Специалисты НИКФИ подтвердили, что требуемые объективы можно изготавливать на отечественной производственной базе.

По словам президента ActiVision Марата Габдрахманова, "пробным шаром" станет 60-мм объектив. Хотя по сравнению с двумя другими моделями его сложнее изготовить, такой объектив не поставляется на российский рынок, а именно он позволяет в 1,5 раза увеличить яркость проецируемого изображения. На вопрос о цене Габдрахманов ответил, что новый продукт вряд ли окажется дороже стандартного телеобъектива, однако его стоимость будет определяться, в частности, тем, сколько 60-мм объективов удастся продать за время жизни проектора VR-610. Срок службы последнего, по данным Sharp, составляет не менее 10 лет, конечно при соблюдении элементарных требований.

Президент ActiVision считает, что этот проект очень важен для компании, поскольку независимо от его коммерческого успеха специалисты получат опыт по модернизации проекторов, который может пригодиться в дальнейшем. Что касается Sharp, фирма приветствует все, что может способствовать увеличению объемов продаж ее изделий, а потому спокойно относится к опытам ActiVision по доработке проекторов.

Михаил Каспаров рассказал и о других способах модернизации проекторов, в первую очередь с точки зрения увеличения яркости. Для отдельного проектора такого увеличения можно добиться, используя более мощные лампы, конечно, если при этом обеспечить приемлемые условия охлаждения всего прибора. Можно усовершенствовать и оптическую систему проекторов. Поэтому специалисты ActiVision обратились с предложением о сотрудничестве в этой области ко всем заинтересованным фирмам.

Основная часть семинара была посвящена обзору современных LCD-проекторов и их возможностей, областям их применения и принципам выбора проекционного оборудования. Один из докладов был посвящен применению проекторов в тренажерах, темой другого стало использование проекционного оборудования в шоу-бизнесе.

О возможностях проекторов можно было не только услышать - они демонстрировались в действии. Специалисты ActiVision продемонстрировали создание видеокомплекса с использованием от одного до трех проекторов Sharp, позволяющего обеспечивать яркость изображения до 3600 ANSI-люменов. Участникам семинара демонстрировались фильмы на экране размером 6 х 8 м, и они могли сравнить качество изображений с бытового (VHS) и полупрофессионального видеомагнитофонов, а также DVD-плейера. Кроме того, собравшимся представили образцы двух тренажеров на базе LCD-проекторов.

Последние модели проекторов Sharp - в частности, VR-610 - имеют стандартный последовательный порт RS-232, что позволяет управлять ими через подключенный к порту компьютер с помощью специальной программы. Эта возможность также была продемонстрирована на семинаре, причем для управления проекторами использовалась программа, разработанная в ActiVision.

Несмотря на то что ActiVision проводила уже третий подобный семинар, число заинтересованных слушателей не убавилось.. В семинаре приняли участие свыше 300 человек, многие из них представляли регионы.


Проекторы и виртуальная реальность

При подготовке обзора по системам виртуальной реальности в промышленности (опубликован в 100-м номере еженедельника) я обратился к Марату Габдрахманову с просьбой прокомментировать использование проекционного оборудования в системах виртуальной реальности. В частности, это касалось проекционной системы фирмы Panoram Technologies, входящей в состав Reality Center, с помощью которого на авиационном салоне в Ле-Бурже демонстрировался виртуальный самолет Falcon 2000.

Свой комментарий президент ActiVision начал с замечания о том, что сейчас системы виртуальной реальности используются главным образом в сфере развлечений: для работы необходим компьютер меньшей мощности, чем для игр. По его словам, систем, подобных Reality Center, в России нет. Однако более простые системы - тренажеры - имеются, причем специалисты НИКФИ, с которыми сотрудничает ActiVision, создают подобные тренажеры (в том числе и на базе трех проекторов) уже давно. Тренажеры нельзя считать системами виртуальной реальности, поскольку они только до известной степени приближают нас к действительности: из всех органов чувств человека в них задействовано только одно - зрение. При этом известно, что наибольшую часть зрительной информации перерабатывает мозг.

Глаза можно обмануть: когда три проектора выводят изображение на широкий экран (как в широкоэкранном кино), то у близко сидящего к нему человека начинает работать периферийное зрение, создавая ощущение объемности "картинки". Тем не менее в подобных тренажерах отсутствует реальное стереоизображение, а поэтому непонятно, как в этом случае, например, определять расстояние до какого-нибудь объекта. Поэтому зрительная иллюзия реальности создается двумя способами: делают системы стереопроекции и в тоже время расширяют максимальный угол обзора.

Как считает Габдрахманов, трудно однозначно ответить на вопрос о том, что лучше, - сделать экран "поменьше и погрубее, но с эффектом перспективы" или использовать большой экран с высоким разрешением. В реальных условиях, когда большое изображение на одном или нескольких экранах создается с помощью нескольких компьютеров, часто возникает линия раздела между отдельными изображениями. Обычно глаз автоматически отбрасывает эти границы, особенно если линии раздела изображений не очень велики. Зачастую для того, чтобы "сшить" изображение, используются как программные, так и оптические средства.

Использование LCD-проекторов в тренажерах связано с двумя затруднениями. Первое - недостаточная разрешающая способность - по мере совершенствования проекторов исчезает. Вторую проблему решить труднее. Дело в том, что если в системе возникают какие-либо реальные искажения, то в случае трехлучевого проектора их можно отрегулировать с помощью соответствующих ручек настройки, так же как и на мониторе компьютера. В данном случае недостаток трехлучевого проектора - наличие многочисленных ручек настройки - оборачивается достоинством. Ситуация с LCD-проекторами сложнее. У массовых моделей минимум возможностей юстировки (что, безусловно, хорошо для конечного пользователя): все происходит как бы само по себе, автоматически. Как и в ноутбуке, в данном случае регулируется только яркость и контраст. Поэтому при выводе изображения на экран сложного профиля (например, полусферический) не исключено возникновение определенных краевых эффектов, и тогда изображение не удается сшить. Конечно, на сложных проекторах, - например, оборудовании Barco - подобные регулировки имеются.

Чтобы избежать подобных трудностей, можно поступить и по-другому: обрабатывать входной сигнал, подаваемый на проекторы.

Хотя трехлучевые проекторы проще с точки зрения настройки, для создания яркого однородного изображения реальной альтернативы LCD-проекторам нет. Кроме того, некоторым заказчикам нужны мобильные тренажеры, а обычные трехлучевые проекторы имеют большие габариты и очень капризны в отношении транспортировки: они боятся тряски и для их юстировки требуются высококвалифицированные специалисты.

Насколько быстро можно собрать подобную мобильную систему? По мнению Габдрахманова, при использовании современных проекторов на это может уйти день. Особенно если используется не один проектор: в этом случае может встать задача сведения нескольких изображений в одно с целью увеличения общей яркости.

Несмотря на перечисленные проблемы, проекционная часть - все же не самый сложный и дорогой элемент. Самых больших затрат требует ПО, хотя для визуализации объектов нужен также очень мощный и дорогой компьютер (возможно, даже не один).

На Западе такие системы часто создают лишь для того, чтобы добиться благосклонности заказчика. Так, если несколько фирм ведут борьбу за получение заказа от Пентагона, скажем, на строительство партии самолетов общей стоимостью полмиллиарда долларов, то, наверное, имеет смысл истратить 50 млн. долл., чтобы продемонстрировать виртуальный прототип изделия.

В российских условиях не может быть и речи о том, чтобы разработка виртуальной реальности сводилась лишь к созданию мультфильма. Этот процесс можно сравнить с решением задачи автоматизированного проектирования. Габдрахманов считает, что не существует таких технических затруднений, не позволяющих отечественным специалистам собрать качественную систему для демонстрации виртуальной реальности. Естественно, цена системы будет больше, чем суммарная стоимость составляющих ее компонентов, поскольку несет на себе печать "ноу-хау". В условиях нехватки у российских предприятий финансовых средств у ActiVision, по мнению Габдрахманова, появляется все больше шансов принять участие в реализации проектов создания различных тренажеров. Но пока таких проектов немного. Среди заказчиков, например, есть автошколы. Они, как правило, останавливаются на простых проекторах, у которых на вход подается видеосигнал.