Новый National Defense Authorization Act содержит поправку, в соответствии с которой производители обязаны получать разрешение и, возможно, специальную экспортную лицензию на продажу компьютеров, выполняющих 2000 млн. теоретических операций в секунду (MTOPS).

"Говоря откровенно, реальная оценка производительности суперкомпьютеров, от 2000 до 7000 MTOPS, здесь явно занижена. Машины с таким быстродействием сейчас используются все шире", - сказал Кеннет Флэмм, старший научный сотрудник института Brookings Institution и специалист по суперкомпьютерам. Он назвал резолюцию 1119 нелепой: "Она не имеет никакого смысла. Порочным является само определение суперкомпьютера как высокоуровневой машины самого старшего класса".

Голосование в палате представителей по резолюции 1119 завершилось с результатом 286 против 123, то есть сторонникам билля не хватило четырех голосов до 290, необходимых для преодоления президентского вето.

Та часть билля, в которой речь идет об экспорте, обязывает производителей компьютеров получать в министерствах торговли, безопасности, энергетики, у государственного секретаря и директора Агентства по контролю над вооружениями и разоружению письменное разрешение на экспорт машин, которые могут выполнять операции со скоростью, превышающей установленное ограничение. При отказе со стороны одного из вышеупомянутых министров или директора агентства производитель должен обращаться за лицензией к министру торговли.

Запрещение экспорта касается стран "третьего компьютерного мира", то есть тех государств, которые не являются членами НАТО или членами союза стран, не входящих в НАТО и имеющих ядерное оружие. Помимо Китая и России, экспорт будет ограничен в Индию и Пакистан. Меры предосторожности были усилены после приобретения суперкомпьютеров Китаем и Россией без ведома правительства США. В то время как Китай согласился вернуть один суперкомпьютер, который был предназначен для военных целей, Россия отказалась допустить представителей США в лабораторию, где установлены компьютеры IBM и SGI.

Как считают аналитики, введение новых экспортных ограничений вряд ли скажется на каналах подпольной торговли компьютерами.

Кристофер Виллард, руководитель исследований компании IDC, понимает необходимость контроля за экспортом суперкомпьютеров. "Я сочувствую законодателям, - сказал он. - Существуют технологии, использование которых может нанести очень большой ущерб, и этот процесс необходимо держать под контролем. Но вряд ли можно создать закон, который в состоянии угнаться за развитием технологии".

В результате принятия этого закона американским производителям просто не дадут выйти на некоторые мировые рынки суперкомпьютеров. Как подчеркнул Флэмм, кончится тем, что конкурирующие компании других стран "съедят пирог" без участия американских производителей. "Если доводить ситуацию до логического конца, наступит момент, когда будет запрещен выпуск любого типа процессоров для ПК вне пределов страны, - заметил Виллард. - Но в Китае и России очень много специалистов. Ничто не мешает им приобрести компоненты и самим собрать все что нужно".

Еще одна проблема заключается в том, что в то время как компьютерная технология развивается быстро, технология создания ядерных бомб не меняется. "Тому, кто беспокоится о том, что Пакистан или другая страна третьего мира может создать какой-либо вид ядерного вооружения с использованием суперкомпьютеров, следует обратить внимание на технологии, разработанные лет 50 назад и, по общему признанию, не утерявшие свою ценность, - заметил Виллард. - Они были созданы при помощи логарифмической линейки".


Партизанскими тропами - в Россию

Как сообщили представители Министерства юстиции США, федеральный суд присяжных проводит расследование по факту продажи компанией IBM 16 компьютеров RS/6000 российской лаборатории, расположенной недалеко от Арзамаса-16 и занимающейся вопросами ядерного вооружения.

Хотя американское правительство отказало IBM в предоставлении лицензии на их продажу, по данным New York Times, компьютеры были в конце концов реализованы через посредника.

Несмотря на то что американские компании могут получить лицензию на продажу компьютеров в страны, имеющие ядерные запасы, передача подобного оборудования лабораториям, занимающимся вопросами ядерных вооружений, категорически запрещается.

Сделка по RS/6000, ставшая предметом расследования федерального суда, была оформлена нелегально. Представители Министерства юстиции подтвердили факт судебного расследования, но от более подробных комментариев отказались.

Руководители IBM заявили, что им неизвестно имя посредника, который передал компьютеры в Арзамас-16. Компания готова содействовать правительству - она согласилась предоставить все необходимые для дела материалы. Кроме того, по словам представителя IBM Фреда Макнизи, компания предпримет все меры для возврата упомянутых компьютеров.

Власти США подозревают, что SP-2 компании IBM были доставлены в Арзамас тем же реселлером, который, как предполагается, сыграл роль посредника в сделке с RS-6000.

- Марк Ферранти,
Служба новостей IDG, Нью-Йорк