Picture
20 декабря в Москве прошел митинг против введения МГТС повременной оплаты
Неотвратимо приближается введение повременной оплаты за услуги телефонной связи, сопровождаемое митингами, круглыми столами и прочими проявлениями гражданской и деловой активности. Это событие не может не повлиять и на российский информационный рынок, в первую очередь на российский Internet и FIDO.

При рассмотрении проблемы наше внимание разделилось между собственно "телекоммуникационной" ее составляющей и сопутствующими событиями "общегражданской жизни". Здесь первое в немалой степени зависит от второго. Прежде всего, от разумности вводимых тарифов зависит то, насколько поредеет сообщество пользователей Internet и FIDO - основы компьютерно-телекоммуникационного самообразования широких масс сограждан.


Для членов FIDO введение "повременки" будет тяжелым ударом - сеть перестанет быть бесплатной, и возникнет вопрос о зарабатывании средств на поддержание ее жизнедеятельности. Практика, впрочем, показывает, что внутренне жизнеспособные структуры всегда как-нибудь да выкручиваются. Сеть, например, может представлять интерес как средство маркетинга, и соответственно нуждающиеся в нем компании будут вкладывать деньги в поддержание BBS и конференций, с тем чтобы вместе с прочей информацией распространялась и нужная им - и не в качестве "мусорной почты", как ныне, но как необходимая полноценная составляющая "сетевого бытия".

Казалось бы, не меньшую опасность "повременка" представляет для Internet-провайдеров, чей бизнес напрямую зависит от МГТС и ее порядков. Однако те из провайдеров, кто смог в предновогодней суете выкроить время для ответов на наши вопросы , отреагировали на грядущие нововведения достаточно спокойно, выразив уверенность, что российский Internet не погибнет и их собственная компания не пострадает (в мире бизнеса, впрочем, в любом случае полагается "держать улыбку" до последнего). Очевидно, что все они ищут (кто-то уже, возможно, нашел) пути выхода из создавшейся ситуации. Понятно также, что никто из них не рвется раскрывать раньше времени свое ноу-хау, ведь от того, насколько успешно провайдер "смягчит удар", зависит увеличение или уменьшение числа клиентов.

Самым печальным последствием введения "повременки" названо затруднение доступа в Сеть образовательным и другим бюджетным учреждениям, хотя, наверное, курирующие их ведомства могут выступить в качестве упоминавшегося "оптовика" и тем самым помочь образованию, науке и культуре.

Что касается положительных последствий введения повременной оплаты, то все респонденты выразили надежду на то, что она невольно поспособствует развитию других способов подключения к Internet, а деньги, которые получит МГТС, пойдут на совершенствование телефонной сети (на этот счет, впрочем, выражаются и некоторые сомнения). А вот любителей (любительниц) поболтать по телефону вряд ли станет намного меньше - против природы, как известно, не пойдешь.


1 Считаете ли вы, что переход на повременную оплату внутригородских телефонных разговоров губительно скажется на российском Internet-сообществе? Можете ли вы назвать какие-либо положительные последствия введения повременной оплаты?

2 Можно ли смягчить этот удар и если да, то как? Например, собираетесь ли вы заключать с владельцами телефонных линий какое-либо дополнительное соглашение с целью облегчить положение пользователей?

3 Как за рубежом сочетается практика повременной оплаты за телефон и работа в Internet?

4 Есть ли у вас прогноз, касающийся изменения клиентуры; ожидаете ли резкого спада количества пользователей, уменьшения среднего времени работы в Сети, снижения популярности одних наряду с ростом популярности других услуг и т. д.? Как отреагируют на эти изменения корпоративные и индивидуальные пользователи?

5 Ждете ли вы еще каких-либо неочевидных на первый взгляд изменений (скажем, потребует ли какого-либо кардинального решения проблема "последней мили", так как клиенты не захотят платить за время, прошедшее в попытках получить данные по плохо работающей линии)?

Виктор Русских,

директор по маркетингу


АО "Релком"

1 Конечно, это скажется отрицательно, еще более ограничив круг тех, кто может себе позволить тратить деньги на Internet, но остановить развитие Сети это, разумеется, не сможет. В первую очередь и главным образом "повременка" заденет частный сектор и бюджетные организации, поскольку коммерческие уже платят по 250 рублей. Печально, конечно, что это ограничит доступ в Internet ученым, студентам, детям - всем, кому это так необходимо либо для работы, либо для учебы и развития. Положительные последствия (не имеющие отношения к Internet): уменьшится число любителей (любительниц) поболтать по телефону.

2 Сомневаюсь, что "владельцы телефонных линий" собираются и захотят так поступить. Более того, сейчас практически все телефонные компании, за редким исключением, желают сами предоставлять услуги Internet и на существующих провайдеров смотрят как на конкурентов, либо отказывая в аренде линий, либо ужесточая финансовые условия аренды. Возможно, они сами и "облегчат положение пользователей"... Хотя, по-моему, "пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник". Конечно, и телефонная сеть, и компьютерная сеть - это, в широком смысле слова, средства связи, но они весьма различны и по форме и по содержанию.

В любом случае "смягчить удар" означает, что кто-то должен взять на себя новые расходы.

3 С помощью хорошей зарплаты (я говорю о частном секторе) и хорошо развитой (и, следовательно, не столь дорогой) инфраструктуры Internet, которая, кстати, создана в основном за счет государственных вложений (в США, по крайней мере).

Вообще принцип оплаты услуг по потреблению (в данном случае "повременка") в случае ограниченности ресурсов - нормальный принцип. Конечно, за ним должен стоять и нормальный уровень сервиса: высокое качество (чтоб пользователь не тратил время из-за плохой слышимости), хорошая биллинговая система, предоставляющая полную информацию о полученных услугах и т. п.

Но в данном случае это просто повышение цен с помощью изменения тарифной схемы. Я не уверен также, что для МГТС это более выгодно экономически. Вопрос: "повременка" или абонентская плата?" изначально был и есть и у провайдеров Internet. Очевидно, что "абонентская плата" гораздо проще при обслуживании: не нужны мощные биллинговые системы, хранящие массу информации, не нужен персонал для разбирательств в случае конфликтных ситуаций, которые обязательно возникнут. Кроме того, схема обеспечивает очень простой экономический прогноз ожидаемых поступлений и т.п. Но работать данная схема может лишь начиная с некоторого минимального количества клиентов. МГТС давно за этим барьером, и я не считаю, что введение повременной оплаты - это прогресс. Ориентация на Запад может быть здесь и ошибочным путем. Если собираемые с абонентов средства недостаточны для развития (я не думаю, что МГТС не рентабельна и при существующей системе оплаты), есть и другой путь - просто повысить абонентскую плату.

4 Резкого спада количества пользователей мы не ожидаем, поскольку это ударяет главным образом по частным пользователям. Их в "Релкоме" около 25%. Кроме того, "Релком", конечно, прорабатывает вопросы минимизации затрат и снижения цен. Время работы в сети тех пользователей, кого коснется "повременка", несомненно уменьшится и составит 25% (по расценкам "Релкома" и предполагаемым ценам МГТС).

По поводу популярности услуг. Спрос на электронную почту повысится (она не требует траты большого времени соединения). Получат развитие альтернативные технологии доступа к информации в Internet (не по телефону). Для корпоративных пользователей станет привлекательней постоянное подключение по выделенным каналам связи (правда, как я сказал, введение "повременки" вроде особенно и не затрагивает коммерческие фирмы. Хотя есть, конечно, большой слой мелкого бизнеса, использующего в работе частные телефонные линии).

5 В Москве инфраструктура связи развита неплохо и проблем с подключением по выделенным каналам практически нет. Но стоимость (для частного, некоммерческого использования), конечно, пока не под силу даже среднему классу с достаточными доходами. Тем не менее это наверняка стимулирует развитие технологий "прямого подключения к Internet".

Кроме того, возможности увязать телефонию с Internet без перегрузки телефонных станций и без дополнительных "пошлин" с пользователей есть, нужен лишь нормальный диалог между телефонистами и провайдерами и их совместная работа, наверняка выгодная обеим сторонам.

И наконец, уже не как провайдеру, а просто как жителю Москвы мне не очень понятно беспокойство только за пользователей Internet, которые составляют вряд ли более 1% всего населения Москвы. А почему никого не беспокоят влюбленные (их, я думаю, горазда больше)? Они общаются по телефону довольно долго и часто, обычно в ночное время, когда, кроме них, этот телефон никому не нужен. А денег в этом возрасте (на оплату телефонных счетов), как правило, еще нет. И их я, кстати, не причисляю к таким "любителям поболтать", о которых я сказал в первом пункте.

Александр Щербаков,

начальник отдела телекоммуникаций


ЗАО "Гарант-Парк"

1 Вряд ли "губительно", но определенные категории пользователей будут сокращать свое время работы в Internet, а для некоторых Сеть станет вообще недоступна.

В качестве положительных последствий можно прогнозировать увеличение спроса пользователей на постоянные виды подключения к Internet по выделенным линиям и цифровым каналам связи.

2 Если владелец телефонных линий (в данном случае МГТС) позволит заключить такое соглашение, то, естественно, мы его заключим.

3 За весь мир отвечать не буду, но во Франции - все ругаются, и в то же время все работают.

4 Частные пользователи станут значительно меньше проводить время в интерактивном режиме. На корпоративных клиентах "повременка" скажется в гораздо меньшей степени.

5 Честно говоря, связи между "последней милей" и претензиями к провайдеру не прослеживается. А вот в случае введения повременной платы претензии к плохому качеству связи МГТС вполне возможны. Но концов здесь опять-таки не сыщешь, так как провайдеры покупают серийные номера не у МГТС, а у таких компаний, как "МТУ-Информ", "Комстар", "Комет", и не ясно, кому предъявлять претензии. В определенном смысле таким образом МГТС стимулирует развитие этих компаний, так как все они обладают цифровыми АТС и качество связи внутри их телефонных сетей несравнимо лучше, чем у МГТС.

Даниил Островский,

инженер связи,


Corbina

1 Нет, не считаем. При введении повременной платы станут пользоваться большим спросом услуги выделенного подключения к Internet, что приведет к развитию сетей.

2 Наша компания в ближайшее время резко расширит предоставление услуг местной связи (продажу новых московских телефонных номеров) на территории всей Москвы. На таких телефонах тарифы на повременную местную связь при звонках на наши модемы будут очень низкими. Вместе с тем после введения повременной платы за местную связь снизятся тарифы на доступ в Internet. По западному опыту видно, что к декабрю 1998 года доступ без ограничения по времени будет стоить не более 20 долларов.

3 Прекрасно, однако тариф на доступ в Internet устанавливается весьма низкий, а прибыль получается от платы за местные звонки.

4 Мы ожидаем резкого увеличения количества пользователей всех видов подключения к Internet и абонентов нашей телефонной сети общего пользования. Нет никаких причин уменьшения пользователей, имеющих доступ в Internet по телефонной линии, из-за снижения тарифов на доступ в Сеть.

5 Изменения, происходящие в московских коммуникациях, полностью вписываются в концепцию развития нашей компании, которая вырабатывалась до объявления о введении платы за местный трафик.

Андрей Себрант,

нач. отдела маркетинга


"Гласнет"

1 Я не считаю, что "повременка" крупно навредит. Internet, во-первых, достаточно серьезное сообщество. Оно способно пережить реальное повышение цен в полтора-два раза. Во-вторых, оно состоит не только из тех, кто пользуется коммутируемыми линиями. И не только из студентов. Конечно, по разным категориям пользователей удар придется с разной силой. Несомненно, несколько изменится демография российского Internet. И для многих наименее обеспеченных индивидуальных пользователей Сеть станет недоступна вообще или доступна в ограниченной форме. Школы, например, пострадают значительно, что в перспективе весьма плохо.

С точки зрения положительных моментов я лично, хотя и разделяю все недовольство монополией связистов, могу понять их действия. Нормальной инфраструктуры связи в стране нет. Провайдеры, мучающиеся по поводу каждого десятка входных номеров и каждого цифрового канала (хотя такие проблемы должны решаться мгновенно одним телефонным звонком оператору связи), прекрасно себе это представляют. Так что сравнивать цены на телефон, скажем, американские и российские нельзя - за дешевым сегодня телефоном в США стоят десятилетия многомиллиардных вложений - и через налоги, и через пользовательскую оплату.

Надо срочно начинать вкладывать деньги и в России, но ясно, что взять их можно пока только с пользователей. Здесь связисты правы - дешевая связь сегодня обернется вообще отсутствием работоспособной связи завтра. Так что в итоге я допускаю положительные моменты - но с тремя существенными оговорками. Что-то хорошее может получиться, если, во-первых, достаточно хорошо продумать и гибко разработать систему оплаты, действительно увеличив собираемость денег. Опыт налоговой системы показывает, что установить оптимальную, именно с точки зрения максимального сбора денег, плату в России не очень получается. Простое повышение цен и ставок еще не приводит к увеличению сборов. Надо вводить не просто "повременку", а несколько платежных схем для пользователей с разными потребностями. Во-вторых, если деньги действительно пойдут на дело. Тут все зависит от нас. Раз мы больше платим, должны и активнее влиять на техническую политику связистов - всеми доступными средствами. И в третьих, если у нас хватит терпения. Построение современной инфраструктуры связи от магистральных каналов до абонентских линий - дело долгое, и даже при выполнении пунктов 1 и 2 пройдут годы, пока мы на себе ощутим эффект. Ну не прыгнешь здесь сразу в будущее, как ни желай.

2 Сейчас все провайдеры озабочены тем, как в условиях "повременки" сделать свой сервис наиболее конкурентоспособным - поэтому обсуждать здесь детали не берутся никто - и я не буду. Как правило, рассматриваются два пути - организация обратного звонка абоненту и введение фиксированной оплаты без учета времени.

3 Во-первых, и это самое важное, за рубежом часто предлагается несколько схем платы за телефон. Например, выбор между, повременной и фиксированной (достаточно высокой) оплатой. В этом случае активные пользователи выбирают второй путь.

Во-вторых, существует чисто психологический аспект - когда на какую-то интересную вещь или услугу не хватает денег, то жители иных стран чаще всего сначала рассматривают вопрос о возможности заработать недостающие деньги. "Халяву", конечно, любят везде, но очень настойчивое требование дать даром всего и побольше - это чисто отечественный подход.

В-третьих, наибольшее развитие Internet пока имеет в тех странах, где инфраструктура связи уже очень хорошо развита и цены на ее услуги составляют очень малую долю в расходах граждан. Так что сравнивать с зарубежьем трудновато. Россия просто еще не в той категории, где возможен массовый дешевый доступ в Сеть.

4 Резкого спада мы не ожидаем, хотя предполагаем, что привычки индивидуальных пользователей заметно изменятся. В первую очередь упадет популярность длинных интерактивных сеансов. Но заметных изменений в работе корпоративных клиентов, пользующихся коммутируемыми линиями, мы не ожидаем. В таких малых компаниях (не использующих выделенных каналов) времени на телефонную связь с провайдером уходит значительно меньше. Это главным образом исходящие звонки и отправка факсов. Так что доля Сети в общем росте расходов слишком мала. А кто-то вообще серьезнее задумается о выделенной линии.

5 Вопрос последней мили - это задача телефонистов, а не провайдеров. В целом, конечно, следует ожидать, что, платя гораздо больше телефонистам, пользователи будут больше и настойчивей требовать с них. Возможно, такое произойдет и с каналами провайдера - но не очевидно. Сейчас многие готовы платить в два раза меньше за минуту, даже если скорость в десять раз ниже. Видимо, это связано с большой популярностью услуг, не требующих значительного трафика по внешним каналам (разговоры в Internet, работа с локальными серверами и т. д.). А вот Web-дизайнеров - особенно творцов развлекательных страничек - ждут проблемы. При повременной оплате время загрузки странички, зависящее от наличия на ней всяких мультимедийных "фенечек", - параметр, серьезно влияющий на посещаемость.

Вернемся к началу анкеты. Надо четко представлять, что структура сетей связи строится годами. Поэтому любые положительные изменения в работе телефонистов мы сможем увидеть не скоро, даже если взятые с нас деньги будут потрачены на дело. А как представитель провайдера, я могу вообразить, какая лавина жалоб и скандалов обрушится на связистов, когда их цены станут сравнимы с нашими.

Дмитрий Козлов,

директор по маркетингу


ORC

1-5 Губительного во введении повременной оплаты нет абсолютно ничего. Весь мир платит по телефонным счетам, что не мешает людям время от времени пользоваться Сетью. Если это кого-то и расстроит, так только людей, злоупотребляющих временем на линии. Вынужденная оплата телефонных разговоров поможет сформировать цивилизованную структуру пользователей. Если кому-то требуется долговременный и качественный доступ к глобальным информационным сетям, незачем пользоваться городским телефоном. Есть много других способов связи с провайдером. Нынешние неоправданно высокие расценки на канальные работы очень скоро упадут до разумного предела. Тем же, кому Internet нужен для кратковременного решения практических задач, а не для скачивания гигабайтов порнографии и пиратских архивов, не жалко платить 20-25 долларов в месяц за время на линии уже и сейчас.

Смягчение "удара", а именно изменение ценовой политики провайдеров, безусловно последует. Им проще всего решить проблему, установив низкую абонентскую плату за неограниченный доступ. При этом цена будет менее 36,6 долларов в месяц.

Если же кому-то из пользователей захочется по-прежнему платить ровно за те часы и минуты, в течение которого он реально занимал свой телефон, то провайдер может организовать механизм call back - тогда компания сама оплачивает время, проведенное клиентом на линии. Соответственно и повременная плата за такую услугу будет немного выше, чем за телефон как таковой.

Что касается клиентуры, надеемся, что в ближайшее время ничего ровным счетом не изменится. Если же заглядывать в будущее, то применительно к частному пользователю весьма перспективным представляется рынок ISDN и иных цифровых каналов, а также беспроводной связи. Не телефоном единым жив человек.


"Сможешь выйти на площадь?" И зачем?

По мере приближения 20 декабря дискуссии по поводу разумности проведения демонстрации и митинга перед мэрией становились все ожесточеннее. Отнюдь не все фидошники одобряли идею проведения мероприятия. Одни боялись, что не совсем трезвая и плохо управляемая толпа окончательно скомпрометирует FIDO в глазах добропорядочных граждан. Другие - что малочисленность участников акции лишь укрепит власть имущих в намерении пренебречь их интересами. Третьи (их, увы, было крайне мало, и альтернативных путей решения проблемы они не предлагали) разумно указывали на то, что сотрясанием воздуха проблему не решить. Наложились на организационно-агитационную деятельность "Комитета 20 декабря" и некоторые внутренние проблемы "Сети друзей", где, судя по тону дискуссий, сопровождавших деятельность оргкомитета, не все друг другу товарищи и братья.

Кроме фидошников на митинг пришли несколько пенсионеров и членов "Комитета против коммунальной реформы". Из политических сил собрание у мэрии почтили вниманием очаровательные девушки молодежного движения "Яблока". Само мероприятие весьма напомнило конец 80-х, когда в Лужниках шел митинг "нон-стоп", посвященный всем наболевшим темам одновременно.

Количество участников оказалось не слишом малым, но и не слишком большим: от 250-500, по оценке милицейских чинов до 1-1,5 тысяч, по оценке организаторов.

Требования, доносившиеся с трибуны, уже излагались в первой части материала: разделение МГТС, ее аудирование независимыми экспертами. Особой популярностью пользовались лозунги "Повременка - маздай" и "МГТС - маздай". Последнее требование, надо отметить, имеет характер несколько неконструктивный и безусловно не может быть воплощено в жизнь (в конце концов, если произвести эту процедуру с МГТС, то связи вообще никакой не будет - ни за деньги, ни за так). Аудирование МГТС проводится и без того, разделение городской телефонной монополии на районные вряд ли приведет к чему-либо кроме ухудшения связи между "незалежными" АТС.

Не оправдались ни самые радужные надежды (выйдет барин на крыльцо, и все будет хорошо), ни самые плохие предчувствия. С одной стороны, государственные мужи акцию проигнорировали, но с другой - все прошло вполне прилично. Пьяных не было, как и ожидавшихся "милицейских провокаций". Пресса и телевидение были, хотя и немного - ну так их особенно и не ждали. Организаторы, по-моему, не особо горели желанием донести до них свою позицию.

Вообще создалось впечатление, что за шумом у московского Белого дома решались какие-то иные проблемы. Дискуссии в FIDO, открытые письма Немцову и иже с ним; демонстрация и митинг; блокирование телефонов мэрии, обещанное московскими хакерами ("Комитет 20 декабря" от последних действий разумно открестился), и так далее - мероприятия, безусловно, интересные, но вряд ли способные привести к какому-либо результату. Хотя для противодействия повышению цен существуют традиционные процедуры, о которых нетрудно узнать, если, конечно, задаться такой целью.

Кроме того, "20 декабря" надо было устраивать хотя бы за месяц до 14-го - дня выборов, после которых народные избранники обычно в изрядной мере теряют интерес к чаяниям избирателей. Впрочем, не все потеряно: итоги выборов в пяти московских избирательных округах (из 35 - процент для нашей избирательной системы просто фантастический, особенно учитывая московскую специфику) признаны недействительными, и соответственно некоторое количество кандидатов в народные избранники еще имеют стимул пошевелиться ради блага сограждан.


"...смерти подобно"?

Чем хуже - тем лучше?

Провайдерский центр "Мегабит7" сообщил, что с 1 января он начал предоставлять своим пользователям новую услугу - систему call back. Клиент с помощью обычных средств удаленного доступа звонит на модемный пул, вводит свое пользовательское имя и пароль, а затем номер телефона, с которого он звонит, после чего происходит отключение, и через несколько секунд модем провайдера перезванивает клиенту по указанному номеру. Тем самым клиент освобождается от двойной оплаты - и провайдеру и МГТС. В "Мегабите7" выразили надежду, что, таким образом, введение повременной оплаты не только не остановит развитие Сети в России, но и будет способствовать ее развитию, так как переписка по электронной почте, использование теле- и аудиоконференций станет в несколько раз дешевле обычных телефонных переговоров.

Центральный телеграф устремился в Сеть

На Центральном телеграфе открыта служба поиска и размещения информации в Internet "Интернет-инфо". В отличие от Интернет-кафе, в новой службе поиск информации и размещение объявлений клиентов в базах данных Internet осуществляется квалифицированным оператором. Кроме того, можно завести электронный почтовый ящик: оператор будет ежедневно проверять его содержимое, а о пришедших письмах сообщать клиенту по телефону.

Как это делается: опыт отдельно взятого города

В принципе тарифы на услуги населению хозяйствующие субъекты устанавливают сами, но по согласованию с областными или местными администрациями. Те проверяют уровень рентабельности, и если он низкий, утверждают новые тарифы.

В Московской области повременную оплату начали вводить еще в прошлом году. Вначале Подольский узел связи, обслуживающий город Троицк, снизил ее на 25% и ввел повременную оплату (10 рублей за минуту, бесплатная норма - 15 минут в день) - естественно, в целях социальной справедливости. Затем, тихой сапой, абонентская плата повысилась в 2,5 раза - с согласия городской администрации. По поводу последнего "залезания в карман" население обратилось к городским депутатам. В ходе разбирательства и изучения предоставленных связистами данных выяснилось, что и до этого рентабельность ПУЭС была весьма неплохая - 15% (причем этот показатель для пресловутой местной связи, априорно считаемой убыточной, - 13%). Городская Дума обратилась к администрации с просьбой отменить свое согласование. И в принципе возможно, что абонентскую плату вернут на прежний уровень. Повременную же оплату вряд ли отменят: "объективные экономические процессы" трудно остановить.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями