По оценкам промышленных аналитиков, число абонентов сотовой связи во всем мире составило в прошлом году более 125 млн., увеличившись втрое по сравнению с 1994 годом. Две трети от этого числа составляют жители США.

Но и в здесь, по данным Phillips InfoTech, к 2000 году объем рынка вырастет со 126 до 958 млн. долл.

При этом пользователям мобильной связи во всем мире приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами - высокой стоимостью обслуживания и отсутствием стандартов, кроме того, нельзя забывать о сложностях с роумингом.

Со стандартизацией - проще

Проблема стандартизации более насущна для США, чем для Европы и Азии, где в основном применяется технология GSM (Global System for Mobilization). Хотя чаще всего GSM используется для передачи голоса, операторы сотовой связи постепенно начинают предоставлять доступ и в Internet.

Как сообщил аналитик Farpoint Group Крэйг Матиас, GSM применяется примерно в 75 странах. Европа выбрала GSM в качестве стандарта, чтобы было меньше проблем с роумингом и возможностью взаимодействия конкурирующих операторов. В США используются несколько разновидностей GSM и разные спецификации других видов мобильной связи.

За пределами США GSM использовать выгоднее, как выяснила компания Intergraph, выпускающая рабочие станции и ПО для машинного проектирования. Intergraph выдала своим торговым агентам и инженерам службы поддержки ноутбуки и GSM-телефоны, подключенные к сети D2 компании Mannesmann AG. Служащие Intergraph могут, позвонив в офис откуда угодно, подключиться к сети через сервер удаленного доступа. С помощью этой же системы клиенты, звоня по бесплатному номеру, могут оставлять сообщения, которые затем отсылаются в текстовом виде на сотовые телефоны инженеров.

Сотовые GSM-сети покрывают всю территорию Германии, поэтому там подобный подход вполне уместен. Однако в США развитие беспроводной связи сдерживается высокой стоимостью и недооценкой ее преимуществ, как считает Матиас.

Все более популярными становятся GSM-устройства, называемые "интеллектуальными телефонами". Это телефонная трубка, объединяющая в себе функции карманного компьютера и системы передачи голоса и данных. В их числе - недавно представленный Motorola сотовый телефон, поддерживающий, кроме GSM, также и другие стандарты. Кроме того, в Европе весьма популярен интеллектуальный телефон Nokia 9000.

Как в Европе, так и в США растет популярность другой технологии беспроводной связи - CDMA (Code Division Multiple Access). Некоторые американские производители приборов мобильной связи (в частности Qualcomm) выдвигают его в качестве стандарта.

Об экономии

Чтобы избежать расходов на локальную инфракрасную или глобальную сотовую связь (обе эти технологии обходятся очень дорого), многие компании используют международные сети intranet или спутниковые каналы. И в самом деле, сетевые платы Ethernet на 10 Мбит/с стоят около 50 долл., а инфракрасный адаптер стоимостью 500 долл. обеспечивает скорость лишь в 1-2 Мбит/с.

В настоящее время спутниковые каналы используются не только в качестве резервных. Растет их применение предприятиями США. В частности, служба доставки Wiest Truckline использует смешанную спутниково-беспроводную систему передачи данных компаний Rockwell и The Ardis. Вместо ранее применявшихся сотовых телефонов Wiest Truckline установила на свои грузовики 52 устройства спутниковой связи. Благодаря спутниковой системе глобального позиционирования диспетчеры могут проследить перемещение каждого грузовика на компьютере. С помощью установленной в кабине клавиатуры водители в состоянии обмениваться информацией о доставке.

"Конечно, система спутниковой связи дороже, чем сотовые телефоны, но она и намного экономичнее", - говорит Кристина Хюбшверлен, финансовый инспектор компании. Каждое устройство стоит около 4000 долл., но зато теперь компании не приходится вносить плату за услуги сотовой связи, которая достигала иногда 700 долл. в месяц с каждого грузовика. Кроме того, если раньше приходилось полагаться на ненадежную функцию роуминга, то теперь с любым грузовиком всегда есть спутниковая связь.

Несмотря на появление все новых технологий беспроводной связи, в будущем, когда вырастет число операторов и снизятся цены, самым популярным видом связи окажется все же спутниковая, как считает Матиас. Однако и сотовая связь не утратит своего значения.

"Со временем по сотовым телефонам можно будет отправлять данные и факсы, - говорит Матиас. - Сотовая связь займет свою нишу и в потребительском, и в бизнес-секторе".


GSM продвигается на азиатский рынок

Ericsson и Nokia получили право на создание сетей GSM в Таиланде и Узбекистане. Вероятно, этот стандарт будет преобладать на рынке цифровой сотовой связи и в следующем десятилетии.

Хотя выигранный Ericsson 8-миллионный узбекский контракт не производит особого впечатления, если говорить о сумме, он имеет большое значение как первый контракт шведской фирмы, заключенный со среднеазиатским государством.

Лицензию на обслуживание узбекской сети GSM получила дочерняя компания южнокорейской корпорации Daewoo.

Финская корпорация Nokia Telecommunications объявила о получении от таиландской компании заказа на поставку оборудования для сети GSM 1800. Стоимость контракта - 165 млн. долл.

Примечательно, что, как утверждает компания Forward Concepts, опубликовавшая отчет Wireless98, результаты последних маркетинговых исследований говорят в пользу дальнейшего процветания GSM, хотя по многим параметрам GSM уступает более новому стандарту Code Division Multiple Access.

Тем не менее, вследствие ограниченности инсталлированной базы, эта технология не успеет догнать GSM прежде, чем обе сменятся сотовыми системами третьего поколения.

По оценкам Ericsson, на сегодняшний день в мире насчитывается около 50 млн. подписчиков GSM. Согласно результатам исследований, к 2000 году суммарный оборот на рынке GSM достигнет 7,7 млрд. долл., и в мире будет использоваться 32 млн. устройств GSM.

Однако к 2002 году оборот на рынке GSM уменьшится до 6,3 млрд. долл., а количество используемых устройств - до 28 млн. В то же время количество устройств CDMA вырастет до 16 млн., а суммарный оборот на этом рынке достигнет 4 млрд. долл.

Тем не менее и сейчас на рынке CDMA можно сделать большие деньги.

Motorola, например, выиграла контракт на расширение перуанской сети CDMA, который оценивается в 350 млн. долл. - в ближайшие пять лет компания Telefonica del Peru планирует расширить число абонентов до 1 млн.

- Терхо Уимонен,
Служба новостей IDG, Тайбэй

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями