Picture
Александр Прокин присматривается к новым тенденциям российского рынка
Это ощущение побудило агентство маркетинговых исследований "Дейтор" и компанию EDventure Holdings - при спонсорской поддержке "Анкея" - провести 28 ноября конференцию "Инвестиции в компьютерный бизнес России". Ее программу составили несколько дискуссий, в которых приняли участие представители как российских компьютерных фирм, так и компаний-инвесторов.

Как заявила на открытии конференции президент EDventure Holdings Эстер Дайсон, на Западе рынок информационных технологий - самый перспективный для инвесторов. Она считает, что подобная ситуация в конце концов сложится и в России. С ее мнением согласен и Прокин: по данным "Дейтор", за прошедший год объем инвестиций в компьютерный бизнес в Москве увеличился примерно в шесть раз.

Вниманию участников конференции было предложено два взгляда на проблемы, связанные с инвестициями. Первый - представителей компьютерных фирм, уже имевших опыт работы с инвесторами, а второй - самих инвесторов. Охарактеризовав процесс общения между компанией и ее инвестором как интимный, президент IBS Анатолий Карачинский как бы задал тон дискуссиям: обе стороны были весьма лаконичны в своих высказываниях и с трибуны конференции никаких откровений не прозвучало.

Может быть, кулуарные беседы и были более доверительными. Однако нельзя не учитывать, что компании-инвесторы вообще не склонны афишировать свою деятельность, а компьютерные фирмы, работавшие с ними, понимают, что передают свой опыт не просто коллегам, но еще и конкурентам. Несмотря на это, многие все же получили необходимый минимум знаний.

"Россия живет сегодняшним днем"

Это популярное высказывание, прозвучавшее и на конференции, справедливо в отношении многих компьютерных фирм. Между тем, если компания хочет привлечь внимание инвесторов, она должна "думать стратегически" и иметь четкие цели. Чего хочет добиться организация в конечном итоге, привлекая инвестиции: создать новые продукты, заработать больше денег или добиться славы?

Совершенно необходимым является требование "прозрачности" компании: хотя инвесторы больше склонны слушать то, что им говорят в фирмах, они все же еще и смотрят на цифры. И при оценке перспективности вложений в конкретный проект учитывают три аспекта: исторические данные (как компания развивалась, по крайней мере в течение последних двух-трех лет), текущее состояние ее бизнеса (очень важный показатель - темпы роста), а также направления ее будущего развития (стратегическое планирование).

По словам Марины Калдиной из фирмы Steptoe&Johnson, которая занималась исследованием юридической готовности российских фирм к инвестициям, при проведении юридической и финансовой проверки иностранные инвесторы обращают внимание на многие детали, поскольку просчитывают различные варианты рисков. Между тем отечественные компании еще не готовы открывать все необходимые для принятия решений данные.

Представители всех российских фирм, имеющих практику работы с инвесторами, оказались единодушными в том, что после получения инвестиций их жизнь в определенном смысле становится сложнее. Особенно тяжело приходится финансовому руководителю фирмы, от которого инвестор требует буквально ежедневные отчеты.

Еще один важный совет дал президент "Элвис+" Александр Галицкий: не надо стремиться получать как можно больше инвестиций, если нет возможности их освоить в полном объеме.

Инвесторы - новый объект на компьютерном рынке

Существуют финансовые и стратегические инвесторы, придерживающиеся различных принципов работы. Стратегические инвесторы проявляют интерес прежде всего к положению компании на рынке и структуре ее управления. Они часто интересуются, какие долгосрочные преимущества могут получить от сотрудничества с российской компанией.

Финансовые инвесторы (работающие с акциями компаний) больше думают о стратегии выхода из бизнеса. По их словам, оптимальный объем инвестиций в российские фирмы составляет 25% пакета акций, что согласно законодательству дает возможность инвестору участвовать в принятии решений. Однако инвесторы могут удовлетвориться и меньшим процентом пакета акций, если доверяют руководству компании.

Вообще при выборе объекта вложений фактору доверия придается большое значение, поскольку после начала процесса инвестирования изменить что-либо в организации становится гораздо сложнее.

Без инвесторов компании не могут стать "правильными"

Директор дивизиона программных решений IBS Евгений Веселов предложил свою точку зрения на проблему привлечения инвесторов - взгляд специалиста по информационным и консалтинговым технологиям.

Почему на Западе не ведется двойная бухгалтерия? Потому что в условиях раздельного существования инвесторов (владельцев) и главных менеджеров компании являются открытыми, и в этом случае отчетность о деятельности фирмы для фондового рынка и налоговой службы практически одинаковая. Залогом этого является взаимное уравновешивание тенденций роста прибыли (цель инвестора) и ее уменьшения (стремление менеджеров компании к минимизации налогов).

На российском рынке, как правило, главные менеджеры компаний одновременно выступают и в роли их владельцев. Поэтому единственной тенденцией в этом случае является их стремление минимизировать видимую прибыль и, следовательно, налоги. Это может исказить представление менеджеров о реальном положении компании, а потому возникает необходимость в параллельном ведении двух бухгалтерий - для менеджера и для налоговой службы.

Таким образом, управление компанией не может стать нормальным, пока у компании нет инвестора. По мнению Веселова, без этого условия невозможно создать "правильную" фирму. Для России привлечение инвесторов равносильно обеспечению жизнеспособности бизнеса.

Знакомство состоялось. Дойдет ли дело до свадьбы?

По оценке Александра Прокина, конференция успешно выполнила свою главную задачу: познакомила российские компьютерные фирмы и потенциальных инвесторов друг с другом. "Мы считаем, что подтолкнули инвестиционный процесс", - уточняет он и надеется, что стенограмма конференции станет своего рода учебником по инвестициям в компьютерный бизнес.

Что произойдет, когда информация об уже заключенных инвестиционных сделках станет доступной для остальных российских компьютерных фирм? У Прокина на этот случай есть свой прогноз. По его мнению, многие игроки компьютерного бизнеса России задумаются над дилеммой: либо тоже заняться привлечением инвестиций, либо согласиться на уменьшение своей доли на рынке. Эта проблема встанет в будущем году, по крайней мере, перед первой "двадцаткой" компаний, которые начнут "придирчиво изучать каждое слово стенограммы конференции".

"Дейтор" формирует рынок

Прокин также поделился планами относительно весенней конференции 1998 года. Ее программа сформирована примерно на 40%. Предполагается обсудить проблемы сервисного обслуживания, поскольку, по словам Прокина, "этот сектор рынка стал интересен".

Обычная практика "Дейтор" заключается в том, что он оценивает, насколько тот или иной сектор бизнеса готов к обсуждению своих проблем. Если там появились интересные люди, кто-то начал обобщать накопленный опыт, "Дейтор" проводит исследование выбранного сектора, потом включает соответствующую номинацию в свой рейтинг, а затем готовит обсуждение результатов исследования на конференции, помогая таким образом развитию данной сферы. Описанный сценарий был реализован, по словам Прокина, на примере учебных центров. В прошлом году "Дейтор" включил информацию о них в свой отчет, заставив всех задуматься над этим сектором рынка и выполнив таким образом функцию "формирователя рынка".

Другие предполагаемые темы - "Финансовый менеджмент", "Взгляд на компьютерный бизнес с точки зрения менеджера информационных технологий" или "Как правильно организовать PR с точки зрения президента компании".


Инвестор - не благодетель, а...

По словам Прокина, организаторы конференции хотели собрать всех реально работающих на российском рынке инвесторов. Для большинства компьютерных фирм они являются абсолютно новым объектом на рынке, который захотелось хотя бы "попробовать на зуб". Половина участников конференции еще и не готовились всерьез к инвестициям. Более того, как заметил Прокин, многие вообще плохо представляют себе, что такое инвестор.

Он добавил, что "инвестор - это не благодетель, который ищет, куда бы пристроить свои деньги, лишь бы от них избавиться. Инвестор - это организация, которая ищет способ заработать прибыль более высокую, чем банковский процент. Если инвестиции дают ей на рынке информационных технологий меньше 30% годовых, то она просто не будет делать вложений. Инвестор смотрит на динамику развития компании, придирчиво изучает ее бизнес-план, спрашивает, зачем нужны инвестиции, что компания собирается с ними делать и почему она считает, что с инвестициями будет расти быстрее, чем без них. Кому удастся убедительно ответить на все вопросы инвестора, тот и получит его деньги. В настоящее время быстрого роста можно добиться только за счет инвестиций. Это поняли несколько крупных российских компаний, которые уже сегодня получают инвестиции".


Необходимость проведения конференции Прокин прокомментировал следующим образом:

"Дейтор" организует ежегодные конференции уже в течение трех лет. Однако глядя на Эстер Дайсон, которая проводит конференции два раза в год (а "Дейтор" все время смотрит на Дайсон и изучает ее опыт), компания решила с нынешнего года также проводить две ежегодные конференции. Одна из них - весенняя - будет логическим продолжением проводимого "Дейтор" исследования "Top100 компьютерного бизнеса России". (Прокин называет ее "общерыночной". - Прим. И. К.).

Вторая конференция в нынешнем году - специализированная. Что касается выбора ее темы, он не случаен: мы заметили большой интерес к ней. Он проявился уже в ходе жарких обсуждений в кулуарах предыдущей конференции "Компьютерный бизнес России", одна из дискуссий которой так и называлась - "Опыт получения инвестиций и продажи компаний на компьютерном рынке".

Мы понимаем, что инвестиции - следующий этап развития компьютерного бизнеса в нашей стране. Это означает, что компании, строившие свою стратегию как товарную, а затем как маркетинговую, должны переходить к корпоративной стратегии, решая вопросы финансирования, собственности, структуры фирмы. В своем развитии они достигли пределов роста за счет собственных средств и должны понять, что осуществление следующего "рывка" (скажем, для удвоения доли рынка) возможно только за счет привлечения инвестиций.