photo Так вот вытесняют или не вытесняют, а если вытесняют, то где?

На самом деле, если проанализировать нынешнее положение дел и вспомнить о тех воплях относительно мультимедиа, которые раздавались год-два назад, то не вытесняют. Модное словечко "мультимедиа" сегодня, как правило, обозначает компьютер с CD-ROM и динамиками. И то и другое весьма пригодилось пользователю. На дисках очень удобно распространять игрушки, которые активно используют звуковые эффекты. В то же время всякие путеводители по музеям и энциклопедии потребителем воспринимаются более сдержанно, не говоря уже о попытках (провальные все до одной) выпуска периодических изданий на CD. (Последнее, впрочем, не относится к изданию CD-архивов, аналогичных тому, который выпустили в этом году "Открытые системы".)

Действительно, читать с экрана монитора неудобно, по крайней мере гораздо менее удобно, чем работать с текстом, напечатанным на бумаге. (Тем, кто с этим мнением не согласен, искренне сочувствую. Говорят, при 7 диоптриях операции у Федорова проходят особенно успешно.) Так вот, читать с экрана неудобно. О живописи и прочих произведениях искусства и речи быть не может - то качество воспроизведения, которое в состоянии обеспечить современный монитор, настолько хуже, чем представляемое в альбоме, насколько последнее хуже оригинала. Человек в здравом уме сядет читать за компьютер только в том случае, если его заставляют это делать, предположим на работе. И ведь оказалось, что примеров, когда от компьютера просто некуда деваться, можно привести более чем достаточно.

"Прорыв" новых носителей в издательское дело действительно произошел, но случился не там, где этого ждали, и не так. Прорвало в тех областях, которые не так заметны стороннему наблюдателю. Издания в электронном виде хороши не только тем, что на крошечный диск можно записать гигантские объемы информации; в частности, по этой информации можно, помимо прочего, организовать эффективный поиск. На пересечении этих функций живет целый пласт цифрового издательства. Возьмем, например, правовые системы. Если это не издательство, то что же тогда? Помимо вышеуказанных правовых систем, на этих же принципах построены словари, справочники, каталоги и все чаще появляющиеся в цифровом виде прайс-листы компаний. Подобные документы никогда не появлялись на витринах газетных киосков, но удельный вес их был и остается огромным. Все эти колоссальные объемы информации стали цифровыми мгновенно и без особой помпы.

Другой рынок, на котором выпуск новых носителей также прошел практически незамеченным, - гибридные издания. Журнал с вложенным компакт-диском, если не у нас, то по крайней мере на Западе, давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Как и все хорошее, эта идея, естественно, родилась в России, только об этом уже никто не помнит. А мы помним издававшийся с незапамятных времен журнал "Кругозор" с незатейливым девизом "смотри картинку - слушай пластинку". Говорят (и я готов в это поверить), что заслуга создания журнала принадлежит Юрию Визбору. Так что именно он, а не О'Лири и Маршалл Маклюeн, должен считаться подлинным провозвестником эпохи мультимедиа. А вспомнили мы про "Кругозор" неспроста. Его девиз содержит весьма мудрое положение: на картинку лучше всего смотреть, а пластинку - слушать.

Иными словами, у каждого носителя информации есть свои сильные стороны, на которые и нужно опираться. Кино лучше смотреть в кинотеатре, а мыльные оперы - по телевизору. Так что, по большому счету, телевизор и кино не конкуренты - они скорее дополняют друг друга. Читать книжки и рассматривать картинки лучше всего, когда они напечатаны на бумаге. Но в каких-то случаях удобнее цифра. Пока среди последних примеров фигурирует только публикация баз данных; возможно, со временем будет придумано что-то еще. Но и того, что есть, вполне достаточно, чтобы считать цифровую революцию свершившейся.

И как в примере с телевизором и кино, оказалось, что цифровое и традиционное издательство вовсе не конкуренты. Опять-таки можно смотреть кино по телевизору, но после того как в Москве появились кинотеатры с нормальным звуком и цветом, в это уже мало кто верит. Примерно то же происходит и с новыми носителями. Они, безусловно, с каждым днем занимают все большую часть рынка, которую отвоевывают в основном у пустоты. Уже упомянутые правовые системы до появления компьютеров отсутствовали как сущность. Несколько более сложная ситуация с Web-серверами. Я знаком с людьми, которые те же издания "Открытых систем" читают только на Web (www.osp.ru) и говорят, что их все устраивает. Ну, устраивает так устраивает. Но посмотрим на десятку самых популярных серверов в мире - в основном это серверы, которые не имеют и, по определению, не могут иметь бумажных аналогов. Искусство WWW пока слишком молодо и еще несет на себе отпечатки традиционных медиа. Но уже сейчас выигрывают те, кто первым уловил и использовал уникальные возможности Web.

Мало-помалу цифровая печать входит в нашу жизнь. Незаметно, без шума и презентаций, но тем не менее стремительно. В один прекрасный день мы проснулись и обнаружили, что цифровые носители уже здесь и подстерегают нас на каждом шагу. Дальше будет больше. Однако вопреки бытовавшему мнению, цифровое издательство не стало и, по всей видимости, никогда не станет конкурентом традиционному. Оба направления будут благополучно сосуществовать, дополняя друг друга. Основная сфера развития цифрового издательства - оригинальные издания, не имеющие аналогов на традиционных носителях. Многие из таких изданий еще предстоит придумать.


Денис Самсонов - главный pедактоp жуpнала Publish. С ним можно связаться по электpонной почте denis@osp.ru.