Picture
Марко Буркхардт: "Чтобы набрать в России оборот в 20 млн. марок, недостаточно было иметь просто хороший продукт"
Такой вывод можно сделать исходя из двух фактов. Во-первых, в текущем финансовом году общий оборот компании в странах СНГ и Балтии, по ее оценкам, составит примерно 30 млн. марок (что означает 50-процентный рост по сравнению с предыдущим годом). Во-вторых, SAP приняла решение об открытии в СНГ центра разработки программного обеспечения. Об этом сообщил управляющий директор SAP СНГ Марко Буркхардт 9 октября на пресс-конференции компании.

SAP - отметившая в текущем году 25-летие - является четвертым в мире поставщиком программ и продолжает лидировать на рынке организационно-экономического ПО: согласно последним материалам, опубликованным IDC, доля компании составляет здесь 29%. Кроме того, по данным IDC, SAP также лидирует на мировом рынке прикладного ПО, выполненного в архитектуре клиент-сервер: объем поставок компании в прошлом году вырос на 36% по сравнению с 1995 годом.

Как заметил Буркхардт, впервые число инсталляций систем R/2 и R/3 превысило общее число сотрудников компании, которое также заметно выросло. Постепенно изменилась и география сбыта продуктов SAP: так, если 5 лет назад половина общего количества инсталляций приходилась на Германию, в 1996 году 75% объема продаж было получено за ее пределами, причем наибольший рост наблюдается в США.

Из более чем 2,5 млрд. марок, полученных SAP от продажи ПО, на долю СНГ и Балтии приходится всего 15 млн. марок, тем не менее динамика роста российского рынка выше общеевропейской. По словам Буркхардта, компания сделала в России только первые шаги: в предыдущие годы работы представительство SAP в России училось тому, "как внедрять ПО и как адаптировать его так, чтобы оно работало в СНГ". По данным компании, на адаптацию и перевод стандартных версий систем R/2 и R/3 затрачено уже свыше 6 млн. марок.

SAP накопила большой опыт работы в условиях российской специфики, который, по мнению ее управляющего директора, дает компании существенные преимущества на нашем рынке перед другими западными фирмами, предлагающими аналогичное ПО. На мой вопрос о том, как SAP оценивает ПО российских фирм в области организационно-экономического обеспечения, Буркхардт ответил, что не считает их конкурентами. По его словам, ни одна из российских фирм не может предоставить того набора функциональных возможностей, который имеется в продуктах SAP.

Хотя, как признался Буркхардт, руководство SAP вначале надеялось на более динамичный рост сбыта систем на российском рынке, компания все же довольна достигнутыми итогами, особенно результатами двух последних лет: общее число инсталляций в СНГ превысило 70.

Сейчас в России имеется пять инсталляций системы R/2, однако, как считает Буркхаpдт, до конца будущего года все они будут заменены на системы R/3. Причем если 42% инсталляций продуктов SAP в мире выполнено на платформе NT, большинство систем в России работает на Unix-серверах и даже на мэйнфреймах. Интересная особенность России, по мнению Буркхардта, - заметная доля внедрений системы на предприятиях металлургии: за рубежом основная доля инсталляций приходится на высокотехнологичные отрасли.

Интерес российских предприятий к системе R/3, по мнению руководителей SAP СНГ, объективен и определяется в том числе стремлением выйти на международный рынок. Компания может предложить им возможность ведения бухгалтерской отчетности международного стандарта с учетом российской специфики.

Практически все российские предприятия, внедрившие у себя R/3, не используют в полной мере заложенные в ней возможности. А по словам Буркхардта, чем больше функциональных возможностей вводит в практику предприятие, тем оно успешнее работает. Тем не менее для многих российских предприятий, испытывающих финансовые трудности, одним из преимуществ системы R/3 является возможность поэтапного наращивания мощности системы. Вообще управляющий директор SAP СНГ, по его собственным словам, облечен очень большими полномочиями, а потому может оперативно решить многие вопросы, касающиеся внедрения продуктов компании.

Буркхардт постарался развеять мнение о том, что внедрение R/3 обходится предприятиям гораздо дороже стоимости самой системы. По данным компании, более 70% своего оборота она получает от продаж. На отечественных предприятиях часто устанавливают с помощью специалистов SAP только минимальную конфигурацию системы, а дальнейшее ее внедрение осуществляют собственными силами.

Многие клиенты постоянно требуют от SAP расширения функциональности R/3: так появляются различные "отраслевые" версии продукта. В настоящее время их 15, в ближайшее время это число, по-видимому, вырастет за счет решений для издательской деятельности и сталелитейной промышленности.

Деятельность представительства SAP в СНГ до сих пор была связана с продажей, внедрением и консалтингом по продуктам компании. Примерно полтора месяца назад фирма провела первую сертификацию специалистов по SAP в России. Прошедшие ее специалисты - не более 10% от общего числа участников - получили сертификат международного образца.

Прогнозируя рост российского рынка организационно-экономического ПО, SAP приняла решение об открытии в СНГ центра разработки ПО и об инвестировании 2 млн. марок. На первых порах основной задачей сотрудников центра будет тестирование ПО, причем не просто поиск программных ошибок, а скорее оценка функциональной полноты продуктов. Затем часть специалистов центра займется разработкой специализированных функций и подсистем для новых версий ПО. Марко Буркхардт уверен, что в России много хороших специалистов, тем не менее SAP первоначально потребуется только 50 новых сотрудников.