, что управление большой стабильной организацией. Именно поэтому сами творцы успеха часто оказываются впоследствии вынуждены оставить свое творение. Что-то есть в этих людях... быть может, процент содержания адреналина в крови, что заставляет их снова и снова бросаться в очередную "авантюру". Это игроки, влекомые настоящей страстью, которой нельзя сопротивляться.

"Кажется, вы просто не сможете жить, если не будете создавать компании, разрабатывать новые технологии", - сказал Марк Хоффман, один из основателей и бывший президент и исполнительный директор Sybase, а ныне президент, исполнительный директор и председатель совета директоров CommerceOne. Эта компания разрабатывает интерактивные системы для электронной торговли.

Карьеру Хоффмана можно было бы считать состоявшейся, даже если бы, помимо Sybase, он не создал ничего. Однако, получив предложение возглавить небольшую компанию CommerceOne, Хоффман сразу же согласился - ему пригрезилась возможность исполнить свои, можно сказать, заветные мечты. В компании занимались как раз тем, в чем Хоффман разбирался лучше всего: обработкой транзакций, критически важными и распространенными приложениями. Он принял предложение и вновь окунулся в работу с головой.

По словам Хоффмана, CommerceOne имеет такой же потенциал роста, как когда-то Sybase; у нее есть все шансы превратиться в мощную компанию. "Я хочу играть в этом превращении роль доброго волшебника", - сказал бизнесмен.

Искупление

Однако и ведущая роль - это не всегда самое важное. Об этом хорошо знает Камран Элиан, глава компании Momenta. Судьба компании сложилась несчастливо - она развалилась, едва достигнув зенита, и была даже зачислена в "почетное" число самых крупных неудачников среди начинающих. Еще бы - при падении она потянула за собой в небытие 40 млн. долл. в виде капиталовложений, еще 18,4 млн. долл. - в финансовых обязательствах и в одночасье лишила работы 150 человек. Сам Элиан после разорения отправился в семимесячное паломничество, которое только и могло принести ему прощение.

Он был прощен, но, что гораздо важнее, пройдя это испытание, он избавился от самонадеянности, которая всегда сопутствует быстрой удаче. Ведь до Momenta этот бизнесмен основал две весьма благополучные компании: CAE Systems, которую он затем продал Tektronix за 75 млн. долл., и Cirrus Logic. Прозрение вернуло ему благосклонность фортуны. Вернувшись из паломничества, Элиан обратился в Kleiner Perkins Caufield & Byers за разрешением вновь попробовать свои силы в создании компаний. Результатом стала NeoMagic, разработчик графических и видеопроцессоров для портативных компьютеров. Эта компания уже привлекла более 20 млн. долл. таких инвесторов, как Kleiner Perkins, Sequoia Capital, US Venture Partners и Integral Capital Partners.

"Все эти влиятельные инвесторы утверждают, что перенесенные мною испытания послужили дополнительным аргументом в пользу финансирования моего начинания, - пояснил Элиан. - Вот почему я до сих пор не расстаюсь с лицензионным знаком на Momenta". В марте этого года капитал NeoMagic достиг 36 млн. долл., и Элиан прикрепил этот значок к новому "Феррари".

"Я много размышлял после краха Momenta, - говорит Элиан, - и понял, что создание компаний только ради денег ни к чему хорошему привести не может. И мне запала в душу мысль сделать людей ближе, дать им что-то действительно полезное".

Однако было бы ошибкой считать этого человека эдаким бессребреником. Просто для него важна и сама победа, и та золотая цепь, которую надевают на шею победителя.

Отставшие

И все же удержаться на высоте, а тем паче снова и снова подниматься вверх способны немногие. Большинству удается сверкнуть лишь однажды. Кто знает, например, где сейчас такие известные в прошлом люди, как Фред Ванг, Файнис Коннер, Фред Гиббонс или Адам Осборн?

Возьмем компанию Коннера - Conner Peripherals: в свое время она считалась самой быстро растущей в США. Но в прошлом году он продал ее и пропал из виду.

А Фред Ванг, скажем, руководил компанией Wang Laboratories и фактически привел ее в полный упадок. Теперь он основал собственную фирму, Archive Technologies, но чем она занимается, не может сказать даже он сам. "Мы все еще очень молоды, - поясняет, отвечая на такие вопросы, пресс-секретарь компании, - и только "настраиваемся".

Фред Гиббонс до сих пор не решил, стоит ли пытаться повторить еще раз свой успех с Software Publishing, которую он основал и которой руководил. Сегодня он преподает на курсах повышения квалификации Стэнфордского университета. Правда, ему остается многое, например гордость за своих учеников, один из которых стал основателем Yahoo.

По мнению Гиббонса, растить первопроходцев бизнеса даже труднее, чем самому прокладывать путь. "Учителю не много перепадает от славы, которая достается дебютанту, зато требования к наставнику гораздо строже, ведь он в состоянии оперировать только собственным примером".

И напоследок вспомним Осборна. Этот человек, основавший Osborne Computer, ни много ни мало открыл рынок портативных компьютеров. Где он теперь? Остается только надеяться, что его звезда не закатилась навсегда...