Photo Явление важное, что и говорить, но...

Просто еще один способ продвижения товаров, продаваемых за деньги. Конечно, при идеальной реализации такая коммерция сулит качественный скачок в торговле, предоставляющий дополнительные удобства покупателю и доходы продавцам. Проблемы, которые нужно для этого решить, большей частью технические; в концептуальном плане все ясно: заплатил деньги - получил товар. Правда, применительно к электронной коммерции, на определенном этапе деньги превращаются в информацию, а потом обратно. Впрчем, все это уже было при появлении систем электронных расчетов и в основном с этим тоже все понятно. Непонятно другое - во что превращаются деньги и на какие фундаментальные законы в процессе такого превращения можно опереться.

"Кто владеет информацией, тот владеет миром" - сегодня это утверждение можно услышать очень часто и из множества источников. Обычно при этом говорится, что раньше владел миром тот, у кого были земля, нефть, золото и деньги. Нетрудно заметить, что новый лозунг качественно отличается от предыдущих. Вот почему.

Деньги - это деньги. Все остальное, перечисленное выше, - это товар. Что такое информация - непонятно. У денег есть довольно конструктивное определение (см., например, "Капитал" Маркса или многочисленные труды типа Economics) и набор свойств. Информация этому определению и свойствам не соответствует. Товаром в классическом смысле ее назвать тоже нельзя, потому что при простом товарном обмене тот товар, который продавец отдает, у него не остается, чего нельзя сказать об информации. Поэтому информация - это не товар и не деньги, а что-то другое. И это "другое" все чаще и активнее используется в основополагающих экономических механизмах. Очень хочется выявить и понять фундаментальные законы подобного использования и влияния такого ресурса, как информация, на классическое взаимодействие товара и денег.

Товар и деньги связаны довольно тесно. Есть две базовых, так сказать, "формулы": Товар -> Деньги -> Товар' и Деньги -> Товар -> Деньги', по крайней мере меня так учили. Причем первая формула работала раньше, чуть ли не при феодализме, а вторая - актуальна в условиях капитализма, если я правильно помню. Сейчас же принято говорить о постиндустриальном обществе, а раз так, базовые формулы необходимо обобщить. И при этом обобщении необходимо наличие какого-то третьего понятия, отличного от товара и денег. Сейчас уже мало кто сомневается, что таким понятием является информация. Если принять это за отправную точку и попытаться обобщить вторую из приведенных "формул", можно получить одну из моделей постиндустриального общества. Среди способов обобщения уравнений (или, в общем случае, систем уравнений) в данном случае нужно выбрать тот из них, который не изменяет числа уравнений в системе, а только вводит новые элементы в уравнения системы. Так и поступим. Предложим такие модификации исходной формулы: Деньги -> Товар+Информация -> Деньги' и Деньги+Информация -> Товар -> Деньги'+Информация'.

Первый из приведенных вариантов вряд ли жизнеспособен - здесь информация становится заурядным товаром. Информация сама по себе практически никому не нужна (в экономическом, конечно же, смысле). Она необходима лишь как средство получения дополнительных товаров и зарабатывания денег (об использовании информации для получения власти говорить не буду - это совсем другая тема, хотя и имеющая непосредственное отношение и к товарам, и к деньгам). Таким образом, подобная модификация "формулы" к качественным сдвигам не приводит. Уже и сейчас информацию можно купить с последующей перепродажей, чтобы получить Деньги'.

Второй вариант гораздо интереснее и представляется более жизнененным. Для получения товаров необходимы и деньги и информация. При продаже товаров можно как заработать деньги, так и получить новую информацию. Примеров таких товаров и рынков все больше и больше.

Самый яркий из них - фондовый рынок (со всеми его фьючерсами, опционами, хеджированием и прочим). Попробуйте на него прийти только с деньгами, без информации. Интересно будет посмотреть, чем все это закончится. Насколько же ситуация на фондовом рынке влияет на экономику, политику и все прочее, мы могли убедиться совсем недавно. И это у нас, где фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Что говорить про развитые рынки.

Что такое Информация" во вновь полученной "формуле"? Да тоже все просто. Не менее модными, чем Internet, сейчас становятся понятия хранилищ данных, витрин данных, добычи данных и т. д. Почему? Потому что компании, реализовав товар и заработав на этом, хотят получить еще и Информацию" и пытаются сделать это, как раз и применяя все перечисленные и им подобные средства. Уже мало наличия только оперативных баз данных, так как они только способствуют более эффективной продаже чего бы то ни было (товаров любого рода - классических, услуг, информации и прочих). Из оперативных баз данных нужно извлечь информацию, которую можно было бы инвестировать (наряду с деньгами) в следующий цикл приобретения или изготовления товаров и последующей их продажи. Как Деньги" получаются из Денег в результате реализации всей цепочки Инвестиции - Производство - Продажа, так и Информация" не может появиться сама по себе (ее нет даже в Internet), а является итогом реализации той же цепочки. Именно Информация" и есть тот ресурс, который с большим трудом добывают и тщательно охраняют все участники экономической деятельности.

Из полученной "формулы" следует, что для того, чтобы владеть миром, мало обладать информацией, надо все-таки иметь еще и деньги. Хотя информацию, воспользовавшись ее двойственной природой, можно продать как обычный товар и получить необходимые для дальнейших инвестиций деньги.

Ну вот теперь и стало ясно, почему наиболее "горячими" темами стали Internet и хранилища данных. Internet, помимо технологий и среды передачи информации (свойства, сами по себе очень важные и полезные), предоставляет всем желающим возможность получения Информации. Как золотоносная руда или нефтяной пласт. Возможность получения бесплатной или почти бесплатной информации в Internet для последующего инвестирования ее в свои проекты, естественно, приветствуется всеми пользователями Сети. Хранилища данных же, со всеми обрамляющими их средствами, интересны как механизмы получения Информации', которую, по определению, нельзя найти в Internet и практически невозможно купить у кого-либо, поскольку потенциальный продавец относится к ней примерно как государство к своему золотому запасу.


Андрей Волков - главный редактор журнала "Системы Управления Базами Данных". С ним можно связаться по электронной почте: volkov@osp.ru.