Picture
Джордж Какавос живописует перспективы CLR
Пресс-конференции собираются ради того, чтобы объявить о каком-нибудь событии и порадовать слушателей новостями. Иногда - чтобы напомнить о себе. Генеральный директор CLR Джордж Какавос собрал журналистов с целью поговорить о философии компании и ее планах.

CLR нельзя отказать в своеобразии: это единственная американская компания из сферы высоких технологий, полностью принадлежащая гражданам России, и единственная американская компания, в обороте которой российская доля составляет около 60%. В 1995 году, когда она вышла на рынок, он был уже изрядно заполнен, но компании удалось "отмежеваться" от локальных производителей благодаря высокому качеству комплектующих и стабильности их состава, а всемирно известные компании она старалась обойти за счет скорости внедрения последних достижений "компьютеростроения". Как правило, между сменами моделей у CLR проходит не более полугода.

Системы для продажи вАмерике собираются во Флориде. На склад в Финляндии поставляются "полуфабрикаты", затем на московской линии в них устанавливаются процессоры, винчестеры, память, звуковые карты и ПО. Полный перенос сборочного производства в Москву, по мнению Какавоса, мог бы снизить производственные затраты. Однако этому препятствует нестабильная политическая обстановка, кредитная политика банков и налоговое законодательство, не позволяющее, в частности, беспошлинно продавать ПК за пределами России (например, на Украине).

Компьютеры CLR по своему позиционированию оказываются ближе всего к линии Dimension компании Dell. Одинаков в этих фирмах, по мнению Какавоса, и подход к философии качества.

Доля CLR на российском рынке ПК не очень велика - в октябре в России продано 4 тыс. компьютеров. При этом в 1996 году на CLR приходилась половина мирового оборота группы компаний CompuLink - около 40 млн. долл.

Структуру продаж CLR Какавос назвал "полупрямым каналом сбыта". В США компания осуществляет контрактные поставки, в Латинской Америке продвижение продукции идет через единственного дистрибьютора - фирму CHS. В России же у CLR имеется семь мастер-дистрибьюторов, ориентированных на отдельные географические регионы, хотя формально их территории ничем не разграничиваются. Каждый мастер-дистрибьютор одновременно является и сервис-центром по продукции CLR в своем регионе. Три мастер-дистрибьютора из семи принадлежат к группе CompuLink. Такая организация каналов продаж должна снижать внутреннюю конкуренцию.

В ближайших планах CLR - включение в число партнеров системных интеграторов (назывались "Анкей" и "АйТи") для выхода на соответствующий рынок. Впрочем, первый шаг в федеральные структуры был сделан самостоятельно, когда компания заключила договор с Госкомстатом.

Планируется и дальнейшее увеличение числа продающих продукцию CLR розничных структур. Сейчас эти товары присутствуют в салонах CompuLink-Trade и СВ. Какавос не прочь добавить сюда еще и сеть магазинов "Партии".

В настоящее время объем заказов на 30% превысил прогнозы главы компании. В 1998 году количество выпускаемых ПК вырастет на 40% и достигнет 10 тыс. в месяц.

Следующий по значимости после России рынок для CLR - Латинская Америка, на которую приходится около 30% продаж. Рынок США занимает всего 9%. Собственно, именно такая задача - начать захват международных сфер с рынка Латинской Америки, который, по словам Какавоса, "благодарно принимает высококачественную американскую продукцию при условии проведенного в США маркетинга", - ставилась при выборе Майами в качестве места для офиса CLR. В 1998 году компания намерена открыть офис в Бразилии.

Следующую атаку CLR планирует прелпринять на европейский рынок: по мнению Какавоса, продукция CLR удовлетворяет более высоким, чем американские, европейским стандартам.

В декабре в России появятся ноутбуки CLR, а через год CLR освоит серверы, карманные компьютеры или домашние мультимедиа-системы. На второй квартал 1998 года намечено получение CLR сертификата качества ISO 9000.