Компьютер-Internet-компьютер

Использование мультимедийных компьютеров для голосового общения началось довольно давно - 2-3 года назад, поэтому неудивительно, что ведущие игроки этого рынка уже прочно заняли свои позиции. По словам Майкла Андерсона, директора корпоративных продаж компании VocalTec, его компания контролирует в настоящее время 80% рынка.

Косвенно его слова подтверждает опрос пользователей, которые считают Internet Phone (основной продукт VocalTec) лучшим в своем классе (см. табл. 1). Опрос проводился по результатам 1996 года, поэтому продукт Netscape Communicator в этот рейтинг не попал.

Таблица 1.

Результаты голосования, полученные коалицией Voice on the Net (http://www.von.com/).

ПродуктКомпания-производительКоличество балловАдрес в Internet
Internet PhoneVocalTec Communications1176http://www.vocaltec.com
TeleVoxVoxware316http://www.voxware.com
NetMeetingMicrosoft314http://www.microsoft.com/netmeeting
Internet Video PhoneIntel216http://www.intel.com
CU-SeeMeWhite Pine202http://www.wpine.com
CoolTalkNetscape Communications173http://www.netscape.com
WebPhoneNetSpeak169http://www.netspeak.com
FreeTelFreeTel135http://www.freetel.com
VDOPhoneVDOnet111http://www.vdo.net
Net2PhoneNet2Phone107http://www.net2phone.com

По данным IDC, услугами Internet-телефонии в прошлом году воспользовалось около полумиллиона человек. По сравнению с общим числом пользователей Internet эта цифра выглядит более чем скромной.

По-видимому, ситуация в области программ для голосовой связи посредством компьютеров уже стабилизировалась, и решающими факторами конкуренции стали не столько характеристики тех или иных программных продуктов, сколько особенности маркетинговой и сервисной политики фирм-производителей. Например, ПО WebPhone выгодно отличается от лидирующего пакета Internet Phone возможностью работы в режиме конференций, но сильно уступает последнему в удобстве интерфейса. Создатели Netscape Communicator предусмотрели очень выигрышную стратегию распространения этого продукта.

TeleVox при сравнимом с WebPhone качестве передачи голоса оказывается дешевле, обладая при этом более развитыми возможностями работы в режиме конференций.

Вероятнее всего, технологическая конкуренция между продуктами этого класса будет развиваться в двух основных направлениях. Первое - усовершенствование качества передачи звука, видео и голосовой информации в режиме многопользовательской конференции. Второе направление связано с интеграцией возможностей для одновременного диалога множества пользователей (с возможностью передачи и видеоизображений) в более специализированные продукты типа систем для intranet-сетей, в которых обыкновенный треп просто неуместен. Примером такого рода ПО может служить продукт "Интранет-Офис" компании Interrussia (http://interrussia.com/office).

На мой взгляд, схема голосового общения "компьютер-Internet-компьютер" была и еще долго будет уделом энтузиастов-любителей, потому что, во первых, она предполагает наличие одинакового программного обеспечения у всех собеседников, а во-вторых, требует одновременного присутствия в Internet всех участников диалога, при этом система оповещения о звонке отсутствует.

Телефон-Internet-компьютер

На этой схеме основана, например, работа системы A-mail (http://www.tc.net). Пользователь звонит по обычному телефону и оставляет голосовое сообщение, которое затем преобразуется в текст и рассылается группе получателей в виде сообщений электронной почты.

Другой продукт - DialWeb производства компании Premiere Communications (http://www.premierecomm.com) - позволяет не только размещать полученные по телефону голосовые сообщения на Web-страницах, но и управлять своим узлом Web по телефону.

Тем не менее обычно схема "телефон-Internet-компьютер" работает все-таки иначе: звонок поступает на телефонный сервер, затем с помощью телефонной наборной панели вводится Internet-адрес абонента, после чего звонок перенаправляется прямиком на нужный компьютер. Сегодня на рынке существует только один продукт, работающий по этой схеме, - телефонный сервер производства VocalTec.

Компьютер-Internet-телефон

Схема работает следующим образом: с мультимедийного компьютера, оснащенного соответствующим программным обеспечением (например, тем же Internet Phone), звонок посредством Internet поступает на ближайший к абоненту сервер, а с него через обычную телефонную сеть - на телефонный аппарат абонента.

В настоящее время на рынке существует несколько продуктов, которые обеспечивают подобную связь. Например, Net2Phone дает пользователю возможность звонить со своего компьютера практически в любую точку земного шара. В ряде случаев это дает значительную экономию. Но звонок из России в США стоит и в этом случае немало - 78 центов за минуту. Аналогичная услуга, предоставляемая компанией Internet Long Distance (http://www.gxc.com), стоит 98 центов. Позвонить с обычной Web-страницы можно с помощью продукта VocalTec Telephony Gateway. Для этого следует обратиться, к примеру, в отечественную компанию "Комптек" (http://www.cti.ru/telephony/calls/index.html), которая является дистрибьютором этого продукта в России.

С помощью новой, пятой версии программы Internet Phone можно напрямую звонить телефонному собеседнику через сети серверов компаний - партнеров VocalTec, но качество звука при этом оставляет желать много лучшего. Во всех случаях качество было крайне неудовлетворительным, причем разговор сопровождался жутким эхо. В компании Tech Support Delta (партнер производителя), куда я обратился за помощью, сослались на VocalTec, а та, в свою очередь, снова "перевела стрелки" на Delta. Причина неполадок наверняка была в сервере Delta, так как разговор с Сан-Франциско был вполне удовлетворительного качества. Что касается цен, то разговор с Москвой обошелся мне в 30 центов за минуту, в то время как услуги обычного телефона стоят 25-50 центов. Разговор в пределах США по расценкам компании Biztrans стоит 10 центов за первую минуту, хотя такой же разговор по обычному телефону стоит 9-10 центов. Экономия, как видно, весьма и весьма относительная.

Телефон-Internet-телефон

Конечно же, приложения данного типа выглядят весьма многообещающе. Поскольку пользователю все равно, как проходит его звонок (по наземным кабелям, через спутник или посредством Internet), он готов воспользоваться услугами любой компании, если они имеют приемлемое соотношение цены и качества.

Большинство продуктов этой категории еще не вышли за рамки эксперимента. Тем не менее крупные провайдеры международной связи, такие как MCI, ICG Communications и France Telecom, уже включились в исследование возможностей телефонной связи через Internet. Они испытывают Internet Telephony Server производства Lucent Technologies, основанный на замечательном программном продукте этой компании, известном под названием elemedia.


Некоторые, на мой взгляд, весьма далекие от совершенства продукты, обеспечивающие работу серверов Internet-телефонии, уже появились на рынке. Основные из них перечислены в табл. 2.

Таблица 2.

Серверные продукты для Internet-телефонии.

Производитель/продуктИнтерфейсМакс. число портовТипЦена за порт (долл.)
Computer Protocol/CpIP VoiceАналоговыйпо 2 на платуЗвук, факс750 (программы и платы)
Lucent/Internet Telephony ServerT1/E1, ISDN PRI, аналоговый96 на серверЗвук, факс800-2000 (сервер)
Micom/V/IPАналоговыйпо 2 на платуЗвук, факс770 (программы и платы)
Netspeak/ WebphoneT1/E1, аналоговый24 на серверЗвукT1: 2800; аналоговый: 1200 (программы и платы)
Netxchange/Internet XchangeT1/E1, аналоговый24 на серверЗвук, факс1200 (только программы)
Phonet/EthergateАналоговый8 на серверЗвук500 (программы и платы)
RADvision/L2W-323ISDN BRI, V.354 на серверЗвук, видео1000 (сервер)
Vienna/Vienna wayISDN BRI96 на серверЗвук, факс1200-1900 (сервер)
Vocaltec/Telephone GatewayT1, аналоговый12 на серверЗвук, факс1350 (только программы)

В середине апреля в Женеве состоялся Первый Международный симпозиум по использованию технологий Internet в области телекоммуникаций. Месяцем раньше, в марте, Европейский институт телекоммуникационных стандартов по инициативе компаний Alcatel, Belgacom, Ericsson, KPN, Lucent Technologies, Nokia, Siemens и Telia начал работу над проектом Tiphon, который направлен на разработку единых подходов и стандартов в области Internet-телефонии.

В конце марта 1997 года Кристофер Хартнетт, основатель и глава компании USA Global Link, известной своими льготными услугами на международные телефонные разговоры и факсимильную связь, объявил о создании Global InternetworkSM - системы дешевой связи, работающей по принципу "телефон-Internet-телефон". В ближайшее время компания планирует подключить к своей системе крупнейшие бизнес-центры в США, Германии, Японии, Бразилии, Великобритании, Гонконге, Франции, ЮАР, Австралии, Индонезии, Корее и других странах. Для этого намечено инвестировать 500 млн. долл., что относительно немного по сравнению с традиционной телефонной инфраструктурой.


Компания Dialogic анонсировала на выставке сервер DM3 IPLink, который позволяет на основе протокола H.323 связывать два компьютера, телефонные или факсовые аппараты во всех возможных сочетаниях.


Компании VocalTeс и Dialogic сегодня занимают ведущие позиции на рынке телефонных серверов. Концерн Deutsche Telecom сообщил о своем намерении купить 21% акций VocalTeс и заказать ее продукцию на 30 млн. долл. Компания VocalTeс в альянсе с AT&T образовала новую фирму - ITXC, основным направлением деятельности которой станет создание собственной всемирной сети телефонных серверов. Участие в этом альянсе AT&T, которой принадлежит большинство акций, свидетельствует о пристальном внимании гигантов телекоммуникаций к Internet-телефонии.


Лента новостей

Согласно обзору New York Times, Internet-телефония в настоящее время растет быстрее всех остальных направлений бизнеса, основанного на применении технологий Internet. К 2000 году ей прочат оборот в 6 млрд. долл. Текущий год стал новым качественным рубежом для Internet-телефонии. Сменилась парадигма этой индустрии: от ставки на рядовых пользователей Internet и схемы "компьютер-Internet-компьютер" отрасль перешла к решению задач крупного бизнеса и к схеме "телефон-Internet-телефон".

Телефонные серверы пока стоят дорого, они трудны в использовании и администрировании. Но ситуация меняется очень быстро. Эффект от их применения заключается не в снижении стоимости переговоров. Joe Rinde из MCI убедительно показал в своем докладе, что для международных переговоров стоимость минуты связи по телефону и Internet отличается не намного. Кроме того, качество разговоров через Internet всегда будет значительно ниже традиционных каналов связи. Это обусловлено самой природой пакетированных сетей, одной из которых и является Internet. И сегодня телефонные серверы не имеют существенных (кроме высокой цены и низкого качества) отличий от кодировщиков, которые стоят на обычных линиях связи. Уже сейчас у международных компаний можно купить время и/или канал связи, которые обойдутся не дороже внедрения телефонных серверов. Суть происходящих перемен ясно выразил представитель MCI Vinton Cerf, немало в свое время способствовавший внедрению TCP/IP: "Пользователю должно быть безразлично, каким путем идет его голос: по каналам Internet или по обычных телефонным линиям". Сращивание голоса и данных в передаче на большие расстояния - вот чем занимаются крупные телекоммуникационные компании. На благо именно таких компанияй и работает в последнее время Internet-телефония.

Совместная разработка VocalTeс и Dialogic, известная под названием VocalTec Telephony Gateway (VTG), - один из наиболее удачных в своем роде продуктов. Сейчас в продаже имеется уже третья версия VTG (http://www.vocaltec.com/products/gtw/gtw_intro.htm). Продукт представляет собой набор программ, обеспечивающих весь комплекс телефонных услуг и расчетов с клиентами. В качестве интерфейса используются платы компании Dialogic. Через сеть израильской фирмы Delta Three (http://www.deltathree.com), имеющей свои серверы в Москве и Санкт-Петербурге и использующей технологию VocalTec-Dialogic, уже сейчас можно звонить в США, Канаду, Израиль, Великобританию, Испанию, Португалию, Сингапур, Колумбию, Парагвай и ряд других стран. Основными недостатками технологии VocalTec являются малое число подключаемых на один сервер телефонных линий (не более восьми) и высокая стоимость (более 2000 долл. за каждую линию).

В августе наконец-то вышел промышленный образец Vocal'Net Server производства Inter-Tel (http://www.inter-tel.com). Он выгодно отличается от своих предшественников тем, что представляет собой автономный самодостаточный сервер, позволяющий подключать через каналы класса Е1 или Т1 до 98 телефонных каналов одновременно. Среди других новинок выставки - сервер корпорации Brooktrout (http://www.brooktrout.com) и Golden Gateway корпорации Telogy Networks (http://www.telogy.com). Motorola демонстрировала свой VoIPR (Voice over IP Router), сделанный в том же подразделении фирмы, которое занимается продажей VocalTec Gateway. Этот продукт привлекает своей ценой - 19,7 тыс. долл. за систему с 24 портами (около 820 долл. за порт).

Интересное решение для корпораций, чьи офисы разбросаны по всему свету, предлагает английская фирма Micom (http://www.micom.com/). Многопортовые карты Micom позволяют организовать голосовую связь между офисами через любую глобальную сеть, включая Internet. На выставке представитель Micom заявил, что компания меняет политику, решив выпускать продукты не только для корпоративных клиентов, но и для широких масс пользователей.

Lucent Technology, Netxchange и Phonet обещают предоставить свои продукты для Internet-телефонии только в конце 1997 года. Остальные предлагают свои системы уже сейчас, но продукты в основном еще очень сырые. Явного лидера на этом рынке пока нет.

Любопытная новинка выставки - продукт Etherphone компании Selsius Systems (http://www.selsius.com). Он полностью отвечает своему названию, позволяя осуществлять телефонные разговоры через сети Ethernet.

Потрясающей новостью стало подтверждение слухов о том, что новая (пятая) версия Windows NT будет включать код, позволяющий компьютеру с этой ОС функционировать как однопортовому шлюзу.

Приуроченное к конференции большое шоу, посвященное протоколу H.323, с треском провалилось несмотря на то, что в нем участвовало более 30 ведущих компаний. По мнению Роберта Шехтера, представителя корпорации Natural Microsystems, данный стандарт, принятый около пяти месяцев назад, просто еще не созрел для подобных демонстраций. Впрочем, Рави Гурурадж, менеджер Internet-проектов компании Dialogic, считает, что в сложившейся вокруг H.323 ситуации виноваты прежде всего производители, которые широко рекламируют совместимость своих продуктов с этим протоколом, на деле часто отступая от него.

Однако, несмотря на отдельные просчеты, выставка в целом удалась и вызвала большой резонанс в средствах массовой информации. Это уже второе мероприятие подобного рода в США. Следующая состоится уже в октябре в Бонне, а за ней в марте - апреле 1998 г.последует новая выставка в США.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями