Picture
Мэсон призывает перенимать опыт западных госорганизаций
Семинар "Технологии Lotus в государственных организациях", проведнный 29 октября московским представительством компании, был не столько техническим, сколько методическим. На нем представители российских госструктур рассказывали об опыте внедрения Notes и Domino в аналогичные структуры на Западе. А начался семинар с выступления менеджера по развитию продуктов Lotus Александра Данилина, который порадовал собравшихся сообщением о завершении локализации клиента Notes 4.5.2. Затем слово для вступительного доклада взяла Кэй Мэсон, директор сектора по работе с государственными организациями Lotus Europe.

Мэсон рассказала об общих принципах построения информационных систем на предприятиях разного масштаба с помощью Lotus Notes и Domino. Для иллюстрации преимуществ применения средств электронного документооборота она привела некоторые цифры. Так, при работе с бумажными документами от 5 до 25% рабочего времени сотрудников тратится на поиск информации, около 5% бумаг вообще теряются или попадают не в те папки. То есть экономический эффект от внедрения средств организации групповой работы на основе продуктов Lotus может достигать 30%. Но эти цифры справедливы внутри отдельно взятой компании. А как подсчитать время и силы, затрачиваемые гражданами при обращении в государственные организации, такие как налоговая инспекция, департамент социальной защиты? Ведь для составления налоговой декларации необходимо получить бланки, правильно их заполнить и в срок доставить в региональное отделение налоговой инспекции. Все это сопровождается бесконечным хождением по соответствующим инстанциям и беседами с ответственными лицами. Как сказала Мэсон, в настоящее время в некоторых странах мира успешно решается большинство этих проблем. Наиболее удачно с этой задачей справились в налоговой инспекции Швеции. В Internet был организован узел, использующий технологию Lotus Domino. Теперь каждый гражданин может получить здесь не только подробные инструкции по заполнению декларации, но и загрузить и распечатать необходимые бланки. Таким образом экономится не только время, но и средства, затрачиваемые на централизованную печать и доставку этих самых бланков. В скором времени, когда состоится тестирование и внедрение системы электронной подписи, уплата налогов также будет происходить электронным способом, при котором необходимая сумма просто списывается через Internet с кредитной карточки налогоплательщика. Аналогичная система реализована в итальянском департаменте социальной защиты. Там после ее внедрения удалось отсеять несколько тысяч человек, не имевших права на социальную помощь, стоявших в очереди на получение пособия. На Lotus Domino и Notes основана и система US-LAPD, используемая патрульными полицейскими США для заполнения всевозможных форм прямо на месте происшествия. Показателем надежности решений Lotus, по словам Мэсон, является и тот факт, что они применяются в НАТО, Министерстве обороны США и в австралийской армии. По оценкам Lotus, в настоящее время во всем мире насчитывается более 26 млн. пользователей их продуктов.

В России наиболее показательным примером реализации информационных систем является опыт Государственной Думы и Министерства иностранных дел. Об истории создания системы в Государственной Думе и ее нынешнем состоянии рассказал Владимир Медведь, советник Управления информационно-технического обеспечения.

По его словам, все начиналось в 1994 году, когда после анализа регламента работы Госдумы было решено его усовершенствовать с помощью каких-либо программных средств. Вариантов было два: Lotus и Oracle. В конце концов выбор пал на первый, и были приобретены пять пакетов Lotus Notes по пять лицензий каждый. Первый опыт эксплуатации был признан успешным, и руководство дало добро на полномасштабную реализацию информационной системы. На втором этапе было осуществлено внедрение сервера Lotus Domino 4.5 и 82 клиентских мест Lotus Notes. Нынешняя система организована на двух серверах, один из которых основной, на нем хранятся все документы, а второй используется для почтовых ящиков и хранения реплик документов для внешнего использования. Теперь депутаты - пользователи системы имеют возможность оперативного доступа ко всем документам, касающимся обсуждаемых вопросов. Здесь же можно осуществлять поиск, задавая достаточно сложные параметры, и вносить на обсуждение свои поправки и дополнения. А рядовые граждане могут зайти на Web-сайт Думы и ознакомиться с хранящейся в базе данных информацией, которая динамически обновляется в процессе работы депутатов с документами.

О структуре информационной системы МИД и роли Lotus в ней рассказал Александр Кудряшев, заместитель директора Научно-исследовательского центра информатики МИД РФ. Система условно разделена на три уровня. Нижний уровень - автоматизированные рабочие места на базе ПК. Средний - локальные сети департаментов. На высшем уровне сосредоточены коммуникационная среда, база данных и общее управление системой. Внедрение технологий Lotus началось именно с верхнего уровня, где была создана БД для всего министерства. В первую очередь с ее помощью осуществлялась автоматизация обработки сообщений СМИ и доставка их потребителям внутри министерства. Другая БД данных содержит нормативные документы, то есть международные договоры. Еще одна база содержит нормативно-справочную информацию, всевозможные классификаторы и рубрикаторы. Главными задачами в процессе расширения информационной системы Кудряшев назвал завершение создания общеминистерской электронной почты для обмена открытой информацией. В целях обеспечения совместимости для организации почты выбран продукт Lotus Domino, а в качестве среды - Internet.