Многоадресная передача как средство от перегрузок сети

Боб Меткалф

Еще вчера мы не смели и надеяться, что разработчикам телекоммуникационных технологий удастся объединить в одной сети передачу голоса, видео и того, что обычно называют попросту данными. А сегодня уже с волнением ждем сообщений о том, когда же наш любимый Internet "снабдит" подключенные к нему компьютеры функциями телефонов и телевизоров, а также заставит их обрабатывать все прочие виды цифровой информации, существующей под солнцем. Суждено ли нам дождаться этого?

На основании сведений, получаемых от группы компаний, которые объединились в рамках инициативы Internet Protocol Multicast Initiative (IPMI), можно сделать вывод: в самое ближайшее время в Internet ворвется телевизионное вещание. Правда, я считаю, что если это когда- нибудь и произойдет, то уж во всяком случае не на нашем веку.

В развитии Internet-телефонии, похоже, завершается этап невыполненных обещаний. Но даже если коммутация цифровых пакетов получит массовое признание, победа в конкурентной борьбе с обычной аналоговой связью может быть одержана лишь по прошествии десятилетий.

Internet-телевидение, напротив, только вступает в стадию, на которой производители раздают беспочвенные обещания.

Представители IPMI отмечают, что многоадресная передача информации в IP-сетях может превратить ПК в подобие телевизоров. Поэтому IPMI стремится заставить производителей оборудования привести свои маршрутизаторы и сети в соответствие со стандартом многоадресной передачи, представленным Internet Engineering Task Force.

1997 год был объявлен консорциумом IMPI Годом многоадресной передачи в IP-сетях. Не буду с этим спорить, но смею заметить, что пройдут десятилетия, прежде чем Internet сможет на равных соперничать с высокоразвитыми телевизионными сетями.

Многоадресная передача с использованием протокола IP представляет собой один из наиболее значительных этапов в истории развития Internet. В этой сети реализована связь "многие-ко-многим". Цифровые данные при отправлении разбиваются на пакеты, после чего эти пакеты отдельными порциями пересылаются адресату. Телевидение, напротив, базируется на непрерывной передаче информации через несколько аналоговых широковещательных сетей.

Для телевизионных трансляций в Internet без многоадресной передачи вам придется копировать пакеты видеоинформации, а затем пересылать их на каждый компьютер, настроенный на прием. При этом на маршрутизатор будет поступать множество копий одних и тех же пакетов, что значительно затрудняет ретрансляцию. Эффективным решением в этой ситуации может оказаться применение многоадресной передачи.

Программное обеспечение многоадресной передачи дает маршрутизатору указание принять телевизионный пакет только в том случае, если за маршрутизатором находятся один или несколько ПК, настроенных на прием программ. Затем копия пакета пересылается дальше на каждый из указанных компьютеров. Протоколы многоадресной передачи сообщают маршрутизаторам, на какие именно ПК следует перенаправить тот или иной информационный поток.

Если на прием пакетов c видеоинформацией настроено достаточно большое количество компьютеров, экономия от многоадресной передачи будет громадной. Таким образом, необходимо признать, что многоадресная передача в IP-сетях весьма эффективна и IPMI на правильном пути. Консорциум уверяет, что к 2000 году к Internet будет приковано 250 миллионов глаз и скоро на смену телевизорам придут ПК, подключенные к Internet, - все это, равно как и объявление 1997 года Годом многоадресной передачи в IP-сетях, на мой взгляд, не более чем красивый маркетинговый ход. Поверьте, в свое время я тоже ратовал за то, чтобы объявить 1982 год Годом локальных сетей, и мне хорошо известны подобные уловки.

Одним из основных факторов, которые способны помешать интегрированной передаче голоса, видео и обычных данных, может стать резкое возрастание объемов информации, представленной в новой форме, которое приведет к перегрузке Сети. Огромное количество информации, пересылаемой в ходе телетрансляций, и высокие требования к синхронизации затрудняют разбиение данных на пакеты и дальнейшее их распространение через Internet. Ведь Internet проектировалась для передачи ASCII-текстов, а компьютеры в узлах сети работали в режиме разделения времени.

Хочется надеяться, что Internet в итоге начнет поддерживать передачу всех видов информации. Однако мне очень не хочется, чтобы разъяренные читатели съели меня с потрохами, если этого не произойдет.

Вероятнее всего, многоадресная технология станет использоваться не для телетрансляций, а для работы с иными формами информации - интерактивного чтения газет, получения сведений о рыночных котировках и т.д. Если это произойдет, IPMI уже не придется беспокоиться о развитии инфраструктуры для новых типов информации.


Боб Меткалф - известный исследователь в области сетевых технологий. В 1973 году он изобрел Ethernet, а в 1979-м - основал компанию 3Com. В настоящее время Меткалф специализируется на технологиях и проектах, связанных с использованием Internet. Электронную почту ему можно отправлять по адресу bob_metcalfe@infoworld.com.

О, эта ускользающая мода...

Ховард Андерсон

Благодаря чему компания становится "модной"?

Ответ очевиден. Благодаря нужному продукту для нужного рынка с надлежащим характером распространения и соответствующими стратегическими партнерами (не забудьте еще и про нужное время). Компании при этом не обязательно зарабатывать большие деньги, но ее оборот должен расти по крайней мере на 25% в год.

Кто решает, что компания стала модной?

Решает рынок. Именно рынок, а вовсе не владельцы венчурного капитала, не представители компаний по связям с общественностью, и уж, конечно, не издания, публикующие сравнительные обзоры, типа Computerworld. (Вы понимаете, уважаемые читатели, что Ховард имел в виду американское издание, поскольку российского он, очевидно, не читал. - Прим. ред. российского издания.) Рынок делает выбор в вашу пользу, когда ваши продукты начинают покупать, и обусловлено это стремлением потребителей к лидерству и техническим преимуществам.

А как вы относитесь к длинным спискам потребителей - производители так любят размахивать этими списками перед лицом обескураженных пользователей?

Около 300 компаний-производителей ежегодно посещают The Yankee Group, и каждый заверяет, что Bear Stearns или DuPont, или, по крайней мере, General Electric отдает предпочтение их продукту. Мы скептически относимся к подобным утверждениям. Это ни о чем не говорит. Всегда и все когда-то что-то покупают. Настоящий критерий должен быть совсем иным. Использовала ли упоминаемая компания данный продукт в качестве корпоративного стандарта? Применяют ли они этот продукт в своем производстве? Вот что действительно важно.

И все-таки может ли один-единственный фактор сделать компанию модной?

Если и может, то это значит, что речь идет о нужном секторе рынка. Еще не было случая, чтобы "модная" компания появилась на "немодном" рынке. Если все бросаются автоматизировать службу продаж, то такие компании, как Aurum Software или Siebel Systems, могут стать модными. В это секторе могут существовать компании и не пользующиеся популярностью, но никогда компания не станет модной, если она занимается делом, которое никого не интересует.

А компании с венчурным капиталом делают ставки на "модные" секторы рынка?

Нет, такие компании предпочитают иметь дело с теми областями, которые только обещают войти в моду. Это не так просто - ведь неизвестно, когда это произойдет? Battery Ventures, например, сделала ставку на нейронные сети еще в 1984 году. Ажиотаж на этом рынке возник лишь в 1994 году! С другой стороны, за каждый доллар, вложенный в Fore Systems, через два года компания получила 50.

Значит ли это, что если компании обеспечена поддержка венчурного капитала, то рано или поздно она станет модной?

Как ни странно - да! Именно поэтому чертовски трудно получить финансирование у компаний с венчурным капиталом, несмотря на то что ежегодно размер инвестиций достигает 6-7 млрд. долл. И все это благодаря предъявляемым ими высоким требованиям и строгой дисциплине расходования предоставленных средств.

Имеется четкое различие между модными компаниями и модными продуктами. Мы не считаем, что существуют компании, которые действительно можно было бы назвать модными в том смысле, в котором этот термин применим к модным продуктам. Вернее сказать, они существуют, но слишком недолго. Лучшие из них предлагают продукты, лидирующие на рынке, и те, которые выходят сериями. Налажена связь между продуктами и потребителями. Иногда бывает так, что несмотря на достоинства продукта, объем его продаж явно недостаточен для того, чтобы компания приобрела известность.

Должна ли модная компания просчитывать пути развития рынка на несколько шагов вперед?

Конечно, это аксиома. Но умный руководитель правдивую информацию может получить, даже погадав на кофейной гуще - скажем, предугадать, что крупнейшие конечные пользователи (The Yankee Group 2000, как мы их называем) все сводят к NT или Windows. Может случиться так, что инновация компании, ее продукт, прекрасно подойдет для этих систем. Но если Microsoft решила включить эту возможность или эту функцию в свою следующую версию, они слегка "помоднеют".

И часто такое происходит?

Да десять раз на дню!

Что же еще может помочь компании получить статус "модной"?

Например, создание альянса с конечными пользователями. Посмотрите, как Aurum совместно с MCI занимается автоматизацией отделов продаж, или как Owens Corning вместе с SAP создает финансовые системы для международного рынка. Это наиболее перспективные виды альянсов.

Может ли компания, будучи модной, не иметь модных продуктов?

Нет. Сначала появляется модный продукт, за ним - еще более модный. А уж после того и компания зачисляется в элитный класс. Чтобы стать великой компанией, нужно терпение. Примеры: Compaq, Oracle, Microsoft. Вся отрасль была создана на основе модных продуктов. Наши клиенты - конечные пользователи - в один голос твердят: "Пусть будет меньше производителей, но пусть они делают больше!"

Для того чтобы компания приобщилась к аристократии, она должна либо вытеснить существующего лидера, либо убедить пользователя, что его доморощенное решение и стоит слишком дорого, и недостаточно производительно. Стратегическими партнерами не рождаются, ими становятся.


Ховард Андерсон - основатель, президент и управляющий директор The Yankee Group и один из основателей Battery Ventures. Андерсон был советником по проекту Hot Emerging Companies компании Computerworld. С ним можно связаться по адресу handerson@yankeegroup.com.

Несколько полезных советов...

Каждому пользователю неплохо было бы отвести определенную часть бюджета отдела информационных технологий под работу с модными компаниями и продуктами - риск здесь вполне оправдан. Немного - это значит процента четыре. И, возможно, с этими модными продуктами и произойдет чудо. Но пользователям, помимо этого, необходимо продумать ряд приведенных ниже вопросов.

  • Что обещают другие продукты? Когда они появятся? Сколько человек компании придется выделить для реализации этого проекта?
  • Что представляет собой руководство компании? Стоят ли там у кормила власти основатели компании, или же это наемные сотрудники? Какой у них опыт работы, и чего они уже достигли? Быть может, вы скажете, что "распорядители венчурного капитала" абсолютно непричастны к работе компании. Это не так.
  • Насколько хорошо продуманы маркетинговые мероприятия? Помните, что компания может иметь прекрасную технологию и стабильное финансовое положение, но если эту технологию нельзя продать, ничего хорошего из этого не выйдет.
  • Не спрашивайте первых пользователей о новых продуктах по телефону - поговорите с ними лично. Но только, Бога ради, забудьте о своем снобизме производителя.