В прошлом номере мы писали о приезде в Россию генерального директора Informix по Восточной Европе Хельмута Шинера. По поводу изменений, происходящих в компании, с ним беседовал корреспондент Computerworld Россия Игорь Левшин


В Informix произошло много событий, связанных с переоценкой финансового положения компании, с так называемым рестейтментом. С одной стороны, многих уволили, продали часть земли. С другой - в компанию инвестировались большие средства. Как вы это прокомментируете?

И то и другое верно. В конце 96-го компания рассчитывала на очень большую прибыль. А раз так - надо нанять новых людей, открыть филиалы, усилить маркетинговые подразделения. На самом деле доходы оказались значительно меньше. Кривая затрат пересеклась с кривой расходов. Необходимо было уменьшить затраты, чтобы они соответствовали доходам, для чего пришлось произвести рестейтмент. Грубо говоря, расходы пропорциональны численности сотрудников, поэтому кого-то пришлось уволить. Кроме того, мы продали некоторые здания и дорогую землю в престижных районах Кремниевой Долины.

Но чтобы восстановить нормальный бизнес, нужно перестроить организацию. В такой ситуации компании необходима помощь извне. Так происходит во всем мире. Такая проблема была у IBM 5-7 лет назад, когда туда пришел Лу Герстнер. Они понесли очень большие потери, и, чтобы восстановиться, им пришлось брать деньги. Нам тоже понадобились финансовые вливания, и мы их получили в изобилии, потому что все верят в нашу компанию, верят, что наши продукты действительно очень сильны, что квалификация наших сотрудников не изменилась. Ведь продукты, равно как и технология и люди, остались те же. Нужно лишь привести кривую стоимости в соответствие с кривой оборота и перестроить организацию.

Рост числа сотрудников, о котором вы говорили, связан с приобретением Illustra и с командой Стоунбрейкера?

Группа Illustra, которая пришла в Informix, была довольно малочисленной - уж во всяком случае не более 100 человек. Тогда мы разом приобрели и фантастическую по качеству технологию, и замечательный продукт, и прекрасных специалистов. В компании Illustra не хватало людей для того, чтобы заниматься продажами этого замечательного продукта, поэтому и для них, и для нас объединение было очень выгодно. То, что произошло с Informix, не имеет к приобретению Illustra никакого отношения - я в этом уверен.

То есть все эти люди по-прежнему работают в Informix?

Я вам не могу гарантировать, что все, - этого я не знаю. Но то, что команда Стоунбрейкера и сам он остались в компании - за это ручаюсь.

На этот INFORMIX Universal Server, основанный на Illustra, возлагались очень большие надежды. В какой степени они оправдались?

Я не могу назвать вам цифры, но достоверно знаю одно: продается он исключительно успешно. Он обеспечивает недоступную раньше гибкость, при этом не уступая в производительности Informix Dynamic Server. Эту разработку очень хорошо приняли на рынке. Другой вопрос - что, продавая его, мы должны гарантировать поддержку. Необходимо так построить отношения, чтобы конечный заказчик мог воспользоваться преимуществами продукта. Следовательно, мы должны думать об обучении наших собственных специалистов и наших партнеров.

Я не сомневаюсь, что это прекрасный продукт, но, может быть, люди слишком консервативны и поэтому не покупают его в тех количествах, которые позволяли бы как-то окупить затраты? Доходы от продаж INFORMIX Universal Server совпали с ожидаемыми?

Я знаю, что он продается успешно, но точнее ответить на ваш вопрос не берусь. Со стратегической точки зрения, я уверен, он оправдал наши ожидания. На мой взгляд, появление Universal Server - это "тихая революция" и в технологии, и в сознании. Вы можете постепенно докупать DataBlade для пространственных данных, для Web и так далее, но еще важнее то, что вы при помощи стандартных предложений SQL можете комбинировать все вышеуказанные возможности и проделывать с этими разнородными данными невероятные вещи. Потребность что-либо комбинировать просто заложена в человеческой природе! Вспомним ситуацию 1983-1984 годов, когда появились ПК. Тогда я сам говорил: "Зачем мне он нужен, этот ПК? У меня на столе терминал, подключенный к мощной машине. Зачем мне эти разные ОС, что я с ними буду делать?" Появилась DOS. Каждый мог себе что-то запрограммировать, появились текстовые редакторы и электронные таблицы. Никто тогда даже не предполагал, что можно объединить все это в одно. Теперь то и дело слышишь: "У меня есть текстовый редактор, электронные таблицы, сеть и почта; я хочу объединить их в одно, чтобы редактировать тексты и, не выходя из редактора, посылать их по почте". Я абсолютно уверен в том, что пусть сейчас вам нужны только Web-расширения сервера, а кому-то другому только пространственные данные - в конце концов, все захотят использовать и то и другое и третье, словом, все, что только можно. Точно так же, как сейчас хотят иметь в своем распоряжении редакторы, электронные таблицы и почту. Потому что так устроен человек.

Вы объявили об объединении четырех продуктов (OnLine Dynamic Server, OnLine Extended Parallel Server, Universal Server и MetaCube) в один. Но реальная их интеграция потребует еще немало усилий, временных затрат и денег. Теперь, когда компании пришлось столько потратить на аудит и реструктуризацию, сможете ли вы по-прежнему проводить разработки такими же темпами?

На презентациях я всегда показываю слайд, из которого видно, что затраты на исследовательские работы мы не сокращаем ни при каких обстоятельствах, так как от этого зависит наше будущее. Мы подчеркиваем, что Informix - технологическая компания. С другой стороны, рынок хочет видеть за технологией экономику. В конце концов, разговор сводится к деньгам, и мы это понимаем. Заказчику нужен продукт, который обеспечил бы достаточную гибкость. Когда заказчик берет OnLine Dynamic Server, он может нарастить его до многотерабайтной системы. Это называется масштабируемостью. А если вы хотите добавить новые возможности? В этом случае вам говорили: купите наш другой продукт - Universal Server. Получается, что надо покупать совершенно другой продукт, а не расширять один до другого. Новые упрощения - объединение нескольких продуктов в один - свидетельство того, что мы очень хорошо поняли проблемы наших пользователей. Мы показываем им, как можно постепенного наращивать возможности. Мы, заметьте, ни слова не сказали о том, что предъявляем рынку новую технологию. Речь идет только об упрощении. Главное, чтобы покупатель понял, что можно наращивать не только число процессоров, но и количество полезных функций. Мы просто следуем за потребностями рынка, не более того.

Вы говорите все время о переориентировании на Windows NT. Я понимаю, что вы не бросите Unix, но можно ли понимать вас так, что Windows NT станет основным, приоритетным направлением?

Приоритетным направлением станет новая стратегия менеджмента. Заказчик теперь, я надеюсь, получит от нас именно то, что ждет. Если потребитель хочет, чтобы все возможности были реализованы на Windows NT, Informix будет действовать в соответствии с потребностями рынка. В этом и заключается наша стратегическая линия - следовать за пользователем, а не твердить, что мы не заинтересованы в том или ином рынке. Поэтому в данный момент наша цель - платформа Windows NT. В конце концов, давайте рассуждать логически: допустим, появляется новая ОС, мы даже не знаем толком, что это такое, каково ее будущее. Но Informix в любом случае должна, предугадав, куда движется рынок, оказаться там первой. Может быть, пользователи не пойдут за Microsoft, может быть, им надоест Unix... все может быть. Но я надеюсь, что на платформе Windows NT у нас будет прекрасный продукт со всеми возможностями, которые мы в состоянии предоставить для других платформ.

Но надо же заранее решать, в какие разработки инвестировать средства. Вам же приходится выбирать, не так ли?

У нас уже есть OnLine Dynamic Server и Universal Server для NT. Вопрос не стоит так - инвестировать ту платфрму или эту, разве что немного больше вложить туда, или немного меньше - сюда. Вопрос в том, сколько это "немного". Тем, кто занимается исследованиями и разработками, надо предугадать, что может понадобиться, скажем, через год. Но сейчас все основные возможности реализованы и на NT, и на Unix, и мне кажется, что разработчики на правильном пути.

Давайте подведем итоги. Какие ключевые изменения произойдут в вашей политике?

Мы делегируем значительно больше полномочий и ответственности региональным менеджерам. Им самим придется решать, где они в состоянии оказаться хорошими или плохими партнерами, в какие секторы рынка надо стремиться, чтобы наиболее полно раскрыть там преимущества своих продуктов. Цена продукта также будет определяться теперь на месте. К тому же многое станет проще с объединением четырех основных продуктов в один.

Другое, может быть, самое главное изменение - компания решительно пересматривает свои отношения с общественностью. У нас больше не будет от нее секретов, все будут знать о текущем финансовом положении компании. Поэтому, кстати, нам и дали столько денег. Они досконально рассмотрели все цифры и увидели, что нам можно доверять. Увидели, что мы по-прежнему будем стремиться лидировать там, где и до этого удерживали ведущие позиции, - и, более того, стремиться к захвату "новых территорий". При этом очень важно, что Informix не изменила философии компании: мы по-прежнему производители СУБД и менять нашу ориентацию не собираемся.